Звуки вечности… История возрождения божественной музыки

Рассказывает Наталья Фомичева

Информационный штаб (ШИ) 17 февраля 2018 19:52 1268

Его называют королем инструментов, а его звук — божественной музыкой. Сегодня мы поговорим об астраханском органе — с человеком, который многие годы служит этому удивительному инструменту. Управляющая Благотворительным фондом «Возрождение Астраханского органа» Наталья Фомичева поведала нам интересные истории и раскрыла несколько секретов волшебства.

Немного истории

Более двух веков назад Астрахань услышала божественную музыку – именно так называют ценители звучание органа. И что примечательно — одними из первых именно астраханцы оценили царственный инструмент. Наш город стал третьим в России, после Москвы и Санкт-Петербурга, где появился орган. Его установили в Лютеранской Кирхе в 1778 году. Новый орган был установлен в Римско-католическом храме Успения Пресвятой Богородицы в 1904 году, а в 1975 году еще один орган — чешской фирмы Rieger-Kloss появился в Большом зале Астраханской государственной консерватории.

Родоначальником органных концертов в Астрахани более 100 лет назад стал Артур Капп – пианист, дирижер, композитор, директор Астраханского музыкального училища.

Непростые времена

Сегодня уже трудно представить Астрахань без звучания органа, но эта история вполне могла случиться. С началом нового тысячелетия орган консерватории начал давать сбои. Именно поэтому в 2001 году Наталья Фомичева создала Благотворительный фонд «Возрождение Астраханского органа», который занялся сбором средств для ремонта инструмента. У Фомичевой появились единомышленники. Помочь стремились многие: и руководство региона и города, и самые обычные люди, взрослые и дети. Оценив такой порыв, к акции присоединилось министерство культуры Российской федерации, выделив солидный транш.


Музыка для всех

Несмотря на то, что органу требовалось восстановление, музыка не прекращала звучать: в Большом зале Консерватории регулярно проводились концерты органной музыки, число слушателей которых возрастало с каждым разом. Вскоре нужные средства были собраны, и орган был восстановлен. Здесь, в Консерватории, а затем и в Римско-католическом храме (известном как Костел), дают органные концерты по сей день: известные музыканты из разных городов нашей страны и зарубежья дарят астраханцам свое искусство. Наталья Фомичева продолжает работу Фонда и сама организует большие концертные программы, в том числе в рамках благотворительного проекта и Президентского гранта «Музыка для всех».

Кстати, Астраханскому костелу уже ни много ни мало 250 лет!

«В 2017 году наш Фонд стал победителем Первого Президентского гранта!», — с гордостью отмечает Наталья Фомичева. К слову, лишь три общественные организации Астраханской области смогли победить в этом серьезном конкурсе. И то, что среди них оказался фонд, организующий концерты, — совсем не случайно. Понимая, как много значит музыка для каждого, Наталья Борисовна всегда стремилась устраивать благотворительные концерты для тех, кто не мог приобрести билет. Договаривалась с министерством соцзащиты, другими спонсорами. Президентский грант позволил сделать органные концерты доступными для большего количества астраханцев. Так что название проекта «Музыка для всех» в полной мере соответствует своему содержанию.

Сейчас в Астрахани органные концерты переживают второе рождение. Не только именитые музыканты радуют своими выступлениями астраханцев, но и наши юные таланты — учащиеся детских музыкальных школ, студенты музыкального колледжа и консерватории выходят на профессиональную сцену. Вспомнить хотя бы недавние Рождественские концерты, ежегодно проходящие уже более 10 лет. И в этом году под сводами костела вновь звучали детские голоса.

Профессия «органист»

Имя Натальи Фомичевой у астраханцев прочно ассоциируется с органом. Кажется, она играет на этом невероятном инструменте с рождения — ну или, по крайней мере, с ранних лет. Но оказалось, все совсем не так.

Я поздно пришла к этому инструменту — долгое время работала концертмейстером в консерватории, аккомпанировала хору на фортепиано. Но однажды меня попросили сыграть на органе. Я волновалась, ведь была совсем с ним не знакома. Но стоило только прикоснуться к клавишам и услышать этот звук – и я словно оказалась в плену. Это была самая настоящая любовь с первого взгляда. Мне сразу же захотелось связать свою дальнейшую жизнь с этим инструментом. Целый год я самостоятельно занималась по 6-8 часов в день. Позже ректор Казанской Консерватории Рубин Кабирович Абдуллин, прослушав меня, пригласил на стажировку в Казанскую консерваторию.

При этом Наталья Фомичева подчеркнула, что все органисты начинают свой путь с освоения фортепиано.

Орган и фортепиано

На первый взгляд, у этих инструментов есть невероятная схожесть — они оба клавишные. Однако в то время как звук фортепиано извлекается путем удара молоточком о струну, у органа принцип звукоизвлечения совсем иной: звук в нем появляется благодаря воздуху, проходящего через трубы. Кроме того, орган имеет не одну, а от двух и более клавиатур – мануалов. Есть также и клавиатура для ног – педаль. Таким образом, помимо рук, органист играет еще и ногами, — рассказывает нам Наталья Фомичева.

Играть нужно в специальной обуви с гибкой подошвой, которая не нарушает чуткости ноги при работе на этом инструменте.

Еще одна особенность: в отличие от фортепиано, орган обладает огромным разнообразием тембров. В его звучании можно услышать и флейты, и гобои, словом, всю палитру инструментов симфонического оркестра.

Окрыленные примером Натальи Фомичевой, мы спрашиваем: как же можно научиться столь непростому искусству? Наша собеседница с улыбкой отвечает, что если есть желание и любовь к инструменту, то преодолеть можно любые трудности.

Секрет в акустике

Орган чувствует себя в костеле как дома — наверное, именно поэтому его звучание производит такой мощный эмоциональный эффект. Но главный секрет — в акустике.

Лучшего акустического места в Астрахани для органа просто не найти. Несмотря на то, что наш орган цифровой (не имеет труб), именно акустика обеспечивает столь прекрасное, объемное звучание и создает иллюзию «присутствия» настоящего органа. Вместе с тем, и сама обстановка храма располагает к погружению в свой внутренний мир.

Кстати, в концертах Фонда орган выступает не только в роли солирующего инструмента, но и в ансамбле с другими инструментами и голосами.

Волшебный сон

Органные концерты в храме имеют отличительную особенность. В концертных залах орган установлен на сцене и слушатели могут видеть исполнителей. В Костеле же музыканты находятся на балконе позади публики. Это позволяет слушать музыку и не отвлекаться на визуальный ряд. Слушатели так погружаются в удивительное звучание органа, инструментов и голосов, что на некоторые время словно уходят от реальности.

Завсегдатаи органных концертов рассказывают, что впечатления от органной музыки настолько сильны, будто сладко засыпаешь во время ее звучания. Слушатель погружается в свои мысли, пока магия мелодии уносит его куда-то далеко от действительности.

«Это чувство знакомо и мне, – говорит Наталья Фомичева – После каждого концерта я убеждаюсь, что органная музыка сейчас стала необходимостью для очень многих людей, что она востребована, и потому она продолжает жить и звучать. Ведь недаром в названии нашего Фонда есть слово «возрождение».

По материалам сайта Astrakult.ru

comments powered by HyperComments
Реклама

Обсудить