В отношении Газпрома начато расследование по подозрению в трех эпизодах нарушения антимонопольного законодательства стран Центральной и Восточной Европы. Вчера Еврокомиссия сообщила о начале расследования в отношении Газпрома по подозрению в нарушении антимонопольного законодательства посредством ограничения конкуренции на газовых рынках Центральной и Восточной Европы. Открытие расследования стало следствием официальной проверки, проведенной Еврокомиссией, на объектах хранения и транспортировки газа 20 компаний в 10 странах Центральной и Восточной Европы в сентябре 2011 г. Комиссия планирует изучить три эпизода возможного нарушения антимонопольных практик Газпромом:
В отношении Газпрома начато расследование по подозрению в трех эпизодах нарушения антимонопольного законодательства стран Центральной и Восточной Европы. Вчера Еврокомиссия сообщила о начале расследования в отношении Газпрома по подозрению в нарушении антимонопольного законодательства посредством ограничения конкуренции на газовых рынках Центральной и Восточной Европы. Открытие расследования стало следствием официальной проверки, проведенной Еврокомиссией, на объектах хранения и транспортировки газа 20 компаний в 10 странах Центральной и Восточной Европы в сентябре 2011 г. Комиссия планирует изучить три эпизода возможного нарушения антимонопольных практик Газпромом:
* Действия, направленные на разделение рынков газа в Центральной и Восточной Европе, что могло затруднить свободные поставки газа в страны-члены ЕС.
* Действия, которые могли препятствовать диверсификации поставок газа.
* Установление несправедливого ценообразования за счет привязки цен на газ к ценам на нефть.
В худшем случае штраф может составить 10-30% выручки. Сроки проведения расследования объявлены не были. В случае если Еврокомиссия признает нарушение антимонопольного законодательства, штраф может составить 10% выручки. Размер штрафа может быть увеличен до 30% выручки, если нарушение было зафиксировано в течение более одного года. Самый крупный штраф, наложенный Еврокомиссией на одно юридическое лицо, составляет $553 млн.
Комиссия оспаривает условия экспортной политики Газпрома для европейских стран. По всей видимости, Еврокомиссия будет расследовать основные условия, на которых Газпром осуществляет поставки природного газа в европейские страны. Существующие экспортные контракты компании для Европы являются долгосрочными (заключены на несколько лет), содержат условие take or pay (вне зависимости от фактического объема потребления потребители обязаны заплатить за весь законтрактованный объем), а цена на газ привязана к цене на уголь и мазут – альтернативным источникам энергии для электроэнергетических компаний.
Ряд европейских клиентов Газпрома уже получили скидку в размере 7-10%, две компании оспаривают условия контракта с Газпромом в арбитражном суде. Новость об открытии расследования Еврокомиссией в отношении Газпрома совпала с пересмотром условий контрактов газовой компании по требованию ряда европейских потребителей с целью получения скидки к цене на газ. С 2009 г. Газпром получил запросы на пересмотр условий контрактов на поставку газа от 20 компаний. Ранее сообщалось, что Газпром договорился с двумя крупнейшими клиентами – E.On и Eni, предоставив им скидку в размере 7-10% к цене поставок с 4К10. Исходя из проспекта к размещению еврооблигаций, Газпром продолжает переговоры с шестью европейскими потребителями, при этом польская PGNiG и чешская RWE Transgas оспаривают условия контрактов в арбитражном суде.
На наш взгляд, экспортной политике Газпрома ничего не угрожает в ближайшие 4-6 лет, однако премия за риск при оценке компании возрастает. Хотя расследование может оказаться длительным и в итоге ни к чему не привести, сам факт действий Еврокомиссии в отношении Газпрома предполагает новую премию за риск при оценке справедливой стоимости Газпрома
ввиду неопределенности конечного результата. Согласно экстремальному сценарию, Газпрому придется перейти на спотовое ценообразование для поставок газа в Европу, исключив контрактные обязательства потребителей по объему. Мы считаем такой сценарий маловероятным, по крайней мере, в ближайшие 4-6 лет. Полный переход на спотовые цены в Европе может произойти, если европейские потребители получат реальные альтернативы поставкам Газпрома, наиболее вероятным вариантом которых являются поставки сланцевого газа из США (ожидаются не ранее 2016-2018 гг.). Теоретически привязка цен на газ к ценам на мазут, которые зависят от цен на нефть, вполне оправданна. При этом рыночный механизм ценообразования, основанный на спросе и предложении, может существовать, когда покупатели имеют возможность менять поставщиков, а предложение более чем на 100% покрывает объемы потребления. На наш взгляд, такая ситуация маловероятна для европейского рынка газа в ближайшие 4-6 лет.
Андрей Кувшинов, начальник отдела персонального брокерского обслуживания Астраханского филиала ФГ БКС