Что может сквозь века поведать нам «Медный всадник»? На этот вопрос Вы найдете ответ в премьерной постановке Астраханского государственного театра оперы и балета, которая состоится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив 25 и 26 марта 2023 года.
«Пушкин – наше всё» — это высказывание из уст литературного и театрального критика Аполлона Григорьева прозвучало более 150 лет назад. Литературное достояние Александра Сергеевича, действительно, объединяет многих людей. Все критики по-разному отнеслись к произведению «Медный всадник», но все они пришли к одному выводу о гениальности поэта.
«Медный всадник» стал своеобразной вершиной претворения пушкинской темы на балетной сцене. Премьера в Астраханском театре опера и балета трактует нам постановку на классической основе, приближенной к пушкинской истории, но в большей части раскрывающий образ Петра.
Музыкальное оформление к балету написано Рейнгольдом Морицевичем Глиэром и является одним из лучших его произведений. Известно, что Глиэр всегда мечтал написать музыку к пушкинской поэме. Работа над музыкой была очень сложной и долгой. В окончательном результате появляется потрясающая по красочности музыка. Разнообразие эмоций нагнетало напряжение в симфонической музыке.
Действие балета происходит в Петербурге в начале XVIII века, а затем переносится в осень 1824 года. В прологе на сцене очертания местности, где «будет город заложен». И далее Петр, погруженный в думы…Сочинение является неиссякаемым источником, из которого можно черпать жизненные знания. Это искусное переплетение истории и современности, противопоставление двух сил: государства и простого человека. Петр I является символом настоятельной общественной потребности в переменах, причем в переменах кардинальных, быстрых и при этом успешных.
В чем же особенность медного всадника на сцене Астраханского театра оперы и балета?
«В нашей постановке зритель увидит новый взгляд на прочтение Пушкина, на его произведение. Наша главная цель создать новый, динамичный, современный спектакль в 2-х действиях, адаптированный к нынешнему времени, но при этом сохранивший всю прелесть петровской эпохи. Мы раскрываем образ Петра не как медного всадника, а в первую очередь как живого человека, который живет мечтами о будущем, с современными кораблями — надежным русским флотом, прекрасными зданиями Петербурга. Человека в образе пророка — видящего будущее России, великой державы, великой империи. И, конечно же, видение главных героев, олицетворяющих любовь Евгений и его невеста Параша с романтической и трогательной историей, предстающими в образе будущего поколения в его мечтах и думах. Финал балета можно определить цитатой С.Тургенева: «Любовь сильнее смерти. Только ею, только любовью и движется жизнь!»
— хореограф- постановщик — народный артист РФ Юрий Клевцов.
Над созданием единой партитуры драмы и танца работали дирижер-постановщик Валерий Воронин, хореограф-постановщик-народный артист РФ Юрий Клевцов, художник-постановщик Олег Молчанов и другие.