Несколько дней несостоявшиеся жильцы дома № 7 по улице Студенческой в Астрахани пикетировали Красное здание на Советской. Дольщики считают себя обманутыми. Трижды. Сначала городской администрацией, которая отказалась от своих обязательств. Затем застройщиком, не завершившим строительство. Ну и теперь уже областным правительством с депутатами вместе.
Официальные релизы кабмина и депутатского корпуса образца мая 2023 года были полны оптимизма. Мол, правительство с депутатским корпусом Астраханской области нашло решение, как помочь обманутым дольщикам получить компенсации. Тем самым 178 астраханцам, что так и отметили новоселье во второй очереди дома № 7 по улице Студенческой. Но в этой истории, длящейся 17 лет, ставить точку еще рано. Реальность оказалась не столь радужной, как обещания власть имущих. Кроме того, часть людей оказалась «выброшена за борт».
Девелопер мэрии не товарищ
В последнее время накал страстей с обманутыми дольщиками немного снизил градус. Обновленное федеральное законодательство позволило компенсировать участникам долевого строительства потерянные средства. Но с многоэтажкой по улице Студенческой, на набережной Кутума, не так все просто.
Строительство дома стартовало в 2006 году. Застройщик – компания ООО «Еврострой» при инвестировании администрации города Астрахани. Предполагалось, что на первом этаже будущей высотки разместится поликлиника. Также муниципалитет брал на себя проведение инженерных коммуникаций. А с будущими жильцами тогда были заключены договора соинвестирования.
Но двумя годами позже планы мэрии изменились. Горадминистрация от своих обязательств отказалась. Достройка объекта легла на плечи «Евростроя». С людьми, купившими в строящемся здании квартиры, стали перезаключать договора, уже как с участниками долевого строительства.
Поговаривают, что с выходом из «игры» мэрии «утекла» и часть денег, уже выплаченных дольщиками. Мэру, а тогда это был Сергей Боженов, срочно понадобились средства на решение какой-то другой проблемы. В общую «копилку» рублики уже не вернулись. Но сейчас, понятно, этого уже не проверишь. Так что будем считать это слухами.
Ты одна, ты такая …
Возвращаемся к проблемному дому. Вскоре строительство затормозилось, затем встало на паузу. А в 2018 году компания «Еврострой» обанкротилась. Часть имущества фирмы было продано с торгов. Дольщики, чтобы обезопасить себя, по суду зарегистрировали право собственности на доли. И это впоследствии стало одним из камней преткновения.
«Они являются не только участниками долевого строительства, но имеют право собственности на определённые доли в этом объекте. Всё это юридически не позволяет использовать механизмы, которые предусмотрены федеральным законом», — поясняла в мае 2023-го в облдуме заместитель председателя областного правительства Виктория Гурьянова.
То есть, под выплату компенсаций из федеральной казны люди не попадали. О достройке дома речь тоже не шла. Годами объект был незаконсервированным, а потому состояние конструкций приблизилось к аварийности. Никто из инвесторов не горел желанием взяться за их восстановление. К тому же, ситуация с этим зданием, как уверяют власти, не имеет аналогов в России. Потому и решение нужно было искать нестандартное.
Губернаторско-депутатский подарок
Палочкой-выручалочкой должен был стать новый областной закон, инициированный губернатором. Речь шла о выплатах компенсаций из регионального бюджета. Документ был принят Думой Астраханской области в мае 2023 года и вступил в силу с 1 июня. Размер компенсации зависит от суммы, которую дольщик вносил застройщику. Плюс – индексация потребительских цен за прошедшее время. На эти цели в областной казне предусмотрено 340 миллионов рублей.
На бумаге все выглядело прекрасно. Но не на практике. Дольщики сдали свои документы в региональный Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства. А дальше началась «резина».
«Деньги до сих пор не выплатили. Никто никого не приглашает. Никто никому ничего не объясняет. Начинаем звонить, никто нам сказать ничего не может», — возмущается пенсионерка Вера Николаевна, одна из дольщиц.
Берите что дают
В сентябре текущего года обманутые дольщики решились на серию одиночных пикетов. Местом «прописки» стала улица Советская, у входа в здание администрации губернатора. Стояли по очереди, держа в руках плакат. Внимание власть имущих привлечь удалось. Или может губернатору просто надоело несколько дней подряд натыкаться взглядом на надпись, сделанную крупными буквами на плакате: «Обманутые дольщики по ул. Студенческая, 7 требуют компенсации по среднерыночной стоимости, утвержденной Минстроем РФ».
С активом дольщиков встретился заместитель председателя регионального правительства Михаил Богомолов. Видимо, сам глава кабмина Олег Князев пообщаться с астраханцами лицом к лицу не решился, «бросил на амбразуру» своего ближайшего подчиненного. «Аудиенция» произошла в стенах областного минстроя 26 сентября. И началась она с комплимента одной из пенсионерок, мол, как похорошела баба Валя, не то что у Красного здания, где она стояла с плакатом. Пожилая женщина внимание чиновника оценила. Кокетливо поправив платок, она подтвердила, мол да, принарядилась. На этом, собственно, игривость закончилась.
Главная претензия дольщиков – заниженная сумма компенсаций. Все дело – в тех самых договорах соивестирования. Они попросту не учитываются. Расчет ведется от даты заключения договора долевого участия. А это минус два-три года, что в денежном эквиваленте тянет на миллион-полтора рублей. Не идет в расчет и 2023 год, который уже почти завершился. Для дольщиков это весьма существенная разница. Особенно с учетом сегодняшнего ценника на квартиры. А тут еще и «волшебный» посыл от зампреда регионального кабмина последовал.
«Нужно, чтобы мы до конца года успели вам деньги выплатить. В проекте бюджета на 2024 год этих денег нет. Наша задача, губернатором поставленная, полностью завершить программу по обманутым дольщикам. Комиссия, которая рассчитывала сумму компенсации, отталкивалась только от буквы закона: расчет идет от момента заключения договора долевого участия», — сообщил Богомолов.
То есть, либо соглашайтесь на то, что дают, либо рискуете вообще остаться без денег? Впрочем, по словам чиновника, выход все-таки есть. И не один. Первое – внесение изменений в областной закон, чтобы предусмотреть в документе вариант с учетом договоров соинвестирования. А второй – подать в суд, чтобы выразить несогласие с суммой компенсаций. Учитывая, что судебные издержки и наем адвоката многим дольщикам не по карману, участники встречи склонились к первому варианту.
Компенсация не для всех
Но тут выяснилось, что двенадцати семьям региональный Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства вообще отказал в выплате денег — у них на руках оказались «неправильные» договора.
«У нас, у двенадцати семей, остались на руках договора соинвестирования. Мы не смогли по независящим от нас причинам перезаключить их на договора долевого участия. Мы обращались и в арбитражный суд, и в администрацию. Многое что прошли. И решением Кировского суда за нами было признано, что раз вся сумма за квартиру выплачена, то нам зарегистрировали право собственности. Как же так, что в процессе разработки областного закона не были учтены интересы той категории граждан, которую я сейчас представляю?», — задалась вопросом Наталья Пустовалова.
Кроме того, у этих семей имеются еще и уведомления Службы строительного надзора Астраханской области от 2017 года за подписью руководителя того периода Алексея Бровина с сообщением, что они включены в реестр граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков.
«Руководствуясь п.п. 3, 7 и 9 п. 2 приложения № 1 «Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших», утвержденного Приказом Минрегионразвития РФ от 20.09.2013 № 403, принято решение о включении Вас в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», — говорится в ответе дольщице Галине Фокиной от 09.06.2017 № 1191/4.
Аналогичный документ есть и у Натальи Пустоваловой. Правда, со ссылками уже на приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации от 12.08.2016 № 560/пр и федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».
То есть, шесть лет назад они считались обманутыми дольщиками, а теперь уже нет. Богомолова эта информация удивила. Мол, ничего не слышал об этих официальных решениях. Потому, собственно, они и не учитывались при разработке областного закона.
Тут можно было бы заподозрить Богомолова в лукавстве, но объективности ради отметим, что он работает в администрации губернатора с 2019 года. Но как могло получиться, что включение этих семей в реестр в 2017 году осталось незамеченным всеми членами комиссии, работающими в 2023-м над изменением законодательства? Неужели на чиновников напал вирус забывчивости? Или документы упс, и испарились?
Странности позиции областного фонда
По словам директора областного Фонда защиты прав граждан – участников долевого строительства Ольги Ногтевой, также бывшей на встрече, о реестре говорить нет смысла, поскольку он велся по прежнему федеральному закону.
«Когда в 2018 году у нас был принят федеральный закон и создан федеральный фонд, данный реестр прекратил свое существование. С того момента появились у нас дольщики — обманутые граждане, установление прав которых шло через федеральный фонд. И если мы читаем законы, то везде идет речь только об участниках долевого строительства, которые заключили договора долевого участия. Про договора совместного инвестирования здесь речи не идет», — подчеркнула Ольга Ногтева.
Отметим, что Фонд, который возглавляет эта дама, не филиал федерального Фонда с аналогичным названием, а структура, созданная при министерстве строительства и ЖКХ Астраханской области. Создана для защиты прав обманутых дольщиков. Но из действий и слов Ногтевой о помощи, кажется, не идет и речи. Как давно ей известно об этих «болевых точках», почему не предприняты меры, чтобы перенести 12 фамилий из старого реестра в новый, что предложено за это время для решения возникшей проблемы? Судя по всему, ничего. Одни отговорки. Кроме того, по некоторым данным Ольга Владимировна ранее работала юристом в ООО «Еврострой». Той самой строительной фирме, из-за которой 178 астраханских семей оказались обманутыми. То есть, все эти юридические крючки, которые сейчас аукаются дольщикам, в том числе и на ее совести. Но об этом глава фонда почему-то предпочла не вспоминать.
По итогам встречи Михаил Богомолов заверил астраханцев, что чиновники постараются оперативно внести изменения в законодательство. В том числе и по «обладателям» договоров соинвестирования. Только областные законы не рождаются в мгновение ока. Хоть заговоры читай, хоть в бубны бей. Цепочка здесь достаточно длинная: согласования, рассмотрение на профильном комитете облдумы, одобрение депутатским корпусом в целом на пленарном заседании. То есть, не менее месяца. А то и больше. И лишь после этого правительство сможет приступить к корректировке порядка расчета компенсаций. Между тем год 2023-й уже приближается к финишу. И справедливая выплата денег людям остается все еще призрачной. Зато «копилка» чиновничьих обещаний пополнилась новой порцией.
Ирина Чернухина