Они придут на помощь днем и ночью, в жару и холод. Достанут пострадавшего из покореженного автомобиля, вызволят ребенка, случайно захлопнувшего дверь, помогут эвакуировать жителей из горящего дома. Они – это астраханские спасатели. Но многие астраханцы при встрече с этими людьми уверены, что речь идет о сотрудниках МЧС. И не все знают, что в Астрахани не одно десятилетие работает МБУ «Аварийно-спасательный центр».
В рамках нашей рубрики «Один день с…» провели с ними не одно дежурство. Уж очень хотелось понять нюансы деятельности городских спасателей? Они, как и представители МЧС, выполняют тяжелую работу в любых погодных условиях, порой с риском для жизни. Но без преференций в виде погон, выслуги и досрочной пенсии. И да, предупредим заранее читателей: в тексте описаны случаи, которые могут вызвать тяжелое впечатление.
Восемь часов утра. Пересменка. Бригада, отдежурившая сутки, сдает дела. Проверка оборудования, дозаправка кислородных и газовых баллонов, спецавтомобилей, заполнение журналов. С этого начинается каждое утро городских спасателей.
Прошедшие сутки в плане происшествий можно назвать спокойными. 81-летняя бабушка упала в квартире и не смогла самостоятельно подняться. Двухлетний ребенок закрыл на защелку входную дверь, пока родительница выскочила в подъезд. Городским спасателям не потребовалось много времени, чтобы открыть запоры. Благо, в наличии имеется специальное оборудование. И с пожилой астраханкой, и с малышом все в порядке. А на рассвете ремонтник, работающий в кинокомплексе «Октябрь», упал с высоты, получив травмы. Специалисты МБУ прибыли на место происшествия раньше других служб. Используя альпинистское снаряжение и специальные носилки, они спустили пострадавшего на землю, оказали ему первую медицинскую помощь и передали в руки подъехавшей бригады медиков.
Пока идет пересменка, исполняющий обязанности директора «Аварийно-спасательного центра» Олег Лихолет рассказывает о своем «хозяйстве». МБУ – это профессиональное формирование экстренного реагирования для ликвидации чрезвычайных ситуаций в Астрахани. Когда-то в эту структуру входило три взаимосвязанных подразделения – диспетчеры (ныне ЕДДС), спасатели и аварийщики. Последние занимались коммунальными авариями. Но по какой-то причине местные власти этот «отряд» ликвидировали. Остались первые два.
Работа сотрудников Центра – круглосуточная. В диспетчерскую службу стекаются все звонки, поступившие по телефонам 112 и 24-07-07. Диспетчера общаются с абонентами и решают, куда перенаправить запрос: пожарным, к примеру, коммунальщикам, полицейским или в скорую помощь.
«Очень много людей одиноких. У них нет конкретной жалобы, но им банально не с кем поговорить. Здесь важно, что наши диспетчеры подготовлены, прошли соответствующую профподготовку. Поэтому умеют с людьми разговаривать. А если звонок связан с происшествием, то тогда он передается в службу спасателей», — рассказывает Олег Лихолет.
Сегодня в диспетчерской службе трудятся 13 человек. И это недобор. Текучка кадров в этом подразделении приличная. В основном, из-за низкой зарплаты, на уровне МРОТ. Со спасателями ситуация иная. Работают годами, десятилетиями. 4 дежурных смены, по 5 человек в каждом, сутки через трое. Не секрет, что спасатели в свободное от дежурства время подрабатывают на стороне, оформив статус самозанятого, ведь у многих – семьи, дети. Но каждый готов в любую минуту, если потребуется, рвануть на вызов.
«Очень слаженный коллектив. Не может быть ситуации, когда кто-то скажет, что мы за этот месяц ездили 25 раз, а их смена 6 раз, а зарплата одинаковая. Здесь такого нет, потому что в следующем месяце может быть ровно наоборот. Они друг друга выручают, подстраховывают всегда. И если понадобится силы двух смен за раз из-за серьезного происшествия, все выйдут», — заверил руководитель Центра.
Расчеты укомплектованы из специалистов широкого профиля, ведь профессия спасателя включает несколько специализаций. Медик, способный оказать первую медицинскую помощь, альпинист и стропальщик, чтобы работать на высоте, электрик, чтобы в случае необходимости обесточить объект. Ну разве что аквалангистов с водолазами нет.
Кроме того, у всех ребят есть аттестация газоспасателей, поскольку на договорной основе они обслуживают более 50 объектов, внесенных в реестр особо опасных производств, расположенных на территории Астрахани. То есть, могут работать в загазованном помещении. Для этого имеется специальная противохимическая экипировка, снаряжение и оборудование.
Двигаемся дальше. Просторный гараж для пяти спецмашин, блок спасательной службы, в котором разместился кабинет, комната отдыха, зона для приема пищи, санузел, учебный класс, ведь спасателями не рождаются, а становятся. Путем обучения, постоянного повышения профессионального мастерства, упорных тренировок и, конечно же, целеустремленности. Раз в квартал они сдают экзамен по физподготовке. А раз в три года – аттестацию. То есть, все серьезно.
«Здесь нет случайных людей. Если они появляются, то максимум на полгода. Человек понимает, что не выдерживает стресса и увольняется. Но таких случаев крайне мало. Большинство остается и работает. Приходят и молодые. Главное, чтобы были физически развиты и эмоционально устойчивы, а остальному научим», — отметил начальник аварийно-спасательной службы Александр Бобровский, работающий в Центре более 20-и лет.
Знакомимся со спасателями. В эти сутки дежурила смена №1 в составе Александра Терезюка, Александра Сычева и Артема Старцева. Совсем еще молодые парни, слегка за тридцать. За их плечами – срочная армейская служба и обучение в учебно-тренировочном центре. Вообще в отряде пять человек, но так уж вышло, что в этот день один был в отпуске, а другой – на больничном. Пока нет происшествий, общаемся.
Ребята рассказывают о происшествиях, на которые выезжают. ДТП, где достают из покореженных машин людей, зажатых конструкциями. Места падения деревьев и столбов на проезжую часть. Пожары, во время которых они помогают эвакуировать людей, пока сотрудники МЧС занимаются непосредственно тушением огня. Обрушение конструкций и зданий. Дежурство на массовых спортивных соревнованиях. Плюс, кошечек с деревьев снимают по просьбам сердобольных местных жителей, телят или песиков из ям вытаскивают. Такое порой бывает. И это далеко не полный список.
Часть вызовов связаны с детскими проделками. Речь не только о защелкивании замков, когда взрослые и малыши остаются по разные стороны двери. Нередко ребятишки застревают между решетками перил. Или же одевают на голову горшки или вазы. Мамам и папам не всегда удается избавить своих отпрысков от подобных украшений. В таких случаях тоже помогают городские спасатели. Найти подход к маленькому герою таких ЧП у них, как показывает практика, удается мастерски.
«Ну мы же все отцы. Как со своими детьми с ними обращаемся. Понянчишься, шутку расскажешь», — смеются спасатели.
Приходится городским спасателям и убеждать некоторых жителей города от опрометчивого шага. Тех самых, что решили по разным причинам, что их время на этом свете завершается. Без знания основ психологии здесь не обойтись. Разговаривают, отговаривают, интересуются проблемами. Порой на это уходит не один час.
«Вызовы сильно зависят от времени года. Весной и осенью много таких. Жара и холод – начинаются пожары. Все сезонно», — делится наблюдениями Александр Сычев.
Как говорится, не поминай всуе. Около 13:00 поступил вызов, что в одном из домов на улице Победы девушка в окне на верхнем этаже готовится совершить необдуманный поступок. К счастью, к моменту приезда городских спасателей молодая астраханка передумала, и сама открыла им дверь. Но так и не смогла объяснить причину своих действий.
В эти сутки больше происшествий не было. Но день на день не приходится. Бывает, до десяти раз приходится выезжать на происшествия. Причем, на серьезные, сложные. А в иное дежурство одно-два ЧП. Но это не значит, что спасатели сидят без дела. Конечно, у них предусмотрено время на отдых и прием пищи. Но есть график обслуживания оборудования, к примеру, учебных занятий, самоподготовки и т.д.
Следующая встреча со спасателями произошла через несколько дней. Снова дежурила та же смена №1. После затяжного дождя, заливавшего городские улицы, Астрахань еще не оправилась. Лужи чуть ли не повсеместно. Угнаться за машиной спасателей на легковушке, любезно предоставленной директором «Аварийно-спасательного центра», проблематично. Проще было бы ехать с ними, но по технике безопасности посторонним в автомобиле городской службы спасения находиться нельзя. Правила – есть правила. Они здесь соблюдаются строго.
Двигаясь по улице Волжской, замечаем сломанную ветку, нависшую над дорогой, словно шлагбаум. Легковушка еле-еле прошла. Для автомобиля с подвеской повыше эта часть растения, еще не расставшаяся со стволом, может стать серьезным препятствием. Но наш путь – на улицу Звездную, где во дворе многоэтажки рухнул высокий тополь, перегородив проезд. Взявшись за бензопилу, один из Александров оперативно распилил мощный ствол на фрагменты. Напарники убрали их в сторону. Вывозить то, что еще недавно было деревом, будет МБУ «Чистый город». Спасатели же отправились на Волжскую. Туда, где та самая ветка-шлагбаум, которую нужно убрать, чтобы дорожное движение здесь было безопасным. Я, возвращаясь в отряд, вспоминаю рассказы еще об одном направлении их работы, достаточно страшным для обычного человека.
К сожалению, во время выезда на некоторые происшествия речь не идет о спасении астраханцев или освобождении территории от «подарков» разбушевавшейся стихии. К примеру, по жалобам соседей на трупный запах в подъезде. Вскрыв дверь в сопровождении полицейских, спасатели обнаруживают уже умерших людей, чаще всего преклонного возраста.
«Слишком много стариков живут одни. Кто-то одинокий, поэтому некому о них беспокоиться. У других дети-внуки в других городах, не сразу могут понять, что с их родными что-то случилось», — отмечает Олег Лихолет.
К той же серии можно отнести и вызовы, которые официально называют устранением последствий происшествий. Так произошло и на месте недавнего жесткого столкновения бетономешалки с пассажирским автобусом. Сначала городские спасатели помогали выбраться из опрокинувшегося на бок транспорта выжившим пассажирам. А после окончания следственных действий приступили к извлечению тел погибших, которых в той аварии было трое.
Другой пример – ЧП на насосной станции «Астрводоканала», расположенной на улице Озерной. Рабочего, подтягивающего сальники, затянуло головой в электродвигатель. Мужчина погиб до приезда спасателей и бригады скорой помощи. Его тело извлекать из мотора тоже пришлось сотрудникам «Аварийно-спасательного центра». Конечно после того, как следователи зафиксировали все обстоятельства произошедшего.
Кровь, серьезные травмы и ранения, фрагменты человеческих тел. Боль и крики раненных людей. Слезы и горе родственников пострадавших, умерших и погибших. На какое количество таких происшествий приходилось выезжать за прошедшие годы – спасатели счет не ведут. Да и в принципе многие ЧП за это время слились в сплошную ленту. И дело не в привычке, очерствении сердца или профессиональной деформации. Просто эти парни научились погашать свои эмоции, отодвигая их в дальний уголок души. Во время выполнения работы мозг должен быть ясным, чтобы быстро и взвешенно принимать решения в экстренных ситуациях. Да и действовать порой приходится в опасных условиях, с риском для собственной жизни. Тут не до сантиментов.
Однако в практике у каждого из них есть печальные события, которые буквально врезались в память. Для Александра Бобровского, к примеру, таким стало самое первое происшествие, на которое пришлось выезжать в качестве спасателя. В кафе в промышленную мясорубку затянуло руку молодой работницы. К сожалению, четыре из пяти пальцев сохранить не удалось. Более двух десятков лет минуло, а лицо той девушки, обколотой медиками сильной дозой обезболивающих, он в мельчайших подробностях помнит. У Александра Сычева это ЧП, произошедшее минувшим летом. Соседи пожаловались, что в одной из квартир не один день раздается детский плач. Вскрыв дверь, спасатели увидели страшную картину: маленького плачущего мальчика, обнимавшего мертвое тело своей мамы.
«К таким вещам нельзя привыкнуть. Они откалываются. Хочешь – не хочешь, а через себя пропускаешь», — вспоминает Сычев.
Вот таким получилось наше знакомство с «Аварийно-спасательным центром». С городскими спасателями, которые одни из первых оказываются на месте происшествия, чтобы прийти на помощь астраханцам. Не ради больших денег и бонусов. Просто по-другому они не могут. «Для кармы», — как сами говорят в шутку.
Ирина Чернухина