Одним годом не отделаемся. Вобла в Астраханской области, скорее всего, останется под запретом еще на несколько лет. Как для промышленного лова, так и для любительского. Об этом рассказал региональный министр сельского хозяйства и рыбной промышленности Руслан Пашаев во время пресс-конференции, которая прошла 17 января 2025 года.
Тонны выращенных овощей, картофеля и зерновых, положительная статистика урожаев, конечно, радует. Но министерство не только отвечает за развитие сельского хозяйства, но и за рыболовство с рыбоводством, что, собственно, понятно из названия. Поэтому мы не могли обойти стороной и эту отрасль. А самым, пожалуй, резонансным решением года прошедшего стал полный запрет на вылов воблы, введенный на 2025 год. Журналист медиахолдинга Инфоштаб, в состав которого входит и наше издание, поинтересовался у министра, неужели табу было единственно верным решением, и почему Астраханская область пришла в ту точку, когда пришлось принимать такие меры ради спасения популяции этого вида рыбы?
Руслан Пашаев, отметив, что он не ихтиолог, сослался, конечно, на данные науки. А они, эти данные, неутешительные. Некогда вобла была самым массовым видом, который вылавливали промышленные рыбаки. До 40% от общего объема улова. А в последние годы едва до 2% дотягивает. Так что сомнений нет, запасы этой рыбы под угрозой. Да и сам ее размерный ряд уменьшился значительно. Все это и вынудило Росрыболовство и КаспНИРХ принять решительные меры, направленные на сохранение воблы. В 2024 году, напомним, было стартовало ограничение. Разрешенный для вылова период длился лишь десятидневку. А в 2025 году введен полный запрет, который двенадцатью месяцами может не ограничиться.
«Я думаю, что этот запрет продлится несколько лет. Надо к этому готовиться, потому что реально мы сейчас находимся в такой ситуации, когда мы можем полностью потерять этот вид биологических ресурсов. Он просто очень близок с плотвой, очень близок с густерой. Соответственно, пойдет скрещивание, и мы просто потеряем данный вид», — сказал Руслан Пашаев.
То, что ситуация патовая, совершенно очевидно для всех. Но ведь Астраханская область оказалась в ней не за один день. Процесс-то был длительный. Так все-таки, в чем же причины и есть ли здесь какая-то ответственность, в том числе, и профильного министерства?
Все это наш журналист еще раз озвучила. На этот раз министр все-таки согласился, как он выразился, «ответственных поискать». В этом списке оказалось Каспийское море, которое отступает, многолетнее маловодье, температурный режим воды, который порой бывает холоднее, чем требуется для нереста воблы, браконьерство, а также туристы, которые предпочитают ловить лишь определенные виды рыбы. А именно воблу, сазана, щуку и сома. Ну а региональный министерство – так оно, судя по всему, вовсе не при чем. О роли ведомства, которое Пашаев возглавляет, он предпочел умолчать.
Тут, правда, есть нюансы. А хватит ли одного запрета на вылов, чтобы восполнить популяцию воблы, если другие «пазлы» общей проблемы остаются пока константой? Ну за исключением туристов, которым пока придется забыть об этой рыбке. Вернется ли Каспий в прежние берега после введения табу Росрыболовства? Или может лобби энергетиков удастся сломить, чтобы паводок был и вовремя, и в нужных объемах? А приструнить браконьеров? Впрочем, вопросы эти, в общем-то, риторические.
Добавим, что Руслан Пашаев не исключает, что могут последовать ограничения и на вылов щуки с сомом. Об этом портал Astrakhanpost.ru сообщал ранее. Впрочем, во время пресс-конференции было немало моментов, о которых стоит рассказать поподробнее, что мы, собственно, и сделаем позже.