Единый Государственный Экзамен — то, о чем ходит много споров уже который год. Всё внимание приковано именно к нему, накал страстей достигает апогея ближе к концу учебного года.
Однако, глотают валерианку в весенне-летний период не только выпускники 11-х классов, но и их младшие коллеги — 9-классники. Им тоже предстоит испытание, как говорят специалисты, не менее сложное — ОГЭ. Вот только обсуждают его меньше. И причины полагать, что находится он «в тени» не случайно — есть.
На ЕГЭ в аудитории — конвой, камеры, наблюдатели, возможность списать практически сводится к нулю, а, если кто-то и замечен, то юного злостного нарушителя клеймят позором и объявляют его чуть ли ни федеральным преступником.
А что, если его к списыванию приучили? И что, если таких нарушителей на ОГЭ — каждый второй? И, если уделить ОГЭ столь же пристальное внимание, то клеймить позором придется… учителей?
Как известно, журналистов нашей редакции мёдом не корми — дай только куда-нибудь внедриться. На этот раз я стал школьником. Благо, в 21 веке это не сложно — регистрация в одной из социальных сетей, подставной аватар, несколько постов — и меня приняли в школьное сообщество по подготовке к ОГЭ.
Слухи о том, что ответы обязательно дадут, если не до экзамена, до прям на нём, передавались из уст в уста от тех, кто прошел через экзамен в предыдущих годах к поколению нынешнему. Все ждали. Я ждал. Ответы не появлялись. Но бывшие 9-классники успокаивали.
И не не соврали. За два дня до экзамена по русскому языку мне пришло сообщение, состоящее из длинной цепочки пересылок друг другу КИМов (КИМ — это как раз и есть набор вариантов, которые предстоит решать ученикам на экзамене), которые попадутся на ОГЭ 2018.
Открыв ссылки, я обнаружил 5 вариантов КИМов, темы предстоящих сочинений и изложения.
Публиковать все листы смысла нет, для наглядности покажу несколько:
Темы для сочинения были озвучены следующие: 1. Жизненные ценности 2.Любовь 3. Неуверенность 4. Сила духа
Я было решил, что это подстава. Денег с меня не попросили, а кому нужно бесплатно ответы раздавать? Истории о том, что у одного из школьников мама — учитель, и отфотографировала КИМы она, я не был склонен доверять. Однако, наступило 29 мая, все мои соратники по группе отправились писать экзамен, я тоже честно отправил парочку дрожащих от страха смайликов. И каково же было моё удивление, когда позже посыпались сообщение о том, какая кому досталась тема сочинения или вариант КИМа, я узнавал увиденные мною пару дней назад знакомые слова про «Любовь», «Силу духа»…
За ребят я, конечно, порадовался — подготовиться успели, ждём сплошные пятерки, вот только так и тянет копнуть поглубже… Идея о таком внедрении и проверки слива КИМов на достоверность, возникла у нашей редакции несколькими месяцами ранее. Когда мы получили информацию о том, что в ряде школ посреди учебного года состоялось родительское собрание, на котором родителей убеждали отправить своих детей после 9-го класса в колледжи, и только избранные могут остаться до 11 класса. Прикрывали такое выталкивание из стен Альма-матер банальной неспособностью детей к дальнейшему обучению и тем, что ЕГЭ они всё равно не сдадут, и в ВУЗы не поступят. Единственные предоставленный вариант — колледж.
Популяризация рабочих профессий в нашем регионе идёт давно, и это, наверное, не плохо. Вот только вопросов много… Почему школьники, проучившиеся в школе 9 лет, научены так, что у самих учителей возникают сомнения в том, что дети способны проучиться еще 2 года и усвоить программу 10 и 11 класса? Особенно при том, что в последние 2 года программа обучения в школе нацелена на натаскивание на тесты ЕГЭ, а не на дачу новых знаний? Наплыв в колледжи означает снижение потока в ВУЗы, следовательно, регион попросту теряет потенциальные высококвалифицированные кадры.
Возможность поступить в ВУЗы после колледжа, безусловно, остается, но только в этом случае ребенок теряет драгоценное время. Если задания ОГЭ и ответы на них раздаются задолго до самого экзамены, то получается, что школьники, которые усердно учились 9 лет, много работали с материалом, делали домашнее задание, платили деньги репетиторам, экзамен сдают так же хорошо, как и те, кто не делал ничего. О какой стимуляции к добросовестному обучению в таком случае идёт речь? Если ответы на ОГЭ дети получили от учителей (это не утверждение, но предположение, ибо у кого, кроме педсостава на руках находятся КИМы?), то почему дети не должны ждать их же помощи на ЕГЭ? В том числе, чтобы учителя закрывали глаза на шпаргалки?
Не секрет, что для многих взрослых слова «Дайте» и «Вы мне должны» — девиз всей жизни, об иждивенчестве современного общества сейчас говорят часто. А почему мы, собственно, удивляемся, если к тому, что трудиться смысла нет — итак всё дадут, мы приучаем детей со школьной скамьи?
Когда выйдет эта статья, большинство экзаменов у 9-классников уже будут позади. Вероятно, сдадут они их, как минимум, неплохо. По понятным причинам, мы не станем называть номера школ, имена учеников и учителей, которые невольно стали участниками моей профессиональной авантюры. Цель её состоит вовсе не в том, чтобы бедные школьники не смогли увидеть хорошие отметки в аттестатах. Да и навряд ли эта статья станет открытием Америки для большинства детей и их родителей.
Все, как обычно, всё знают, и молчат. Молчат, потому что так спокойнее. Потому что так — удобно. Потому что это — система. Но, может, пришло время отказаться от таких «удобно», «надежно», хотя бы ради своих же собственных детей и ради того, чтобы отличные отметки в аттестатах рано или поздно всё-таки смогли перейти в отличные отметки и успехи в их собственной взрослой жизни.