AstrakhanPost.ru, группа региональных краеведов и Астраханский государственный архив в преддверии Дня Победы запустили проект «Астрахань прифронтовая. Госпитали». Каждый день мы будем публиковать воспоминания астраханцев о работе военных госпиталей на территории региона. Сегодня мы расскажем о работе госпиталя № 3267 (3801), который был создан в Картинной галерее.
Особой страницей в истории Астраханской государственной картинной галереи стали годы Великой Отечественной войны, когда произошли консервация собрания, расположение госпиталя в здании музея с 1941 по 1943 гг., затем восстановление галереи и открытие ее в 1944 году.
Важным вкладом сохранения художественных ценностей явился профессиональный и героический труд музейных работников. В дни Сталинградской битвы, когда решалась судьба страны, резко возросло военно-стратегическое значение Астрахани, откуда шел поток военных грузов, нефти и продовольствия, а в город направлялись эшелоны с эвакуированными гражданами и ранеными бойцами, размещавшимися в зданиях, освобождённых под госпитали. В их число вошло и здание картинной галереи.
В июне 1941 года директор художественного музея Пётр Иванович Волков был призван на фронт. С войны он не вернулся. Обязанности директора исполняла Калерия Лихницкая, заместитель директора и секретарь картинной галереи. Астрахань готовилась к переходу на военное положение, сюда эвакуировались заводы, различные организации и учебные заведения.
Решением исполкома Астраханского городского совета депутатов трудящихся от 7 августа 1941 года «О размещении предприятий в городе» руководителю картинной галереи было приказано «освободить занимаемое галереей помещение под учреждение без предоставления взамен». Рекомендовано подготовить здание уже к 12 августа 1941 года. В приказе № 47 по окружному отделу по делам искусств при Облисполкоме от 23 августа 1941 года говорилось: «Обязываю директора картинной галереи тов. Лихницкую принять на хранение по описи имущество художественного училища. Зав. окружным отделом искусств Левшина. Всё имущество по описи Лихницкой передавал Алексей Моисеевич Токарев, в то время директор художественного училища имени П.А.Власова.
Из протокола заседания бюро Астраханского Окружкома ВКП (б) и Исполкома Окружного совета депутатов трудящихся № 90 §54 от 11 сентября 1941 года «Об отводе зданий для вновь организуемых госпиталей в городе Астрахани» следует, что в здании картинной галереи располагался эвакогоспиталь на 200 коек.
На Лихницкую была возложена вся ответственность за консервацию произведений собрания галереи, так как из-за тяжёлого положения на фронте и ожесточённых боёв под Сталинградом готовящаяся ранее эвакуация стала невозможной. При непосредственном участии А.М. Токарева коллекция музея была свернута, большая часть произведений упакована, сложена и убрана в сундуки и ящики на цокольном этаже галереи. Небольшая часть полотен и скульптуры по актам переданы организациям города. На период с 1941 по 1943 гг. Токарев стал фактическим хранителем собрания Астраханской картинной галереи. Уже 18 сентября 1941 года в здании галереи был развернут эвакогоспиталь № 3267 (3801) Народного комиссариата обороны.
После освобождения Сталинграда и пленения армии Паулюса в Астрахань эшелонами были направлены военнопленные. Часть из них вместе с бойцами Красной армии была размещена по госпиталям, в том числе и в здании картинной галереи –госпитале, затем реорганизованном в госпиталь НКВД (№ 05762), который просуществовал здесь до сентября 1943 года. Бывший купеческий особняк заполнился ранеными, койки для которых устраивались на втором и третьем этажах, на лестничных площадках здания. Скученность людей в помещениях не помогала в борьбе с холодом, для отопления в ход шел даже исторический паркет здания. Среди раненых продолжала расти смертность, тела умерших переносили на тот же цокольный этаж, где располагалась законсервированная коллекция галереи. В такой обстановке сохранение художественных ценностей было крайне сложной задачей. Переживая за судьбу уникальных экспонатов, А.М. Токарев с ноября 1942 года, даже не будучи официально назначенным директором, но как председатель комиссии по эвакуации, пытался обратить внимание городских властей на необходимость более надёжного места для хранения музейных ценностей. А в начале 1943 года, уже в должности директора, он в срочном порядке добился возвращения живописных полотен и скульптуры, выданных по актам другим госпиталям, рас положенным в городе, и настоял на выдаче ему разрешения для осмотра законсервированного собрания. Война оставила за собой разрушения, запустение и нужду. Медленно и тяжело возвращалась Астрахань в размеренный ритм жизни тылового города. Открылись кинотеатры «Модерн» и «15 лет Октября», театр имени С.М. Кирова, Краеведческий музей, Астраханский цирк, выступали эстрадные коллективы из уцелевших и комиссованных с войны актеров. Возобновил работу и Астраханский Союз советских художников: оформлялись агитплакаты и агитстенды, готовились передвижные выставки, читались лекции по искусству. Астраханским окружным советом депутатов и трудящихся от 2 апреля 1943 года было принято решение возобновить работу картинной галереи и начать формирование экспозиции.
А.М.Токареву пришлось одновременно работать во всех направлениях: административном, хозяйственном и научном. Предстояла большая и кропотливая работа по ремонту и функционированию музея, составлению новых инвентарных книг и описей коллекции, по воссозданию экспозиции. Всё это было сделано ценой огромных усилий, любви к собственной профессии и родному городу, верности музейному делу. Из акта приёма-передачи здания от госпиталя можно понять, в каком состоянии находились помещения галереи: «…выбиты 36 оконных звеньев, отсутствуют выключатели и патроны… замки и ручки в большинстве дверей…четыре печи развалены, отсутствует паркет первого этажа». Трудно переоценить ту помощь, которую оказал Токареву его ученик, друг и соратник Николай Николаевич Скоков (1916–1987). В последующие годы, когда Н.Н. Скоков станет директором Астраханской картинной галереи, он внесёт свой вклад в пополнение коллекции, расширение экспозиционных площадей, издание первого каталога музея, примет участие в публикации книги о П.М. Догадине и его бесценном даре. В то тяжёлое время при свете керосиновых ламп Токарев и Скоков часами, в буквальном смысле не разгибаясь, работали в помещениях цокольного этажа. Они заново составляли описи, готовили картины и подбирали рамы, а затем вдвоём разносили и развешивали их по залам. Было невероятно трудно, но шесть залов третьего этажа галереи 1 января 1944 года вновь приняли посетителей.
Макарова Татьяна Николаевна — главный хранитель музейных предметов
Астраханской государственной картинной галереи имени П.М. Догадина