ВТБ: повышение ключевой ставки приведет к росту срочных вкладов на рынке

Банки тоже пока не готовы отказаться от акцента на накопительные счета — это привлекательный продукт для клиентов, которые предпочитают мобильность и гибкость

Информационный штаб 12 сентября 2021 13:04

Максим Степочкин, начальник управления «Сбережения» ВТБ

Как и ожидалось, ЦБ РФ повысил ключевую ставку на 0,25 п.п., до 6,75% — в последний раз такой уровень ставки мы наблюдали 2 года назад. С начала 2021 года ключевая ставка повысилась уже на 2,5 п.п., столь резких подъемов не было почти 6 лет. Причиной продолжающегося ужесточения политики регулятора стал уровень инфляции, которая в августе составила 6,7% к соответствующему периоду 2020 года. Скорее всего, рынок сбережений отреагирует сопоставимым ростом процентных ставок, и уровень доходности по депозитам может достигнуть 7,5% — 8%. Это позволит вкладчикам перекрыть инфляцию и получить положительную доходность.

Структурно рынок сбережений, как и прогнозировалось, начинает перестраиваться в сторону срочных вкладов: оттоки с рублевых депозитов по сравнению с прошлым годом уже замедлились в 2 раза, и по итогам 2021 года мы можем ожидать снижения портфеля на ранке не более чем на 500 млрд. рублей против оттока в 1,6 трлн в 2020 году. За июль этого года срочные депозиты показали небольшой прирост в размере 6,3 млрд рублей, что является сигналом к возвращению интереса вкладчиков к классическим депозитам и развороту тренда по перетоку средств со вкладов на накопительные счета. Ожидаем, что статистика августа только подтвердит этот сигнал. Также можно отметить рост доли долгосрочных рублевых депозитов – с начала 2021 года она выросла на 0,9 п.п. и превысила 50%. Все это свидетельствует о росте спроса населения на продукты в национальной валюте.

Что касается текущих и накопительных счетов, то темпы их роста, наоборот, замедляются. Прирост рублевых средств до востребования за август 2021 года составил порядка 153 млрд рублей, а с начала года — 654 млрд. По сравнению с результатами 2020 года (+3,2 трлн рублей) наблюдается сильное замедление, и по итогам 2021 года прирост рублевых средств до востребования будет в два раза ниже прошлогоднего – на уровне 1,6 трлн рублей.

С учетом роста волатильности на фондовых рынках и разгона инфляции мы ожидаем, что многие клиенты будут стремиться к надежному сохранению своих активов вместо получения экстрадоходности. Поддерживать интерес к депозитам будет и рост доходности по классическим сбережениям, которая обгонит инфляцию – ставки банков на длинные сроки уже превышают 6%, например, ВТБ на срок 18 месяцев предлагает в рамках акции на новые деньги ставку 7% годовых, а с учетом опции «Сбережения» клиент может получить до 8% годовых, что позволит получить доход, превышающий инфляционные ожидания.

Накопительные счета постепенно уступают в популярности вкладам, что связано с ростом разрыва ставок по этим продуктам и увеличением клиентской уверенности в стабильности экономики: клиенты предпочитаю фиксировать ставку по вкладу, а не зависеть от изменяемой ставки по накопительным счетам. Но при этом потребители открывают накопительные счета в дополнение ко вкладам — как инструмент, сопутствующий депозитам, своеобразный «доходный кошелек». Это позволит зафиксировать доходность временно свободных денежных средств, которые планируют тратить в ближайшее время.


Банки тоже пока не готовы отказаться от акцента на накопительные счета — это привлекательный продукт для клиентов, которые предпочитают мобильность и гибкость. Безусловно, для этой аудитории накопительные счета обыгрывают депозиты за счет разнообразного функционала и привязки к повседневному банкингу: например, у ВТБ к накопительным счетам можно настроить автопополнения, установить цели накопления, выбрать название каждого такого счета, а в ближайшее время процесс накоплений будет полностью геймифицирован. Поэтому привлечение новых клиентов на эти счета продолжится.

Читайте также

ВТБ выпустит инвестиционные облигации на американские акции ВТБ присвоен высший класс «Антикоррупционного рейтинга российского бизнеса» ВТБ запустил маркетплейс для оформления ОСАГО в мобильном банке
Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА