Ремонт дорог в Астраханской области в последние годы ускорился. Особенно бойко идут работы на федеральных трассах. Но зачастую проекты многолетней давности не «стыкуются» с развитием сел. А значит, без проблем не обходится.
.
Мы часто слышим от властей призывы развивать сельские населенные пункты. Создавать в них инфраструктуру, развивать малый бизнес, чтобы обеспечивать сельчан работой. Делать все, чтобы молодежь не уезжала с малой родины в поисках лучшей и более комфортной жизни. Однако все благие намерения могут приблизиться к нулю из-за того, что представители разных структур не синхронизируют свои работы.
История первая: окружные пути для скорой и пожарных
Еще в начале века в поселке Мирный Наримановского района было всего-то домов 150. Сейчас – за тысячу перевалило. Поселок разрастается, появляются новые улицы. К примеру, Цветочная. Она «уютно» расположилась на окраине этого населенного пункта и очень быстро застроилась многоэтажками, в которых получили квартиры переселенцы из ветхого и аварийного жилья. Увеличивается и количество жителей. И это вполне объяснимо – Мирный находится в непосредственной близости к областному центру. Поэтому немало горожан мечтают о собственном доме неподалеку от Астрахани.
.
Поселок расположен вдоль федеральной трассы «Астрахань – Кизляр – Махачкала». С нее в Мирный можно было попасть по двум съездам, обустроенным в разных концах населенного пункта. Однако сейчас один из них недоступен, поскольку перекрыт ограждениями, установленными во время ремонта дороги.
.
Сельчане не оставляют надежды восстановить прежний путь. Минувшим летом ходили на прием к губернатору. Рассказали о своих проблемах.
«Жителям очень неудобно делать огромный крюк в объезд. Скорая помощь и пожарные к нам тоже вовремя не доедут, если что-то случиться», — пожаловалась тогда Елена Гафурова.
.
Глава региона пообещал решить вопрос. Попросил и.о. начальника ФКУ Упрдор «Каспия» Ильдара Сайфуллина согласовать технические условия, разработать проект и пройти экспертизу.
«С финансированием работ мы определимся с министерством транспорта и дорожной инфраструктуры. 1 октября администрация Наримановского района отчитается о проделанной работе», — сказал Игорь Бабушкин во время приема граждан.
Однако указанный срок уже прошел, а ситуация осталась прежней.
История вторая: разлученные с трассой
Если дорожники возле поселка Мирный оставили хотя бы один съезд, то жителей села Зорино вообще «разлучили» с федеральной трассой «Астрахань – Махачкала». И обещанного сельчане ждут уже больше года.
Этот небольшой населенный пункт расположен в Лиманском районе. Выполняя ремонт дороги, проектировщики забыли про поворот, ведущий к селу. Видимо посчитали, что для малочисленного села подъездные пути не обязательны. Вместо съезда теперь глухой отбойник. И произошло это в январе 2021 года.
Зоринцы оказались чуть ли не в изоляции. В селе, к примеру, нет магазинов. И некоторых служб тоже. Однако восстановить связь сельчан с цивилизацией не так-то просто. Для строительства нового спуска нужно разрабатывать отдельный проект. И, конечно же, искать деньги на выполнение работ. Но до этого муниципалитет должен выйти с предложением к собственнику трассы. То есть, в Упрдор «Каспий». Но за год ничего из вышеперечисленного так и не произошло. Ограждения на месте. Изоляция тоже остается.
История третья: пауза для бизнеса сельчан
Есть в Наримановском районе небольшое село Трукменка. Всего-то чуть более четырех сотен жителей. Понятно, что особой работы для сельчан здесь нет. Одна надежда – на огород да на торговлю. Вот и местная жительница Зухра Арсланова пятилетку назад решила стать бизнесвумен. Индивидуальная предпринимательница построила придорожное кафе с небольшим магазином, пристроила торговые ряды для мини-базарчика, где ее соседи-сельчане торговали огурчиками-помидорчиками со своего огорода. Как говорится, и себе доход, и землякам дополнительная копейка.
Место выбрала проходное. Точнее, проездное. Возле федеральной трассы Р – 216 «Астрахань – Элиста – Ставрополь». И автомобилисты проезжают, и дальнобойщики, и автотуристы. С дороги – удобный съезд, как раз к этой точке общепита. Потому желающих заглянуть в кафе было немало.
Так было до недавнего времени. Однако в мае прошлого года бизнес сельчанки встал на паузу. Посетителей почти не стало. Персонал пришлось уволить. Опустел и базарчик. Все дело – в капитальном ремонте участка трассы между 42-м и 55-м километрами. Дорожники, проведя «омолаживающие» процедуры асфальтовому покрытию, добавили еще и несколько «элементов». Как раз там, где ранее был съезд.
«Они (дорожники) построили автобусную остановку, хотя раньше она была дальше, установили вдоль обочины ограждения длиной метров триста. Съезд к моему кафе ликвидировали. С тех пор ко мне в кафе почти никто не заезжает», — рассказала порталу AstrakhanPost.ru предпринимательница.
Чтобы выяснить, чем же съезд не угодил дорожникам, женщина обратилась в ФКУ Упрдор «Каспий». Вот тут-то и выяснилось, что это спуск — из числа нелегалов.
«Указанный съезд являлся несанкционированным, создавал угрозу безопасности дорожного движения и возникновения дорожно-транспортных происшествий на данном участке автомобильной дороги» — говорится в официальном ответе.
Почему эта информация «всплыла» только сейчас – ответить сложно. До возведения кафе сельская бизнес-вумен об этом не знала. Задать этот вопрос сейчас уже некому. Глава сельсовета сменился. Новый, по словам сельчанки, ссылается на своего предшественника. Впрочем, проехать к торговой точке можно. Если, конечно, знать, как именно. В сотне метров по трассе – заправочная станция, к которой примыкает муниципальная дорога. Только многие ли из автопутешественников будут искать объездные пути, чтобы перекусить именно в этом заведении. Тем более, что и указателей не имеется. Проще проехать мимо в поисках другого места. Вот так сельчанка осталась в убытках. Но при этом уплачивать налоги все же приходится.
Заложники устаревших проектных решений
Эти три населенных пункта объединяет не только близость к федеральной трассе, но и устаревшие проектные решения при выполнении ремонтных работ, заложниками которых становятся астраханцы.
Содержанием дорог федерального значения в нашем регионе отвечает ФКУ Упрдор «Каспий». И за их ремонт, естественно. Работы планируются заранее. Аварийные ситуации не в счет. Планы по каждому участку утверждаются на несколько лет вперед. Это понятно, ведь на разработку проектно-сметной документации и прохождение экспертизы нужно время. Плюс – поиск подрядчика и необходимого объема финансирования. Это тоже процесс не быстрый. Так что от момента планирования до сдачи участка в эксплуатацию проходят годы.
Вот только жизнь сельчан на время проектирования не впадает в спячку. Села развиваются. На их карте появляются новые дома и магазины, детские сады и школы. Там, где еще недавно был пустырь, возводятся различные строения. А какие-то объекты наоборот, прекращают свое существование. Аварийные, к примеру. То есть, инфраструктура астраханских сел – в постоянном движении. Изменяется, дополняется, разрастается. Потому и «сцепка» с федеральной трассой может понадобится не там, где когда-то задумали проектировщики. А может и не одна.
Однако практика показывает, что дорожники руководствуются устаревшими к тому моменту проектами. И подстраиваться к изменившейся реальности не торопятся. Не учитывают и пожелание местных жителей. Как разработали годы назад, так и выполнили. Отсюда и получаем такие ситуации, как в Мирном, Трукменке и Зорино. А потом удивляемся, почему сельский люд переселяется в города.
Ирина Чернухина