Добиться нужного ответа от и.о. министра было не просто. Депутаты астраханской облдумы так и не узнали, кто же забьет кол. Нет, это не новая серия вампирской саги. Речь идет о противопаводковых мероприятиях и валах, которые должны помешать речной воде встретиться с домами астраханцев.
Говорят, чтобы получить желаемый эффект, мантры нужно повторять многократно. Председатель регионального парламента Игорь Мартынов, видимо, плохо старался. Фразу «забьют кол» спикер в разных вариациях произнес раз пять. А может и больше, мы сбились со счета. Но и.о министра промышленности и природных ресурсов Илья Волынский был тверд, как скала, хотя производил впечатление мягкого и скромного человека. Но конкретики из его уст так и не прозвучало. Ох уж эти главы региональных министерств! Все у них тайны.
.
На последнем … (ой, некоторые народные избранники почему-то не любят это слово). Исправляемся. На крайнем заседании думы Астраханской области парламентарии внесли изменения в программу об обеспечении безопасности астраханцев на водных объектах (полное название документа, пожалуй, опустим, слишком уж оно длинное). Прежде чем нажать на кнопочки пульта голосования, депутаты решили задать несколько вопросов. В частности, по содержанию гидротехнических сооружений. В том числе и валов.
.
.
В нашем регионе с более сотнями водоемов проблема эта очень актуальная. Во время паводка реки могут слегка расшалиться. Конечно, происходит это не часто. Не до шалостей в маловодье. Но даже при такой ситуации вода нет-нет, да проказничает, заставляя основательно поволноваться местных жителей. К примеру, икрянинцев. Напомним, летом прошлого года в селах Сергеевка и Сеитовка размыло берег реки Бахтемир. И угроза подтопления стала реальной для нескольких частных домовладений. Но и не только. В зоне риска оказались прибрежные линии водопровода, электроснабжения и газоснабжения. Более того, вода почти добралась до федеральной трассы Р-215 «Астрахань-Махачкала». Подобности портал Инфоштаб – Astrakhanpost.ru сообщал ранее.
.
От некоторых водных атак могли бы уберечь валы. Их содержание ложится на плечи муниципалитетов. А у тех, понятно, возможности казны очень скудные. Есть и другая «болевая точка» — статус далеко не всех валов определён. То есть, не ясно, муниципальная ли это собственность, региональная. В общем, эти насыпи, видимо, бесхозные. Точнее, муниципалитеты, как было сказано на заседании, не принимают их на баланс. А значит, и не закладывают средства на их техническое обслуживание.
.
Понятно, что чем больше кубометров земли насыплешь, тем дороже это обойдется. Бесплатно на землицу можно разве что посмотреть. А всегда ли нужны такие затраты? Возможно, именно эта мысль родилась в голове председателя, когда он задал свой первый вопрос:
«Сегодня есть служба, которая может прийти на берег реки и, зная график пропуска паводковых вод, забить какой-то кол и сказать: при этих сбросах уровень воды будет на этой отметке. Чтобы потом сельчане вышли и посмотрели, этот вал у них нормально выдерживает. Или сказали, нам сюда надо досыпать. Есть такая возможность или нет?», — поинтересовался Игорь Мартынов.
Волынский начал объяснять про комиссию, которая обследует валы. Но Игорь Александрович его перебил и попробовал сформулировать вопрос по-иному, проиллюстрировав его конкретным примером:
«К вам обратился муниципал. Он скажет, помогите мне пожалуйста найти человека, который ко мне придет. У меня опасных мест два в одном селе. И зная цифры, сколько воды Волгоград нам спустит, есть человек, который придет и забьет рейку, фломастером нарисует, что вода у вас в этом году будет максимум вот на этом уровне?».
Попытка номер два тоже не удалась. И.о. министра «кинул пас» в службу природопользования. Мол, функции то у них. Но и Мартынову упорства не занимать. Он снова и снова интересовался, есть ли человек с колом или нет. Увы, о специалисте, вонзающем деревянное изделие в астраханскую землю, ясности не появилось. Но картина все же немного «раскрылась».
«Составляется акт обследования каждого вала, делается заключение, соответствует ли он прогнозируемому паводку или нет. Если нет, то текущий ремонт. Если да, то оставляется в таком состоянии», — сообщил Волынский.
Правда, так и осталось не понятно, кто же именно тот «актовый» составитель.
«Ясно. Надо со службой природопользования поговорить», — констатировал Мартынов.
Еще один момент, который обсудили депутаты, касался финансов. Они ох как нужны, когда происходит очередной водный натиск. Отыскать деньги в случае такого незапланированного нашествия не просто. У многих муниципалитетов их просто нет. Денег, в смысле.
Конечно, есть в нашем регионе небольшая копилочка на случай ЧС – резервный фонд астраханского правительства. Подав заявку, органы местного самоуправления могут получить до 600 тысяч рублей на ликвидацию последствий. Но выяснился «маленький» нюанс. Сначала муниципалитеты должны выполнить работы за свой счет, а уж потом обратиться за компенсацией. То есть, потратить деньги, которых нет. Все, круг замкнулся. И, кстати, не факт, что комиссия заявку одобрит.
И.о. министра не стал делиться рецептом поиска денег. А вот от уколов в адрес муниципалитетов не удержался.
«Каждый муниципалитет как раз в рамках ЧС и должен планировать наперед противопаводковые мероприятия и включать их в бюджет», — подчеркнул Илья Александрович.
«У меня такое чувство, что вы не слышите нас! Запланировать это невозможно. И когда это происходит, необходим что-то предпринимать», — возмутился депутат Владислав Коняев.
Эта реплика осталась безответной. Полетав где-то под высоким потолком Большого зала думского здания, она растаяла, как сказочная Снегурочка под весенним солнцем. Волынский пояснять больше ничего не стал. С гостевой зоны он спокойно смотрел на народных избранников. Может любимый фильм в тот момент вспоминал. Или строил планы на ближайшие выходные.
На помощь главе министерства (если, конечно, он нуждался в помощи) подоспела полномочный представитель губернатора в облдуме Виктория Гурьянова:
«Действительно, из-за того, что у нас ограниченное количество финансирования, предусмотрено не более 600 тысяч рублей каждому муниципалитету на предупреждение ЧС и на ликвидацию последствий ЧС. Совершенно верно, сначала нужно работу выполнить, а только потом в зависимости от выполненных работ комиссия предоставляет средства», — пояснила она.
И да, муниципалитетам, чтобы воспользоваться резервными средствами, нужно объявить на своей территории режим ГО и ЧС. Впрочем, как отметил Мартынов, местные власти это и делают, когда вода поднимается до критической отметки. И еще раз напомнил про лесоматериал:
«Со службой природопользования решите вопрос, чтобы съездили и колы позабивали, написали, при таком сбросе вода будет здесь. И они (муниципалитеты) возьмут этот водяной уровень и померяют, докуда у них вода».
На этом данную историю можно считать законченной. На опережение, как видимо, в наших пенатах работать не модно. В тренде – устранять аварии. Да чтоб еще и в авральном режиме. Так, видимо, интереснее. Кому-то явно адреналина не хватает.
А Волынский неторопливо отходил от микрофона. Почему-то представилось, что в этот момент он тихонечко, себе под нос, напевает песенку известного сказочного героя: «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел». Но это так, фантазии.
Ирина Чернухина