Вооружившись деревянными цилиндрами, астраханские торговцы фасовали картошку. И пока они в Астрахани «шаманили» с корнеплодом, местный виноград произвел фурор в Париже. Только астраханцы удивлялись, откуда такое чудо, ведь с виноградниками в родных пенатах – напряженка. Правда, дело было 120 с хвостиком лет назад.
Продолжаем рубрику «Пресса из прошлого». Это истории из жизни Астрахани, подсмотренные в астраханских газетах того периода. Сегодня – о торговле начала двадцатого века. Нет, здесь не будет статистики по проданным продуктам и сравнительного анализа выручки по годам. Всего лишь несколько штрихов о том, кто и как торговал.
Бочонок икорки для императора
Астрахань была транзитом для многих товаров. Нефти, к примеру, леса. Но и собственное имелось. Рыба, соль, овощи. И это далеко не полный список. По части первой, кстати, город занимал лидирующие позиции. Отсюда ежегодно отправлялось 20-25 миллионов пудов рыбы. Во всяком случае, такую цифру назвал гласный астраханской гордумы Христофор Сергеев (депутат ныне) в Санкт-Петербурге на съезде русских деятелей по водным путям в 1904 году. Это был один из аргументов, приведенных народным избранником в пользу того, чтобы в Астрахани построили морской порт. Да, были и такие проекты. Но об этом – как-нибудь в другой раз.
.
Добавим еще про всероссийскую рыбопромышленную выставку, также прошедшую в столице, но двумя годами ранее. Мероприятие посетил и император с супругой. Венценосные особы немного задержались у астраханского павильона и, естественно, не остались без подарков.
«Их Величествам преподнесли на амарантовом блюде, украшенном серебряными изваяниями, рыб, и икру в бочонке из белого клена», — пишет «Астраханский листок» (№ 27 от 1.02.1902 г.).
.
.
В начале прошлого века в Астрахани было уже довольно много магазинов с весьма разнообразным ассортиментом. Дамские платья и мужские костюмы, детские игрушки и канцелярские принадлежности, косметика, музыкальные инструменты. На любой вкус, цвет и кошелек. Впрочем, перечислять можно довольно долго. Плюс – рынки.
Астраханские рынки застыли в прошлом
Для торговцев действовали и некоторые ограничения. К примеру, запрещалось торговать в воскресенье и праздничные дни. Исключение делалось лишь для булочных с кондитерскими да буфетов в клубах и театрах. Такое решение приняли городские думы некоторых городов, в том числе и Астрахани.
«Нужно отдать справедливость нашим торговцам. Они по праздникам не торгуют. Да и грешно было бы магазинщикам и бакалейщикам, если бы они в праздники торговали, и тем лишали бы своих многочисленных служащих праздничного отдыха» («Астраханский листок», № 44 от 25.02.1901г.).
Впрочем, некоторые астраханцы предлагали разрешить торговлю съестным в любой день. В интересах, так сказать, бедного населения.
«Важно особенно малоимущим классам, который не имеет средств делать запасы. И покупать ему что-то нужно ежедневно, понемногу» («Астраханский листок», № 44 от 25.02.1901 г.).
Что же касается рынков, так их было несколько. И временные, и четыре постоянных (некоторые из них существуют и поныне). Правда, по части санитарии они не блистали.
«Молочные продукты, фрукты и другие съестные припасы продаются на открытом воздухе, грязнятся, пылятся, портятся. На Больших Исадах католический корпус тесный, темный и плохо вентилируемый … Татарский базар не замощен. В сырое время на нем грязно, а в сухое — пыльно. Рыночные площади сильно загрязняются продавцами», — сообщал один из городских санитарных врачей («Астраханский листок», № 184 от 23.08.1900 г.).
Места на рынках сдавались в аренду. И этот процесс не всегда проходил гладко. Так «Астраханский листок» (№ 194 от 6.09.1900 г.) рассказывал об инциденте в городской думе. Гласные по какой-то причине запоздали с проведением торгов на освободившееся место на Малых Исадах. И вдруг выясняется, что управа без ведома народных избранников уже сдала этот «пятачок» некому Бабакаеву. Месяц, как дяденька торгует там арбузами и дынями. При этом платит за аренду меньше, чем прежний арендатор.
Некоторые гласные, в общем-то, рассердились. И даже потребовали признать действия управы самовольным и убыточным для города. Впрочем, один из них – Абелов, успокоил коллег, мол, Астрахань наоборот, осталась в выигрыше, поскольку за свободное место при другом раскладе денег в городскую казну вообще бы не поступало. На этом, собственно, эта история и закончилась.
Вечный ходок
Еще один популярный тогда вид торговли – на разнос. Правда, разносчикам приходилось не сладко. Гласные придумали для них правила. Сколько ж в них было табу! Как писала местная пресса, разносчикам запрещалось стоять в местах торга. Ну разве лишь для того, чтобы обслужить покупателя. Нельзя раскладывать товар на мостовых, проездах и выступах домов, а также ходить по тротуарам («Астраханский листок», № 2 от 3.01.1902 г.). Вот как хочешь, так и крутись. А за нарушения этих запретов их жестко штрафовали. К примеру, в рапорте ревизора Богданова за 1902 год, говорится, что он привлек к ответственности 190 торговцев в разнос (журнал «Известия астраханского городского общественного управления», март 1903 г.)
Журналисты, кстати, называли правила трудновыполнимыми и разносчикам сочувствовали.
«Разносчики, в силу этого постановления должны вечно находиться в движении. Приустанет несчастный скиталец и осмелится поставить свою корзину или ящик на тумбу или на землю, чтобы «перевести дух» — сейчас и протокол готов» («Астраханский листок», 6.01.1902 г.).
Страсти по мясу
В начале прошлого века городские власти стали пристальнее следить не только за теми, кто торгует, но и за качеством товара. Взялись вот за мясо. Без клейма ветстанции или городской бойни на прилавки такой продукт попадать не должен. А в 1902 году в Астрахани даже должности надсмотрщиков ввели. Тех, что должны надзирать за мясной продажей. Инструкцию для них утвердил губернатор.
«На обязанности надсмотрщика должен лежать исключительно надзор за недопущением торговли мясными продуктами без местных клейм. Следить как за временными, так и за постоянными рынками, где может происходить торговля этими продуктами» (журнал «Известия астраханского городского общественного управления», март 1903 г.).
Более того, надсмотрщики должны были проверять даже каждый слух о том, где можно отовариться неправильным мясом. И чуть что – бежать за полицейскими. А те, в свою очередь, составляли протокол о нарушении. Далее, понятно, штраф. Если верить тому же ревизору Богданову, то в 1902 году к суду за неклейменые туши привлекли 32 торговца.
Как Зинкина братьям с тюрьмой «помогла»
Теперь перейдем к напиткам с градусом. Уж что-что, но спиртное, наверное, всегда было ходовым товаром. В начале прошлого века в астраханских магазинах торговали и российским алкоголем, и импортным. К примеру, французским. Чтобы привлечь внимание, скажем, к вину «Сан-Рафаэль», вместе с бутылкой покупателю вручали и брошюру доктора де-Барре, в которой говорилось, что этот напиток питательный, укрепляющий и обладает целебными свойствами («Астраханский листок», № 77 от 6.04.1900 г.). Хороший аргумент, чтобы оправдать желание напиться.
Ну и, понятно, водка тоже шла на ура. Но и в то время действовал запрет на продажу «беленькой» в ночное время. Иногда из-за этого случались драки. Подглядели рассказ об одной из них в «Астраханском листке» (№ 28 от 2.02.1902 г.).
Итак, представьте, у Никитиных – обручение. Их сын Владимир собирается женится. В честь события в квартире собралось много гостей. Часов в одиннадцать ночи явилась туда и некая Евдокия Зинкина, знакомая семьи. Дама уже была «подшофе», побывала до этого на чьих-то крестинах. А тут еще и хозяйка жилища преподнесла ей стаканчик с алкоголем. Дальше, пожалуй, предоставим слово автору публикации:
«Водка Зинкиной снова вступила в голову. Подобрав свой длинный подол, она пустилась в пляс, запела скабрезные куплеты. Ей объясни, что это неприлично на обручении. Тогда Зинкина, надув губы, подошла к закусочному столу, где выпила залпом еще стаканчик водки. Закусывая селедкой, успела спрятать под платок бутылку водки, которая стояла на столе. Попытка не удалась».
Вот этого отец жениха, как пишет наш коллега из прошлого, стерпеть не мог. Ведь спиртного осталось мало. А за добавкой не сбегаешь, поскольку из-за позднего времени ее уже не достанешь. Так что Евдокию выгнали на улицу. А Владимир с братом Петром еще и надавали ей основательно. Но астраханка была не так проста. Утром, обнаружив на теле синяки с кровоподтеками, она отправилась в полицию. В итоге суд приговорил братьев к двум месяцам ареста. Вот так защитники «беленькой» оказались за решеткой.
Картофельный лайфхак
Торговля век с лишнем назад, как и сейчас, не обходилась без фальсификата и махинаций. Вот несколько примеров из дореволюционных астраханских газет. Так министерство земледелия проводило расследование по поводу подделки мармелада. Дело в том, что недобросовестные производители вместо яблочного пюре использовали «агар-агар-вещество, добываемое из морских водорослей и выделываемое в Китае и Японии». Поскольку случаи мошенничества участились, ведомство признало это «вредящим отечественному плодоводству» («Астраханский листок», № 22 от 27.01.1901 г.).
Жаловались астраханцы и на конфетчиков – фунт конфет заворачивают аж в семь фунтов бумаги!
«Умерьте аппетиты, господа! Ведь это разорительно для потребителя. Не мудрено после этого, почему наши кондитеры так быстро наживают себе каменные дома, живут весело, распевая «конфетка моя, леденистая», — взывали журналисты («Астраханский листок», № 45 от 25.02.1901 г.).
Впрочем, подобных примеров можно привести чуть ли не на многотомник. Но вернемся, пожалуй, к обещанному картофельному лайфхаку, о котором сообщал «Астраханский листок» (№ 36 от 16.02.1901 г.). Чтобы обмануть покупателей и продать им мелкий корнеплод по цене крупного, торговцы придумали интересную систему фасовки. На дно холщового мешка – ряд крупняка. Затем в тару вставляется деревянный цилиндр, полый внутри. Между тканью и деревом помещались крупные клубни. А в цилиндр засыпалась мелочь чуть ли не с грецкий орех. Далее изделие вытаскивалось, а сверху укладывался еще ряд «зачетных» картофелин. «Мешок завязывают веревкой «мертвым» узлом … снаружи, где бы вы не ощущали, везде встретится вам крупный картофель». Вот такие хитрости.
«Безобразная» реклама
Несколько слов о рекламе. Да, она уже тогда начала активно применяться. И это не только объявления в местных газетах о преимуществах того или иного товара в конкретной торговой точке, но и то, что мы сегодня назвали бы стандартным маркетинговым ходом. Так в одном из астраханских магазинов вывесили аншлаг об акции:
«Купившему товара на 1 руб. дается премия – кусок мыла в 20 коп., купившему на 3 руб. – терракотовая копилка, купившему на 5 руб. – мельхиоровая чайная ложка».
Ничего для нас особенного. Но в начале прошлого века это было ноу-хау. И оценили его далеко не все.
«Масса возбужденная. Покупают вещи, которые им без рекламы, быть может, и не нужны. Нельзя ли как-нибудь покончить с этой безобразной рекламой?», — задавался вопросом корреспондент «Астраханского листка» (№ 188 от 27.08.1900 г.).
Остается рассказать о винограде. О том самом, который так высоко оценили парижане. В 1900 году в столице Франции состоялась всемирная выставка. В ее рамках проводился и конкурс плодов, на котором был представлен астраханский виноград от трех членов астраханского общества садоводства и огородничества. От Буткова – более 20-и сортов, от Лебедева и Алексеева – по 8. «Конкурсанты» не остались без наград. Первые два из астраханцев были награждены золотыми медалями, а третий – серебряной.
Журналисты «Астраханского листка» за земляков-садоводов, конечно, порадовались. Но и некоторыми сомнениями с читателями поделились:
«Признаем – мы изумлены. Сады их далеко не лучшие в нашем крае. Лебедев, хотя и имеет сад, а даже не один, больше занимается скотоводством. Сад Алексеева совсем неважен. Сад Буткова при очень крошечных размерах почти весь застроен. Откуда же у Буткова взялся такого высокого качества виноград, да еще более 20 сортов?» (№ 261 от 1.12.1900г.).
Вопросы эти так и остались без ответов. Впрочем, происхождение ягодок не так уж и важно, особенно если есть медали.
Ирина Чернухина