Альпы и Венеция на улице Свердлова

Чтобы увидеть альпийскую деревеньку, где бывал Суворов, или в мельчайших подробностях изучить Собор Святого Петра, не обязательно затевать поездку в Швейцарию и Италию – достаточно посетить выставку «Из белой глубины листа…» в Астраханской картинной галерее. Представленные там шедевры печатной графики обеспечат вам полный эффект присутствия! «Гравюра не всегда высоко ценилась. Например, Александр Бенуа сравнивал коллекционирование […]
Информационный штаб (ШИ) 28 октября 2016 07:23 728

Чтобы увидеть альпийскую деревеньку, где бывал Суворов, или в мельчайших подробностях изучить Собор Святого Петра, не обязательно затевать поездку в Швейцарию и Италию – достаточно посетить выставку «Из белой глубины листа…» в Астраханской картинной галерее. Представленные там шедевры печатной графики обеспечат вам полный эффект присутствия!

«Гравюра не всегда высоко ценилась. Например, Александр Бенуа сравнивал коллекционирование эстампов с филателией», – рассказывает куратор выставки «Из белой глубины листа…» Раиса Алексеевна Захарова. Ее словам с трудом веришь, глядя на удивительно тонкие по исполнению произведения, висящие на стенах Гравюрного кабинета. Открыть эти шедевры астраханцам позволил масштабный проект Сбербанка «Искусство сохранять», частью которого стала выставка гравюр из собрания Ивана Репина.

Меценат и библиофил Иван Акимович Репин (1841–1908) был ценителем и знатоком искусства, чья обширная библиотека включала редкие художественные издания, книжную графику и гравюры. Основная часть его гравюрной коллекции – около девяти тысяч листов – в настоящее время хранится в фондах Астраханской картинной галереи. На выставке представлено 70 работ, объединенных в 15 серий.

Важное место в экспозиции отведено пейзажной графике: репродукциям картин с видами европейских городов и ландшафтов, сделанным западноевропейскими мастерами XVIIIXIX вв.

Серия «Замечательные виды горной Швейцарии» включает цветные гравюры альпийских пейзажей, выполненные Ж.-Ф. Жанине и Ш.-М. Декурти в технике акватинты. Этот вид офорта позволяет печатать гравюры, напоминающие акварельные рисунки. Процесс их создания очень трудоемкий и дорогостоящий, поэтому на каждом листе издатель награвировал посвящение и герб того, кто купил произведение (в числе прочих – Папа Римский).

На одной из гравюр этой серии изображен вид деревни Хоспенталь в долине Узерн. Это живописное и памятное место связано с событиями альпийского похода А. В. Суворова (1799). В деревне по сей день сохранилась гостиница, где останавливался великий русский полководец. С именем Суворова связана еще одна гравюра – с видом часовни капуцинов на вершине Сен-Готард. Именно через этот перевал был совершен знаменитый переход через Альпы. Местные жители до сих пор хранят память об этом событии – на перевале установлен памятник Суворову, в скале выбит 12-метровый православный крест, а над могилой павших в боях возведена небольшая часовня.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс - Дзен 

Дальше наши с Суворовым пути расходятся – мы переносимся в Италию, где можем «прогуляться» под сводами Собора Святого Петра. Это позволяет сделать гравюра Джованни Баттиста Пиранези, сумевшего передать красоту внутреннего убранства величайшего католического храма, к созданию которого приложил руку Микеланджело Буанароти. Наследие гения итальянского Возрождения нашло отражение в еще одной гравюре – «Бог творец над волнами» Доменико Кунего – репродукции росписи в сводах Сикстинской капеллы, одной из вершин ренессансного искусства.

В экспозиции есть также панорамы разных городов мира, представленные как в отдельных листах, так и в книжных изданиях. Многие из этих эффектных видов являются плодом научных экспедиций, географических открытий и представляют большую ценность как документ эпохи. Примером может служить акватинта швейцарского художника Фридриха Салате «Панорама Канале Гранде в Венеции», созданная с помощью специального прибора, служившего для точного фиксирования деталей архитектурных видов – камеры-обскуры.

Собирая эти гравюры, Иван Репин как бы предлагал любителям графического искусства побывать в прославленных центрах художественной культуры и исторически-значимых местах. Вы можете присоединиться к этому удивительному путешествию уже сегодня, бесплатно посетив выставку «Из белой глубины листа…» в Астраханской картинной галерее им. П. М. Догадина.

Вход на выставку «Из белой глубины листа» и в другие залы отдела зарубежного искусства бесплатный с 14.10 по 30.11. За входным билетом обращайтесь в кассу музея.

Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий