Астраханские слова, которые введут в ступор гостей города

Астраханская область — многонациональный регион России. На территории края проживают свыше 150 национальностей. Мы давно привыкли слышать различные, непонятные для гостей города слова, заимствуя их у разных народов. Татарские, казахские, нагайские и многие другие фразеологизмы очень гармонично вписались в повседневную речь. Астраханская область — многонациональный регион России. На территории края проживают свыше 150 национальностей. Мы […]
Информационный штаб (ШИ) 03 ноября 2017 07:51

Астраханская область — многонациональный регион России. На территории края проживают свыше 150 национальностей. Мы давно привыкли слышать различные, непонятные для гостей города слова, заимствуя их у разных народов. Татарские, казахские, нагайские и многие другие фразеологизмы очень гармонично вписались в повседневную речь.

Астраханская область — многонациональный регион России. На территории края проживают свыше 150 национальностей. Мы давно привыкли слышать различные, непонятные для гостей города слова: татарские, казахские, нагайские и многие другие фразеологизмы очень гармонично вписались в повседневную речь.

 

Такие слова как тарашка, тутник давно не вызывают у нас недоумения. Их использует каждый астраханец. Может, это и просторечье, но даже стихи с подобными словами помогают проникнуться атмосферой Астраханской области.

 


К нам в редакцию написал астраханец Антон Аносов, который сейчас проживает в Москве, он поделился с нами своим стихотворением и дал определения некоторым региональным (и не только) словечкам.

 

Приятного чтения:

 

***

Я родился среди казахских

и калмыцких отшельных юрт,

где Кайратов, по огласке,

было столько же, сколько и Юр.

Где по нормам негласным старым,

(я не знаю с какой поры)

беляши любят жарить татары,

любят русские – кайнары.*

. . .

Где-то к маю пускают Волгу,

как впускает гостей консьерж,

и к раскатам втихомолку,

ходит вобла, тарашка и берш.*

Кто-то едет в низовья на ерик,*

а потом на какой-то ильмень,*

мы избрали БолдИнский берег,

ехать дальше нам было лень.

Повторялась одна реприза:

порыбачив всухую полдня,

Коля тупо топил телевизор,*

а потом всё валил на меня.

(Диалектом многоязыким

Астраханский насыщен край) —

мы ругались: «Вот же растыка,*

ну и ёкарный, ты, бабай». *

. . .

Проходила весна, а летом

красил губы детишкам тутник *

и въедался фиолетом

в дармовые футболки их.

Днем с причала ныряли башем, *

вечерами гуляли толпой,

повелось, что народы наши

дружат тесно между собой.

По ночам, у подъезда бакланя, *

собирался дворовый кильдим, *

на гитарке хреначил Ваня,

горлопанил как фраер Салим.

Многих позже не стало от пьянки,

героина и прочих бед.

. . .

Мама часто тушила демьянки *

и варила уху на обед.

Мы садились за стол семейный,

разбирали сазанью башку,

дед себе наливал портвейна,

иногда шёл к Армяну дружку.

Был изрядно бабулей чихвостим, *

что поддатый ходил к дружбанам,

а на праздники бабушка в гости

приглашала. Готовила нам:

Бешбармак и пирог с визигой, *

золотистый восточный щербет,

видно как-то монгольское иго

в крови нашей оставило след.

Волос русый, но скулы и веки,

говорят мне зеркально о том,

что, возможно, при хане Узбеке,

заходила орда в мой дом.

Заплетались косички в косы

генетических южных цепей:

положение глаз раскосых —

отражение вольных степей.

И сродни мне отшельные юрты,

и родные мне купола,

и песчаные каракурты, *

и сосновая смола.

 

Диалектизмы и жаргонизмы:

 

* Кайнары – это небольшие по размерам беляшики, которые готовят обычно татарские хозяйки на праздники;

* Тарашка – местное название таранки (густеры);

* Берш – вид лучепёрых рыб из семейства окуневых, схожий с маленьким судаком;

* Ерик – относительно узкая протока, соединяющая озёра, заливы, протоки и рукава рек между собой, обычно на нижней Волге;

* Ильмени – пресные озёра, преимущественно сконцентрированы к западу от дельты;

* Телевизор – народное название рыболовной снасти;

* Растыка – недотепа; рассеянный человек;

* Ёкарный бабай – междометие, аналог. «ёлки-палки»;

* Тутник – тутовник, шелковица (Деревья, культура с богатым урожаем вкусных ягод и множеством полезных свойств);

*Нырять башем – вниз головой;

*Бакланить – болтать, встречаться поговорить;

*Кильдим – сходка, сборище группы лиц;

* Демьянки – баклажаны на юге и Северном Кавказе;

* Чихвостить – ругать, бранить;

* Бешбармак – традиционное мясо-мучное блюдо тюркоязычных народов;

* Визига, вязига – название употребляемой в пищу хорды, добываемой из осетровых рыб. Пироги с вязигой – традиционное, историческое блюдо жителей Астраханской области;

* Каракурт – вид пауков из рода чёрных вдов, встречается в пустынной и степной зоне (Средняя Азия, Иран, Афганистан, юг России).

Читайте также

Споры о школе и думские идеи: как в Астрахани к 50-летию со дня смерти Гоголя готовились Семья Роберта Рождественского имеет астраханские корни Светлана Василенко. Миф о русском двадцатом веке на основе Капьяра
Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА