Астрахань — город базаров

Астраханские новости. Большие Исады всегда славились антисанитарией Астраханские новости. Большие Исады всегда славились антисанитарией Наш город всегда славился своими богатыми базарами, которые начали своё формирование здесь ещё с XVI века. Хотя в первые годы существования Астрахани городской продовольственный рынок отсутствовал, да и такой необходимости в нём не было, ведь основными жителями молодого города на тот […]
Информационный штаб (ШИ) 14 апреля 2015 11:53

Астраханские новости. Большие Исады всегда славились антисанитарией

Астраханские новости. Большие Исады всегда славились антисанитарией

Наш город всегда славился своими богатыми базарами, которые начали своё формирование здесь ещё с XVI века. Хотя в первые годы существования Астрахани городской продовольственный рынок отсутствовал, да и такой необходимости в нём не было, ведь основными жителями молодого города на тот момент были стрельцы. По положению они должны были сами обеспечивать себя и семью продуктами питания. Кроме военной службы, они активно занимались рыболовством. Посадские жители также сами добывали продукты и разводили свои огороды.

Рыба вместо хлеба

Хлеб поставляли по Волге из Москвы, но небольшими количествами, поэтому основным продуктом местных жителей была рыба. В середине XVI в. город дважды посещал английский посланник Дженкинсон, который в своих посланиях отмечал, что «Воздух здесь поражён массой рыбы, преимущественно осетров, составляющих основную пищу, так как хлеба нет. Рыбу развешивают для сушки прямо на улицах, в домах заготавливают впрок…». После начала строительства каменного Кремля в 1582 г., территория к востоку за его стеной стала заселяться людьми, освобожденными от несения государева тягла – ремесленниками, торговцами, служилыми людьми: казаками и драгунами. Так за стенами Кремля в конце XVI – начале XVII в. сформировался посад – Белый Город, длина которого от Пречистенских ворот до противоположных Вознесенских равнялась 1240 м. Немаловажным фактором, определившим планировочную структуру Белого города, стала Торговая площадь, располагавшаяся у главных проездных ворот Кремля. То, что с увеличением численности населения появляется торговля, а вместе с ней и новая торговая зона — «торжок», было вполне естественно. На Руси торг или торговище, как его ещё называли, всюду встречается не в центре посада городов, а между посадом и ядром города — «градом», как правило, возле главных его ворот, используя эспланаду. Эспланада служила еще и противопожарным разрывом. Все улицы посада начинались от торговой площади и расходились по большей части на восток и на юг. Русский гостиный двор вместе с прилегающими к нему торговыми рядами (Большой, Рыбный, Мясной, Калашный, Сапожный, Горянский) составляли русский базар. Непосредственно у стен Кремля с восточной стороны размещался «вечерний базар», где оживлённая торговля велась только после заката солнца и до полуночи. Из любой точки посада к торжищу и Кремлю имелся свой кратчайший путь. Таким образом, уже к началу XVII в. сформировался центр Белого города, состоявший в основном из гостиных дворов – Русского, Персидского, Армянского и Индийского. Гостиные дворы долгое время имели большое значение. Один из путешественников, проездом посетивший Астрахань в 1716 г., писал, что «Городской рынок чрезвычайно богат съестным, и в нём рыбы находится больше чем в каком-либо другом городе. Всю оставшуюся рыбу кидают в отдалённом месте на пищу свиньям и птицам…». Для гостиных домов в Астрахани характерна традиционно сложившаяся в мировой архитектуре торговых помещений конструкция здания торговых рядов, с открытыми галереями. Эти галереи к началу XIX в. нередко включались в композицию жилых и общественных зданий. Только с 1785 г, с момента дозволения иметь торговые лавки в своих домах, значение гостиных дворов упало.


Татарский рынок

Был также известен второй по величине рынок, так называемый Татарский базар, находившийся за крепостными татарскими воротами. «Около татарских юрт имелась площадь торговая и ряды, называемые татарскими», — так описывает татарский базар учёный петровских времён Иван Кириллов. Время возникновения этого базара точно никто не знает. Но достоверно известно, что уже в 30-х годах XVII в. на картах значился «Татарский город», который располагался к юго-западу от Кремля и был отделен от него соленым ильменем. Это было пригородное поселение татар и ногайцев, так как им было запрещено селиться в центре города. Это место и стало предшественником современного Татарского базара. Здесь всегда торговали холодцом, вареной печенью, другими мясными продуктами домашнего производства, а также «водой со льдом из соседней Канавы или Затона», как описывалось в одном мемуарном рассказе. Торговали также керосином для керогазов. «На Приволжском затоне вблизи рынка торговля шла с лодок, на которых вместе с товаром ночевали продавцы». Татарский базар хорошо известен астраханцам и сегодня.

Сколько вешать в штуках?

Отличительной особенностью астраханских рынков являлась торговля не весом, а счётом или объемом. Исключение составлял только хлеб, да и то в государственных пекарнях. Существовали и частные пекарни, где поштучно можно было купить чебуреки и лаваши. Фрукты и овощи предварительно сортировались по размерам, продавались десятками или решетами вместимостью примерно на 5 кг овощей. При крупных покупках на зиму использовали, как правило, мешок или арбу.

Достаточно насыщенный содержанием материал относительно астраханских рынков, особенно относительно рынка Большие Исады мы встречаем в рукописях астраханского краеведа Петра Васильевича Лебедева, который собрал и систематизировал весь имеющийся разновременной материал с любыми заметками о торговле в Астрахани. В начале XVIII в. Астрахань стала убежищем для армян и грузин от гнёта персидских и турецких ханов. Им отвели местожительство за городом, в районе Благовещенского монастыря, где они основали свой армянский базар. Находился он на «Фруктовой площади» (ныне Морской сад), но просуществовал не так долго. Позднее вдоль берега реки Кутум возник сохранивший свою популярность базар Большие Исады. В летописи Ивановского (Иоанно-Предтеченского) монастыря указывается, что ему «по Кутумовой реке, у наплавного моста в 1727 г. пожаловано право ставить садки-плоты для торга и держать лодку для перевоза…». Садки — это судно, а название «садок» произошло от слов «сажать», «высаживать» живую рыбу. Таким образом, 1727 г. принято считать официальной датой появления рынка «Большие Исады» или колхозного рынка №1.Тогда аналогичные площадки были практически во всех волжских городах. Кутум в XVIII в. был ещё полноводный, южный берег его или бечевник проходил по улице Свердлова. Садки с живой рыбой ставились вдоль берега, и рынок простирался на узкой полосе от берега до стен посада. В конце XVIII и в начале XIX в. у садков появились деревянные лотки, сараи и амбары для торговли мясом, овощами и хлебом. В газете «Восточные известия» за 1813 г. встречаются объявления о продаже домов «у Красного моста на Исадах». Выгодное расположение рынка и наличие моста превратили рынок в центральный. К тому же исчез армянский базар, таким образом в городе оставалось только два рынка: Большие Исады и Татарский базар. Новый рынок начинает застраиваться как мелкими, так и крупными зданиями. Первый городской деревянный корпус для торговли мясом появился на Больших Исадах по сведениям историка Штылько в 1808 г. С развитием в Астрахани судоходства и рыбной промышленности население увеличивается к концу XIX в. с 47,5 тысяч человек до 113 тысяч. К тому же весной и осенью прибывали сезонники, число которых могло достигать более 100 тысяч человек, следовательно увеличивалась и торговля. Увеличение промышленности и численности населения поставило задачу благоустройства рынков и строительства большого крытого рынка по типу столичного. После длительных споров на этот счёт в 1881 г. было принято решение строительства большого, каменного крытого рынка на Больших Исадах. Мясные ряды занимали всю северную часть корпуса. Места также сдавались с торгов. Одновременно с постройкой корпуса строились крытые полукаменные корпуса «рыбный и зелёный», различные ларьки, навесы.

Арбузные ряды

Существовали сезонные места. Например, Арбузные ряды. Торговали с раннего утра до поздней ночи. Арбузов было несколько сортов: мраморный, черноярский, ильменные, бугровые и т. д. Продавали как штучно, так и по весу. У рыбного корпуса сидели персы, торговавшие изюмом и кишмишем. Между мясными рядами продавали дичь охотники. Кроме рядов, по берегу Кутума находилась стоянка лодок, с которых торговали молоком и кисломолочными продуктами, привозимыми из Водяновки или Евпраксина. Молоко хранили во льду, горшки с молоком затыкались сенной пробкой. «На время базара площадь огораживалась рогатками от улицы Ногина до Зелёного ряда. Торговля на Больших Исадах начиналась в 6 утра, а заканчивалась в 2 часа ночи. После 12 часов ночи толпа редела, и рогатки постепенно убирали. В половодье торговые лодки шли под буксиром пароходов, там же с лодок продавали чилим и ежевику. В окрестностях Больших Исад начали строиться доходные двухэтажные каменные дома. Начала застраиваться набережная Кутума. В погоне за наживой владельцы сдавали свои дома под трактиры с номерами, по рассказам старожилов к началу XX в. на Исадах было по 20 трактиров и харчевен. Кроме Больших Исад и Татарского Базара имелись Малые Исады на месте «стрелки» Волги и Кутума, состоящие из трёх крытых корпусов, построенных в 1860-х гг. Ныне упразднены. В 1860 г. в закутумной части города появился рыбный рынок, давно ставший своего рода визитной карточкой города, это рынок Селенские Исады. Гости города в свой экскурсионный туристический маршрут всегда включают этот рынок. Их он привлекает не только как рынок с богатой историей, но и как место, где можно купить, попробовать и даже пофотографировать знаменитую астраханскую рыбу. Изначально рынок состоял из двух корпусов. На какое-то время они были упразднены, и там находился магазин «Химия».

Название «Большие» присвоено Исадам не только как центральному рынку, но и по территории, им занимаемой. В 1894 г. они тянулись от Луковского моста до Ямгурчевского. Красный мост составлял неотъемлемую часть рынка, так как связывал закутумную и восточную часть города, а также имел связь с такими сёлами, как Черепаха, Мошаик и Килинчи. Он является одним из самых древних и упоминается ещё в летописях XVII в. Его называли «наплавной», «на стругах», «понтонный». Название «Красный» присвоено ему по имени бугра, у подножия которого он находился. Если мост закрывался на ремонт, то рынок лишался подвоза сельской продукции. Он закрывался на ремонт в 1911 г., тогда ввозы осуществлялись через Ямгурчевский мост, в результате у моста скапливалось более сотни повозок с овощами.

Болото в качестве свалки

В 1907 г. появляются заметки о порядках на рынках, по этим заметкам можно сделать вывод, что как таковых их не было. «Торгуют, где захотят, и никаких расходов на место не несут, тем самым наносят городу большой ущерб». (Астраханский листок, 1907 г.). После заметки Управа решила установить контроль над торговлей, борьбу с самовольным захватом мест. Все годы своего существования Большие Исады переносились, строились, перестраивались, но в итоге оставались на прежнем месте. В 1910 г. Управа запретила торговлю рыбой у Ямгурчевского моста. Тем не менее все принятые постановления плохо выполнялись. Всегда отмечалось, что вплоть до первой четвери XX в. на рынке Большие Исады царили антисанитарные условия: корпус был загрязнён птичьем помётом, продавцы работали без халатов. Площадь покрыли булыжником лишь в начале столетия. Над рынком всегда стояла пыль, которая оседала и на продукты. Кутум, затон и канава служили местом сброса отходов. До новых скотобоен мясо заготавливалось кустарным методом. Бойни были на Цареве, Кулаковке, Калмыцком базаре. Но мясо врачом не осматривалось. В 1911 г. проходило обследование и Татарского базара. Комиссия нашла, что он и вовсе находится в неправильном месте, где соседнее болото служит местом свалки, а это прямое нарушение санитарных норм. Дело дошло до того, что в 1915 г. губернатор закрыл рынок

Наталья Лосева, «МК в Астрахани»

Читайте также

Александр Старовойтов не верит, что Сергей Боженов находится на свободе Владимир Чуров не забывает про обещание поголодать в Астрахани Борьба «ЕР» и «СР» в Астрахани ведется в интернете
Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА