Портал Astrakhanpost.ru открывает новую рубрику -«Астраханские истории». Читайте наши материалы, смотрите наши фотографии ! Вы познакомитесь с интересными людьми, побываете в разнообразных уголках нашей области.
Портал Astrakhanpost.ru открывает новую рубрику — «Астраханские истории». Читайте наши материалы, смотрите наши фотографии ! Вы познакомитесь с интересными людьми, побываете в разнообразных уголках нашей области.
Путешествуем вместе с Александром Андреевичем Верблюдовым, директором Черноярского историко — краеведческого музея. Он то, собственно и рассказывает, а мы слушаем и записываем и вот что получается.
До революции 1917 года в Черноярском районе, тогда именуемом уездом, насчитывалось 38 сёл и 215 хуторов с населением 147 тысяч человек. С давних времён облюбовали себе предки нынешних черноярцев красивые места по правому берегу Волги для проживания, много трудились. Сёла были богатыми , со своим производством самым разным : рыбу ловили , перерабатывали, кирпич производили , хлеб пекли, многое другое делали.
А в позапрошлом веке, а то и ранее стали строиться в этих селах церкви, что удивительно, в основном каменные далеко они славились своей красотой и чудесами. Прихожан в Черноярском уезде было много. Сегодня территория Черноярского района уменьшилась в четыре раза, а население его — всего 20 с лишним тысяч человек. Однако по сей день на этой земле сохранились, когда то давно построенные нашими предками церкви. Сегодня о них речь и поведем.
На фото: Черноярский район
В Солодниках нас ждет глава села Виктор Иванович Голованев, он присоединяется к рассказу Александра Андреевича.
Село Солодники удалено от областного центра, Астрахани на 400 км, от районного, Черного яра — на 90 км, а до Волгограда от него рукой подать — в хорошую погоду чуть ли не меч Родины-Матери можно увидеть. Когда-то здесь кипела жизнь, на рубеже 20 века в селе Черноярского уезда Астраханской губернии проживало 5836 жителей, имелся приемный медицинский покой, 3 училища, 17 лавок, 9 кузниц, 25 ветряных мельниц, 1 рыболовная ватага, 1 миножное (!) заведение, 1 паровой маслобойный завод, ежедневные базары, 2 ярмарки с привозом на 33000 (!) р. и продажей на 4700 руб. Жители, кроме земледелия и скотоводства, занимались извозом, рыболовством, выделкой овчин, варежек, валеных сапог и промыслами колесным, бондарным, горшечным и кирпичным.
На фото: глава села Виктор Иванович Голованев и современные ветряные мельницы
Сейчас здесь проживает около 1700 человек, и основным напоминанием о кипучей и зажиточной жизни села до революции служит кирпичное здание церкви Казанской иконы Божией Матери. Храм построили в 1899 году, в стиле ампир. В настоящий момент церковь не действует. Не проходят богослужения, не раздается колокольный звон, извещающий паству о начале службы. После почти векового разрушения здание находится в крайне плачевном состоянии, но по-прежнему остается одной из главных достопримечательностей района.
На фото: Церковь Казанской иконы Божией Матери, с. Солодники
У церкви стоят деревянные домики, пережившие многое на своем веку. В них по-прежнему проживают черноярцы-солодниковцы. Рядом с храмом установлен памятник погибшим в Великой Отечественной войне.
Местные жители обеспокоены судьбой местной святыни. Восстанавливать оказалось не так-то просто. За помощью обращались даже к Президенту — местный бюджет, если церковь брать на баланс села, такую ношу не потянет. Сейчас памятник архитектуры имеет категорию «бесхозного объекта» и ждёт решения своей судьбы…
На фото: Церковь Казанской иконы Божией Матери, с. Солодники и памятник погибшим в Великой Отечественной войне
…мы уже в селе Старица!
Более благоприятное настоящее у храма Казанской иконы Божией Матери в другом селе Черноярского района.
Издалека видны купола восстановленного храма в селе Старица. По рассказам местных жителей, он сохранился чудом – в лихие революционные годы здание пытались взорвать большевики, но взрывчатка, как ни старались борцы с верой, так и не смогла разрушить его стен — крепка и основательна была кладка.
На фото: Восстановленный Храм Казанской иконы Божией Матери, с. Старица
Не сумев уничтожить, храм решили превратить в сельский клуб. Но и это оказалось «не по зубам» новой власти. Строители не смогли соорудить перекрытие, чтобы разделить обширное внутреннее пространство. Рассказывают местные жители, что, когда в храме появились рабочие, чтобы начать реконструкцию, через разбитое окно влетела шаровая молния. Увидев её, рабочие разбежались, а молния вылетела в противоположное окошко.
Построенная изначально в 1906 году, в несколько эклектичном стиле с псевдорусскими мотивами, за годы Советской власти церковь пришла в очень жалкое состояние. В 30-е годы 20-го века ее закрыли решением большинства(!) жителей села, а имущество реквизировали и отправили в г. Царицын. В храме устроили зернохранилище. В начале 70-х годов случился пожар, рухнула кровля и здание перестали использовать, так оно и простояло до 2005 года в запустении. Работы по реставрации начались лишь в августе 2006 года.
На фото: Храм до восстановления
На фото: Икона Казанской Божией Матери
В 2005 году в селе Старица открыли приход в честь Казанской иконы Божией Матери. В декабре того же года в село прибыл настоятель, иерей Вячеслав. Вскоре он обратился к верующим с просьбой, оказать помощь в восстановлении храма. Жители села откликнулись , стали принимать участие в расчистке территории от мусора. В сентябре 2006 года село посетил Губернатор Астраханской области Александр Жилкин и дал обещание — восстановить Храм Казанской иконы Божией Матери. Отец Вячеслав показывает старинные доски, на которых написаны имена попечителей. Среди них — прадед нашего Губернатора.
На фото: настоятель храма Казанской иконы Божией Матери иерей Вячеслав
Открытие и освящение церкви состоялось летом этого года. Теперь, по словам настоятеля, помещение ожило, благодаря настоящей искре божественной благодати.
На фото: старинная доска, на которой написаны имена попечителей. Потапъ Конст. Щербаковъ - прадед губернатора Жилкина
Мы в пути! Село Зубовка.
До революции в нашей губернии было два женских монастыря — Благовещенский в Астрахани и Воскресенско — Мироносицкий женский общежительный монастырь в Черноярском уезде. Село было «владельческим», заселённым крепостными крестьянами графа А.Н.Зубова (на фото слева) (фаворита Екатерины II).
В течение ста лет деревенька оставалась маленькой — всего 67 дворов, с населением 300 человек. Деревянная церковь, 3 мельницы, население занималось скотоводством и земледелием. Но в 1908 году астраханские купцы Губин, Цветков и Куликов облюбовали место возле села и построили за нынешним клубом собор, около которого находилась высокая колокольня. В 1910-12 годах построен и монастырь, существовавший там с 1887 года под именем общины.
Старожилы рассказывают , что в монастыре была библиотека , и большая, но все книги пропали во время революции. Монастырь окружала высокая каменная стена. Игуменья жила в отдельном доме. За ней ухаживали четыре монахини, в том числе, когда нужно — переносили на носилках, на которых стояло специальное кресло. Народ рассказывает, что в монастыре был накоплен большой золотой запас. Жила в селе, мол, верующая старушка, которая ухаживала за игуменьей и видела у нее золото. Женщин в монастыре, по словам было до 120 человек, и занимались они шитьем, держали скотину, за огородом, фруктовым садом ухаживали.
На фото: Воскресенско-Мироносицкий монастырь, общий вид.
После революции 1917 года и гражданской войны монахини разъехались, а на территории монастыря организовали детский дом. Во время гражданской войны село несколько раз переходило от красных к белым. Собор сломали в 1922 году.
В 1902 и 1906 годах в монастырь приезжал Иоанн Кронштадтский. Святой отец помогал в устроении Воскресенско-Мироносицкого женского монастыря в селе Зубовка и освящал вновь созданный в монастыре церковный придел. Там же, в иконостасе, находилась знаменитая икона Божией Матери «Нерушимая Стена» (ныне её обрёл самый большой в Поволжье храм Рождества Пресвятой Богородицы в с. Никольское Енотаевского района).
На фото: Иоанн Кронштадтский и икона «Нерушимая Стена»
Сейчас монастырские стены, как и церковь в Солодниках, ждут своей судьбы. Многие из астраханцев каждый год отправляются в святые обители России: Серафимо-Дивеевский монастырь, Оптину пустынь, Троице-Сергиеву Лавру или на Валаам. Эти места известны именами святых угодников, чудотворными иконами, благодатью святых источников. В Астраханской епархии пока еще нет мест, пользующихся общероссийской славой, но и на нашей земле есть свои святыни, к которым направляются паломники. Энергетика этих мест удивительна.
___________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________
Некогда обширная черноярская паства могла гордиться уникальными церквями и обилием святых мест. Затем почти столетие их разрушали…. Сегодня мы способны восстанавливать утраченные святыни, возвращая нашей земле былую славу. Возможно, возродится и один женских монастырей, а, значит, сбудется и ещё одно пророчество Иоана Кронштадтского, который предсказал Зубовскому монастырю воскрешение из пепла.
Это только начало нашей с вами, уважаемые читатели экскурсии и вели ее для вас:
Наша благодарность — главе Черноярского района Дмитрию Михайловичу Заплавнову, за идею (!) и содействие.