13 марта 2025 года состоялось заседание художественного совета по предстоящей премьере оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», которую представит Астраханский театр оперы и балета в июне этого года.
«Леди Макбет Мценского уезда» — одна из самых знаковых русских опер XX века, Шостакович назвал свое произведение «трагической сатирой». Опера, сочетающая в себе яркую и захватывающую музыку с насилием и страстью— стала мгновенным хитом.
Ставка в опере – любовь, первобытная и всепоглощающая для русской леди Макбет, купеческой жены Катерины Львовны. В течение двух лет со дня премьеры ее исполняли почти 200 раз в Ленинграде и Москве, ставили на сценах от Лондона до Нью-Йорка и Аргентины. В начале 1936 года только в Москве ставились три разные постановки оперы.
«Сумбур вместо музыки» — редакционная статья, которая вычеркнула из жизни почти на тридцать лет выдающееся оперное творение эпохи. «Леди Макбет Мценского уезда» почти полностью исчезла до 1960-х годов и вновь появилась в новой, менее спорной версии. Именно критика этого произведения в газете «Правда» положила начало кампании против формализма в советском искусстве.
Сегодня оригинальную партитуру слушают и восхищаются ею такой, какая она есть — разрушительной, но в то же время прекрасной, наполненной посланиями, которые остаются со слушателем еще долго после того, как опускается занавес.
Астраханский театр оперы и балета обратился к одной из первых редакций этого произведения, рассматривая ее как первоисточник. Команда постановщиков работает над небольшими сокращениями, так как опера действительно объемная и требует серьезного подхода.
«Леди Макбет Мценского уезда» — спектакль непростой. Его сложный симфонический и полифонический язык делает его настоящим вызовом как для восприятия, так и для исполнения. Это произведение должно было найти свое место на сцене нашего театра, и мы уверены в его значимости. Наши художники-постановщики смогли верно передать нарастающее напряжение этой истории. Зло, как двигатель сюжета, становится источником размышлений для каждого из нас. Сценография и костюмы, предложенные Евгенией Шутиной и Еленой Бодровой, точно отражают атмосферу спектакля, и я искренне благодарен им за их работу», — художественный руководитель и главный дирижер Астраханского театра оперы и балета Валерий Воронин
Дирижером-постановщиком выступает Валерий Воронин, режиссером- постановщиком Алексей Смирнов, художник по костюмам – Елена Бодрова(Москва), художник-сценограф – Евгения Шутина (Москва).
Сюжет кажется совершенно не юмористическим, но Шостакович написал довольно-таки удивительное произведение, которое мы можем музыкально счесть зловещим сарказмом. Зрители увидят драму женской души.
Мы попытаемся разобраться, что же такое страсть, которая перевернула жизнь главной героини и сделала её серийной убийцей.