На днях состоялось заседание в Думе Астраханской области, где главной темой обсуждения был законопроект о профилактике семейно-бытового насилия. Участвовали не только депутаты, но и юристы, и общественные деятели. Совместными усилиями был выработан ряд предложений, которые могут быть использованы в дальнейшей работе над законопроектом.
Если кто не в курсе, раньше за домашнее насилие, лиц причастных к этому привлекали к уголовной ответственности. После отмены уголовной ответственности ввели административную. Все общественные деятели выступили против такого расклада, и, в итоге, в конце 2019 года на сайте Совета Федерации был опубликован проект федерального закона об урегулировании отношений, возникающих в сфере профилактики семейно-бытового насилия в России.
Как отметил Игорь Мартынов, за небольшой срок этот законопроект приобрёл как сторонников, так и противников. Сейчас он активно обсуждается на различных площадках, и кто-то считает его слишком мягким в таком виде, в котором он сейчас существует, кто-то – слишком жестким, считая что это может разрушить институт семьи. Но то, что этот закон нужен, считают все общественные деятели.
Открывая совещание, первый заместитель Председателя Думы Астраханской области Ирина Родненко отметила, что отрицать существование проблемы семейного насилия нельзя, но нужно очень аккуратно подходить к принятию новых законов.
Проанализировав закон, участники совещания рассказали, какие плюсы и минусы в нём существуют на данный момент.
В первую очередь, стоило бы отметить, что основным новшеством станет право третьих лиц заявлять в правоохранительные органы о проблемах отдельной семьи. А у общественных организаций появилось больше полномочий – теперь у них есть право проводить превентивную воспитательную работу внутри семьи, организовывать наблюдение за поведением ее членов и даже настаивать на том, чтобы один из супругов покинул жилплощадь.
Но тут создатели проекта упустили важный фактор – в законопроекте не предусмотрена ответственность за предоставление недостоверной информации. Получается, если вдруг сосед, с которым вы не можете разделить лестничную площадку, подаст жалобу на то, что вы бьете супругу, приедет полиция, примет соответствующие меры, а за это ему ничего не будет.
Ещё одна не состыковка в том, что большинство положений нового проекта дублируют статьи других законов. Например, многие составы наказуемых деяний по уголовному кодексу и кодексу административных правонарушений попадают под признаки семейно-бытового насилия и содержат свои механизмы пресечения и профилактики. Конечно, не всегда они реализуются в полной мере. Но нужно прийти к тому, чтобы они работали, а уже затем принимать новые.
Ещё одни недочеты, которые нашли члены заседания, связаны с тем, что в законопроекте есть коррупционная составляющая: многочисленные отсылочные нормы, отсутствие роли уполномоченных по правам человека и ребенка, слабый понятийный аппарат, а в некоторых пунктах вообще отсутствует логическая связь.
В итоге, участники совещания сошлись во мнении, что в законе практически нет норм, направленных на профилактику насилия. Но в то же время есть нормы, которые могут нарушить права граждан. А в отдельных случаях, из-за того что организации все разные, кто-то захочет с помощью закона сделать себе рекламу.
Первый вице-спикер Думы Ирина Родненко резюмировала, что все озвученные предложения лягут в основу рекомендаций, которые будут направлены в Совет Федерации.
«У нас много структур, которые занимаются вопросами домашнего насилия, но оно продолжает существовать. Необходимо проработать тему с теми, кто отвечает за исполнение этих законов, и выяснить причины, мешающие реализации прав граждан. То ли закон устарел и нуждается в пересмотре, то ли отдельные структуры недостаточно хорошо работают», – подчеркнула Ирина Васильевна.
Нам удалось пообщаться с Членом Совета при Президенте РФ по развития гражданского общества и правам человека Ириной Владимировной Киркора, и узнать, что по её мнению не хватает существующему проекту, и как изменит закон жизнь российских семей.
«Проект, который опубликован сейчас на сайте Совета Федерации, сильно отличается от текста, в создании которого я принимала участие. Он готовился изначально в СПЧ на рабочей группе с августа месяца. И этот вариант, который был размещен, вообще не затронул существенную на мой взгляд проблему – это тление семейно-бытового насилия.
Вопрос стоит в защите от действий, которые совершены и дальше продолжают происходить. Ещё один не маловажный фактор в том, что закон позволит сотрудникам правоохранительных органов включиться в оказание помощи, в том числе, немедленно выдать охранный ордер. А в некоторых случаях можно будет лично обратиться за ним в суд, чтобы избежать нахождения с ним в одном помещении. Это делается не только для защиты жертвы. В первую очередь, позволит остановить агрессора от продолжения агрессии и совершения более тяжкого деяния, за которое ему придётся отвечать. Дать возможность снизить эмоциональный накал страстей, при помощи психолога посмотреть на свою жизнь, на своё поведение, не совершить тех действий, за которые он будет нести ответственность в дальнейшем. Такая профилактика позволит выявить сигналы и симптомы неблагополучия в семье, насилие одного человека над другим членом семьи. И дело тут не только в физическом издевательстве, но и в моральном.
На мой взгляд это принятие закона станет, в первую очередь, сигналом о том, что физически в нашем обществе бить не принято, и что семья – это основа любви, уважения и поддержки. Это не место, где один бьет другого.
Во-вторых, он станет инструментом для защиты, возможностью работать с психологом, потому что очень часто агрессия проявляется по причине того, что человек не умеет работать над своими эмоциями.
В-третьих, он позволит ограничить возможность преследования в отношении жертвы со стороны лица, которое проявило уже насилие, станет возможностью для изменения своего поведения. И в следующей семейной паре не допустить подобного в отношении другой женщины или мужчины».