Два Гения, два мира, две эпохи: Симфонический концерт «Судьба мира и человечества»

Моцарт работал анонимно, не зная, для кого он пишет «Реквием»

Информационный штаб 26 декабря 2024 12:09

2 февраля 2025 года в Астраханском государственном театре оперы и балета будут исполнены партитуры двух гениев Вольфганга Амадея Моцарта и Дмитрия Шостаковича: «Реквием» и «Симфония № 10» — музыка совершенно разных композиторов, представляющих собой отдельно существующие музыкальные миры, эпохи и стили.

В первом отделении концерта — самое личное и глубокое произведение Шостаковича – Десятая симфония. Это итог «летописи трагической эпохи». Впервые исполненная в декабре 1953 года в Большом зале Ленинградской филармонии, она знаменуют последнее дыхание переломной эпохи. Сочинение увидело свет спустя долгие восемь лет после премьеры Симфонии № 9. В феврале 1948 года было опубликовано печально известное Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «Об опере Мурадели «Великая дружба». Шостаковича вновь обвинили в формализме и антинародности.

В это же время приказом Главного управления по контролю за зрелищами и репертуаром из дозволенных к исполнению исключили его Девятую, Восьмую и Шестую симфонии, а самого композитора уволили из Московской консерватории «в связи с несоответствием профессорской квалификации». Симфония иллюстрирует композиторские думы об историческом отрезке, его внутреннюю борьбу и ощущение подлинного страха. Это сочинение можно смело назвать исповедью и большим откровением композитора.

Во втором отделении прозвучит грандиозное сочинение — Реквием для солистов, хора и симфонического оркестра, произведение, которое до сих пор окутано ореолом тайны.

Я благодарю своего Бога за то, что он любезно предоставил мне возможность изучения, что смерть — ключ, который отпирает дверь в наше истинное счастье.

WOLFGANG AMADEUS MOZART (1756-1791)


Болезнь композитора, нищета и визит человека в черном, который заказал заупокойную мессу…Моцарт воспринял этот заказ как некий знак. У Пушкина в пьесе «Моцарт и Сальери» этот посредник описан как предвестник чего-то злого:

Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек. За мною всюду

Как тень он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третей сидит.

Моцарт работал анонимно, не зная, для кого он пишет «Реквием». Только после смерти композитора удалось установить личность заказчика. Им оказался граф фон Вальзегг, посредником же выступал управляющий графа Лойтгеб. Он работал над ним с таким же увлечением, как и над лучшими своими операми. Это произведение он сделал выраженным реальным человеческим переживаниям, запечатлел в нем всю глубину страданий и горя, которые приносит людям смерть близких людей.

Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА