Уже не для кого не секрет, что «Инфоштаб» в составе главреда и его зама, вооружившись диктофоном и фотоаппаратом, живут по принципу Винни-Пуха и ходят и ездят в гости по утрам, хоть даже наш совместный вес и не дотягивает до нормы одного взрослого медведя. Растущие зубы мудрости подтверждают, что эти наши утренние походы — не зря. Куда нас только не заносила нелегкая журналистская доля: лепрозорий, ночлежка, солнечная электростанция, птицефабрика. И всё ради того, чтобы рассказать читателю о том, как всё это устроено изнутри, так сказать, засовываем свои носы, пользуясь тем, что зовут нас не Варварами, куда не попадя и после приглашаем совершить с нами экскурсию в закулисье тех или иных учреждений.
На этот раз мы решили продолжить своё развитие и напросились на экскурсию в институт развития образования «Платформу». За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете за пределами мегаполисов, в провинциальных городах креативных пространств с современным оборудованием и стильный дизайном? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
Эксперты в экспериментах
В «нулевых» был такой мейнстрим: под любые нужны создавать своё госучреждение. Росли и множились они аки грибы после дождя, а потом в казне деньги закончились. И наступили времена оптимизации. И вот в 2016 году, во время очередного периода затянутых поясов, было решено провести реорганизацию нескольких государственных учреждений. Так институт повышения квалификации, институт развития образовательных технологий и центр повышения квалификации объединили и поселили в здании по улице Ульяновых, 4.
Все эти пертурбации совпали с одним важным моментом: в головах педагогов случился некий переворот и они поняли, что повышать квалификацию раз в три года — это не обязанность, а право.
И понеслось. В «Платформе» поставили себе цель: создать качественные условия для обучения учителей. Начались эксперименты.
Что нужно? Может, технику закупить? Свою квалификацию повысить? Постепенно пришло понимание: нужна система, компиляция всех действий и процессов. Через год решили попробовать создать некую институцию, которая будет способствовать развитию образования, причем не только основного, которое школьное, но и дополнительного, которое, несмотря на то, что называется дополнительным, зачастую может быть лучше основного.
Так и родилась, собственно говоря, идея, что нужно создать центр, который будет модельно, внешне в том числе, показывать, каким образом можно организовывать образовательное пространство. Оказалось, что не обязательно каждый раз красить стены зеленой краской, как любят наши некоторые школы. И парты не обязательно ставить в ряд — можно, например, по бокам расставить или вообще убрать. Образовательный процесс хуже от этого не станет, а, возможно, даже наоборот. И самое главное, что все это уже делали и научно обосновывали еще в Академии педагогических наук СССР. Поэтому все эксперименты с образовательным пространством имели под собой все основания.
Экспериментировать начали с тем памятником архитектуры, который достался, параллельно с этим оказывая коммерческие услуги и услуги для государства, чтобы заработать деньги на реорганизацию пространства. Со историческим зданием обращались чрезвычайно бережно: например, сняли сплит-системы с фасада, да и в целом старались максимально исторические элементы сохранить.
Во главе угла поставили создание условий для качественного образовательного процесса, решив сделать многофункциональное образовательное пространство, в котором можно будет реализовывать любые типы образовательных активностей, в том числе связанные с развитием информационных технологий. За следующие пять лет удалось запустить посреднические и собственные проекты в сфере IT-проектов, разрабатывали программные и сетевые продукты, писали свои образовательные программы. Участвовали в федеральных конкурсах, грантах, выиграли несколько грантов по дополнительному образованию в Минобрнауки РФ, писали модельные программы по допобразованию детей в области проектной деятельности совместно с ведущими EdTech компаниями, учили учителей из других стран совместно с Россотрудничеством. В итоге наработали определенную экспертную позицию и опыт реализации данных программ. Многие проекты в дальнейшем были взяты на вооружение, в том числе коммерческими структурами.
Вот так с 2017 по 2022 годы «Платформа» искала себя и идеальную форму того, что необходимо для изменения качества образования, чем можно помочь как астраханским педагогам, так и городу в целом. На сегодняшний день институт развития — это эффективный живой организм, включающий в себя центр повышения профессионального мастерства педагогических работников, центр оценки квалификации, аттестация и обучение директоров образовательных учреждений, центр опережающей профессиональной подготовки, региональный модельный центр дополнительного образования. Реализуются программы повышения квалификации педагогических работников и дополнительного образования детей. Но на этом останавливаться не планируют. Так, в планах этого года запустить программы профессионального обучения в рамках федерального проекта «Содействие занятости», создать центр профориентации и организовать регулярную работу по профессиональной ориентации в рамках проекта «Билет в Будущее», запустить программу подготовки управленческих команд и попробовать запустить сетевую образовательную программу по смешанной реальности для партнеров из Прикаспийских государств и стран Средней Азии.
Планируется развивать и всевозможные коллаборации в области образовательных и просветительских проектов с резидентами «Платформы».
Полы из «Твин Пикса», старинные книги и стол, занесенный не в дверь, а в окно
Теперь, когда мы рассказали вам, что же такое — институт образования «Платформа», самое время — показать. Нашим экскурсоводом согласилась стать руководитель проектного офиса «Платформа Каспия» Лилия Резакова. Она провела нас по дюже красивым коридорам и отворила все потаенные и не очень двери, разрешив заглянуть во все уголки и закоулочки и продемонстрировав оборудованные по настолько последнему слову техники кабинеты, что у нас нет-нет да вырывались непечатные слова, коими мы выражали исключительно восторг и восхищение.
Зашли мы с одного из двух, можно сказать, с исторического, входа и отправились прямиком в… зону отдыха. Начинать путешествие на релаксе – это по-нашему. Официально это помещение называется «Лекториум».
Здесь проходят почти все полуформальные и не профильные мероприятия. Например, именно это место встречи туристического клуба «Ирбис».
«Ребята 20 лет занимаются просветительской работой, пытаются всех научить, как правильно ходить и не теряться в походах. Для Астрахани это действительно классная идея и она может быть составной частью школьного образования и освоения городских маршрутов. Поэтому мы вместе с ними проводим здесь регулярно, каждую неделю, встречи туристического клуба. Здесь же проходит литературная гостиная Андрея Белянина», — рассказывает Лилия Резакова, уточняя, что хотела бы, чтобы все площади «Платформы» были максимальное количество времени задействованы именно в образовательном процессе. Так, в гостиной дважды в месяц встречаются литературные таланты, которым российский писатель и поэт Андрей Олегович помогает отточить свое мастерство и найти, как реализовать свое творчество с практической точки зрения. Также юные и взрослые дарования становятся активными участниками дискуссий и творческих встреч с известными писателями, музыкантами и художниками.
«Мы проводим просветительские проекты по своей основной деятельности, в частности во всех школах в соответствии с новым стандартом должны появиться туристские клубы, школьные театры, поэтому у нас турклуб, литературная гостиная, киноклуб — формируем модельный процесс. Ну и, конечно, реализуем и коммерческие просветительские проекты», — поясняет наша собеседница.
Дальше мы отправляемся в Центр Технологической модернизации образования.
Здесь изначально проектировали пространство под большую проектную команду, в формате open space. Однако структура института регулярно меняется под актуальные задачи: в этом кабинете успели поработать, наверное, уже все нынешние сотрудники института. В «Платформе» нет никакой статики, привычной для многих, когда за сотрудником или отделом ныне и присно закреплено рабочее место, смена рабочих пространств и проектной команды происходит регулярно. Отличительная черта Центра — полы один в один как в Чёрном Вигваме из саги «Твин Пикс».
«Когда делался ремонт, как раз вышел новый сезон», — вспоминает Лилия.
Мимоходом заглядываем в кабинет руководителя института. Обещаем себе, что, когда вырастем, у нас тоже будут такие кабинеты.
Следующая точка нашего маршрута – центральное помещение «Атриум». Когда его проектировали, здесь был традиционный зал, с зеркалами и голубым потолком. Задача была создать максимально открытое и многофункциональное пространство. Справились. Здесь также проходят все официальные мероприятия с участием руководства региона.
Внезапно на середине нашего пути – начало пути «Платформы». Одними из первых резидентов института развития были ребята из фотошколы «Культ».
«Мы вместе придумали, спроектировали фотостудию, долгое время, вплоть до этого года, занимались реализацией мероприятий. Сейчас мы решили уйти максимально от аренды пространства для фотосьемки к проведению непосредственно самих образовательных мероприятий. «Культ» переехал в новое место, а мы создаем на этом месте фото- и видеолабораторию для образовательных активностей», — делится планами наш экскурсовод.
Докуплено все необходимое оборудование, уже провели несколько курсов дополнительного образования.
«Света, наверное, больше, чем у кого бы то ни было в этом городе, — хвалится Лилия, — Нам для работы на самом деле в большей степени именно свет требуется, потому что здесь будут записываться, в первую очередь, видеолекции и проходить обучение тому, как данный процесс организовать в иных, отличных от профессиональной студии условий».
Сейчас идет проектирование соседней аудитории в формат видеостудии с шумоизоляцией и специальным оборудованием для записи онлайн-курсов и корпоративного обучения.
«А это любимая аудитория директора института», — презентует «Бизнес-форум» Лилия Резакова.
«А остальные аудитории знают, что они не самые любимые?», — уточняем мы. Руководитель проектного офиса говорит, что догадываются.
В шкафу – разнообразные старые книги прошлого века, доставшиеся «Платформе» по наследству.
Посреди зала – огромный такой стол.
«Когда делали его — хотели стол целиком, цельный кусок доски. Всё, здорово, стол заказали, всё сделали, а он не проходил по коридору», — рассказывает Лилия.
Как же стол в итоге тут оказался? А как шпионки из песни Высоцкого — через окно!
Следующая аудитория – отсылка к началу текста, где мы утверждали, что парты можно расставить не обязательно классическим способом.
«Мы старались сделать все аудитории универсальными, показать учителям и школе, что пространство может быть мобильным. И для того, чтобы им стало это привычно, мы начали вести занятия с ними в отличном от привычного для них формата. Стены вот разрисовали. Талант художника у нас обнаружился у представителя клининговой компании. Вот — результат», — уточняет наш гид.
Следующая аудитория «Гармониум» – максимально неформальная. Таких в «Платформе две, ее коллега – «Экспириум». Их в основном используют под курсы дополнительного образования для детей.
Вероятно, дорогой читатель, ты уже заметил, что названия аудиторий концептуальны и креативны. Мы не могли не поинтересоваться историей их создания.
«Когда мы пришли в это здание и начали его проектирование под нужды современного образовательного процесса, почти все пространство вокруг пустовало, а большинство соседний зданий были заброшены и заколочены в ожидании своих новых хозяев. В «Астраханской» гостинце шел ремонт, дороги были перерыты, «Белуги» и так называемого «барного квартала» не было еще и в помине. И мы решили, что можем стать некой платформой, вокруг которой начнется развитие, и местом-форумом, на котором будет происходить обсуждение важных вопросов связанных с развитием нашего региона. А дальше уже от римского форума начали изобретать различные словоформы для образовательных пространств внутри института», — прояснила всё Лилия, пока мы продолжили наше путешествие. Прослушав ликбез, оказываемся в «Практикуме», это, скажем так, компьютерный класс. Поскольку с детьми в первую очередь занимаются именно цифровым творчеством, то техника предстала нашему взору мощная. Для обработки любых материалов. Здесь же проводят и аттестацию руководителей образовательных организаций, так как один из этапов обязательно проходит на компьютере.
Оттуда отправляемся в собственный небольшой кинотеатр. Представляете, свой уютный кинотеатр, представляющий собой миниатюрную версию фешенебельных кинозалов привычных нам ТРК. Однако цель мероприятий, проводимых здесь – не праздное проведение времени, а просвещение и образование. Например, сейчас сюда перебрался киноклуб «Восхождение». Место, где кино не только смотрят, но и обсуждают. Подбираются киноленты не из попсового масс-набора, а те, что позволяют погрузиться в отчасти экзистенциальную философию жизни, чтобы диалог участников всегда был живой и глубокой дискуссией.
«Киноклуб идеально ложится в нашу парадигму, кинопедагогика – это полезно. Недавно с одной из коллег обсуждали методику преподавания истории, она рассказывала, что на уроке истории просмотр фильма «Спасти рядового Райана» дал ей больше, чем четыре прослушанных лекционных занятия», — подчеркивает сегодняшний гид «Инфоштаба».
Нисколько не расстроившись, что тут нам не разрешают поесть попкорн и посмотреть «Гарри Поттера», ибо в воздухе витает атмосфера чего-то более важного и нужного, чем запах воздушной кукурузы, мы отправляется в зону для совместной работы – проектный офис «Платформа Каспия». Тут, что вполне понятно из названия, работают сами сотрудники проектного офиса, те люди, которые непосредственно управляют пространством «Платформы», и проектные команды института, которые будут создаваться для управления модельными образовательными программами профессиональной переподготовки и дополнительного образования. Здесь также смогут работать над своими проектами в том числе люди, которые не являются штатными сотрудниками, но объединены общими целями для реализации тех или иных проектов с «Платформой». Это не аренда, это некий бартер: человек задействован в проектах института и получает вот такое удобное и креативное место для работы на период работы над совместными проектами. Проектный офис занимается в том числе развитием всевозможные коллабораций в области образовательных и просветительских проектов.
«Предположим вы видеограф. Мы предоставим оборудование и площадь, возможность вести самостоятельную коммерческую деятельность, но вы для нас будете снимать и вести занятия для детей. То есть мы даём возможность для работы вам, а вы взамен работаете на нас.
Перед нами стоит задача спроектировать модель образовательной программы по подготовке преподавателей из экспертов. Не каждый специалист в той или иной отрасли умеет обучать, передавать другим свои навыки и знания, но это не значит, что в этом случае человек не сможет поделиться ими, мы поможем сохранить и транслировать багаж компетенций экспертов специалистам отрасли. Научим учить, так сказать. Эти кадры нужны не только нам, есть запрос у всего Прикаспийского макрорегиона», — рассказывает наш экскурсовод.
Завершая экскурсию, отправляемся во двор, где скоро, скорей всего, снова откроется, возродившись, что называется, из пепла, книжный магазин. Туда сейчас ищут менеджера. Только сейчас замечаем, что стены фасада «Платформы» теперь белые, обсуждаем, что не обратили внимание на смену декораций, когда пришли в гости, отметили только уходя. И тут выясняем для себя шокирующий и воодушевляющий факт: весь дизайн «Платформы», все помещения, аудитории и кабинеты – результат идей одного человека. Того самого, что посвятил нам последний час и устроил увлекательное путешествие по институту: Лилия Резаковой. Конечно, то, как сегодня выглядит и живёт институт – плоды командной работы, каждый внёс посильную (а порой и сверх этого) лепту. Клининг-менеджер, ставшая художницей – не предел, педагоги, например, становились сборщиками мебели. Впрочем, и по профилю работы хватало всем: для юристов были огромные стопки документов, для бухгалтеров – не менее огромные стопки счетов. Но все же была у всех них идейный вдохновитель и координатор, скромно и между делом, словно это и не особо примечательный факт, поведавшая нам об этом.
Больше добавить нам нечего. Мы восхищены. Надеемся ты, дорогой читатель, тоже.