Семь лет назад рэпер Баста заявил, что наши дети будут лучше, чем мы. Это оптимистичное утверждение действительно работает. Так, если многие нынешние взрослые едва-едва «спик инглиш», зная на зубок лишь то, что «Лондон из зе кепитэл оф грейт британ», школьники вовсю общаются друг с другом на английском, немецком или французском языках.
Знание как минимум одного иностранного языка в наши дни становится базовым требованием к образованному современному человеку. Но во сколько лет начинать учить ребенка в дополнении к «А, Б, В, Г, Д» — «A, B, С, D, F»? Правда ли, что изучение иностранного языка дается одним проще, а другим — сложнее? И есть ли шанс у бабушек догнать внуков или существует возрастной порог, преодолев который на возможности смотреть иностранные сериалы без перевода можно ставить крест?
На эти и другие вопросы «Инфоштаб» попросил ответить владелицу Нетипичного языкового клуба «Fox Club» Валерию Лазареву.
Три года назад Валерия, имеющая 11-летний опыт преподавания иностранных языков, поняла, что хочет открыть что-то своё. Мысль, как известно, материальна и в этот момент клуб, в котором она преподавала английский, был выставлен на продажу.
«Клуб очень быстро преобразился под моим руководством: ремонт, концепция и, конечно, новое название. Занимаясь в спортзале, пришло озарение, были и другие варианты названий, но «лисий» детям понравился больше всего – так и появился «Fox Club». И спустя всего два года я открыла наш уже второй Нетипичный филиал», — вспоминает наш эксперт.
В Нетипичном языковом клубе «Fox Club» учат английскому, немецкому, французскому и арабскому языкам. Фишка клуба уже сразу раскрывается в его названии: здесь нетипичный подход к обучению.
«У нас не школа, я не позиционирую нас, как школа допобразования. Почему нетипичный? Я не заставляю детей учить иностранный язык, слоган клуба: знать и любить, а не зубрить. Мы играем на английском языке: «Мафия», «Монополия», всевозможные шарады. Конечно, учим и грамматике, но тоже в игровой форме — в форме занимательных тестов, веселых заданий. Летом проводим пикники. Дети сидят в школе целый день, сюда они приходят кайфовать. Здесь они могут поиграть, выразить себя. К каждому празднику проводим тематические мероприятия. Но несмотря на игровую форму, обучение ведется в рамках Оксфордской программы – мне нравится она тем, что нацелена на развитие лексики», — поясняет Валерия.
Итак, когда пора отдавать ребенка на английский? В «Fox Club» детей принимают с четырех лет. Уровень ребенка преподаватель определяет на пробном занятии.
«У нас есть мальчик, который в 4,5 года знает английский лучше, чем многие второклашки. А еще есть ученик с особенностями в развитии. Он даже на русском языке не разговаривал, когда мы начали наши занятия. Теперь на английском он разговаривает лучше всех у себя в группе. И после начала изучения английского он начал говорить потихонечку на русском. Бывает такое, что английский язык является хорошим пинком для развития речи у ребенка», — говорит владелица Нетипичного языкового клуба, уточняя, что у нее есть ученица, которой 3,5 года, но это, скорее исключение — девочка в этом возрасте уже могла неплохо говорить и объяснятся на русском языке.
Занятия в «Fox Club» проходят в небольших группах, чтобы уделить время каждому – максимум по восемь человек, но в идеале – по шесть. Бывают группы и по три человека.
«У меня не стоит задача набить группу. Я бы могла ведь объединить две группы в одну и всё. Но я хочу в первую очередь научить, а не заработать. Это очень важно для меня», — говорит наша героиня.
На пробном занятии Валерия выясняет уровень ребенка, если по знаниям и психологической готовности ученик лучше сверстников, то его могут определить и в группу немного постарше. А вот если ребенок немного не дотягивает, то, конечно, в младшую группу его не отправят, это будет некомфортно для ребенка, тогда родителям предлагают догнать ровесников индивидуальными занятиями и потом присоединиться к групповым занятиям. Да, помимо групповых занятий в «Fox Club» можно выбрать и индивидуальные. Такой формат нередко выбирают взрослые, которых также рады видеть в Нетипичном языковом клубе. Кстати, игровая методика им нравится не меньше, а, может, и больше, чем детям.
«Взрослые любят играть больше, чем дети. Конечно, в начале все серьезные. Но видят меня, веселого человека, я себя так и называю – нетипичный преподаватель, и они расслабляются. 10 минут и барьер снят. Ребенка не так сложно изучить, он приходит обычно, как открытая книга, а перед началом работы со взрослыми я и в соцсетях могу посмотреть, например, что интересно человеку, чтобы подобрать фильмы, книги, темы для диалогов о том, что ему интересно. Часто бывает, что родители про своего ребенка-студента говорят, что он сложный парень, к нему надо искать подход, но 15 минут — и мы болтаем и смеемся, я в итоге знаю о нем больше, чем его родители, кажется», — делится собеседница «Инфоштаба».
Сколько понадобится времени, чтобы появился результат – зависит от ребенка. И задачи, конечно.
«У меня есть такой кейс: пришла девочка с нулевым английским, они с семьей переехали в Астрахань из другой страны и ребенку нужно было сдавать экзамены для поступления в пятый класс. Я подготовила её за месяц», — говорит Лазарева.
Взрослым действительно тяжелее учить иностранный язык, но вовсе не от того, что с годами мозг становится менее восприимчив к изучению.
«У детей есть родители. У взрослых нет тех, кто будет их заставлять. Поэтому все зависит от дисциплины, если взрослый человек нацелен на результат и преподаватель найдет к нему подход, то он быстро выучит язык. Нет такого, чтобы взрослые хуже запоминали. Все установки в нашей голове. Училась у меня девушка, тату-мастер, 30 лет, ей надо было ехать в Германию на практику, за 3 месяца выучили язык до уровня, чтобы она смогла принимать клиентов», — отвечает Валерия на один из вопросов, с которыми мы к ней и пришли.
Следующее утверждение: есть люди, предрасположенные к изучению языков, и те, кто к этому не способен. Это наш эксперт подтвердила: «Да, есть люди с лингвистическими способностями. Но понять это можно только в процессе обучения. Бывает такое, что уже испробовал все методики обучения ребенка – нет, не запоминает он. В таком случае я честно говорю родителям: развития языка не будет, да, можно, чтобы школьную программу выполнял, делал домашние задания, но не более».
Подтвердила Валерия и утверждение, что если человек выучил один иностранный язык, остальные учить будет уже проще. Но тут есть нюансы.
«Все зависит от языковой группы. Германская языковая группа, например: выучили английский, немецкий будет проще. А вот с изучением французского или арабского это уже не поможет. По диалектике похожи еще испанский и итальянский. Учить параллельно два языка не стоит, сначала стоит у одного хотя бы базу выучить. Неспроста в школах второй иностранный язык начинают учить не раньше 5 класса», — поясняет владелица Нетипичного языкового клуба «Fox Club».
Чистой правдой оказалось и мнение о необходимости постоянной языковой практики.
«Да, если нет практики деградация неизбежна. Конечно быстро потом все вспомнишь, когда снова начнешь учить, но без практики откат будет однозначно», — говорит Валерия.
Но как быть, если ребенок уже ходит в «Fox Club», а родители пока не собрались и малышу не с кем поболтать о том о сем дома? Валерия советует играть в онлайн игры на том языке, который он учит. Это отличная возможность попрактиковать язык со сверстниками из других стран.
Итак, вот мы и нашли для вас все основные ответы про изучение иностранного языка. Но если у вас еще остались вопросы, то вы можете задать их в Нетипичном языковом клубе «Fox Club». А если запишетесь туда на занятия, то вскоре сможете задать их на английском, немецком, французском или арабском языках.