Самую оперативную и эффективную работу во время любого кризиса ведут мошенники. Они очень тонко чувствуют человеческую психологию и пользуются нашей растерянностью, слабостями и невнимательностью. Особенно преступники активизировались в период пандемии коронавируса. Общение, развлечения, услуги сейчас все ушли в сеть, но большая часть людей еще не готова к такому тесному общению в режиме онлайн и часто нарушает цифровую гигиену. А ее, как и обычные меры безопасности, очень важно соблюдать. О том, как обезопасить себя от мошенников нам рассказал кандидат технических наук, доцент кафедры «Информационная безопасность» АГТУ Иван Кучин.
Мошенники могут предлагать купить лекарства, дезинфицирующие или защитные средства, рассылать письма, маскируясь под официальные организации, призывая внести пожертвования и т.п. Каждый день новости пестрят сообщениями о коронавирусе, мошенники используют это для совершения противоправных действий. Иван Кучин отмечает, что ничего принципиально нового с точки зрения технологий обмана они не придумали – просто подстроились под изменившуюся обстановку.
Основные рекомендации по защите:
1. Не переходить по сомнительным ссылкам в браузере и мессенджерах, не открывать подозрительные письма и вложения к ним, не устанавливать «секретные» приложения, которые покажут, кто вокруг вас заражён инфекцией COVID-19;
2.Не производить оплату штрафов за нарушение режима самоизоляции и прочих административных правонарушений путём перевода средств по номеру телефона (цифровой кошелёк и т. п.). Информацию по штрафам можно получить через официальное мобильное приложение, например, Госуслуги.
3. Не сообщать ни при каких условиях «личному менеджеру», «сотруднику службы безопасности» банка и прочим лицам пароль от личного кабинета (почты), защитный трёхзначный (чаще всего) код на оборотной стороне вашей карты, её пин-код. Пароль абсолютно во всех информационных системах является информацией, которая должна быть доступна конкретному субъекту и только ему. Служба безопасности (It-служба) может в худшем случае сбросить пароль от личного кабинета (это станет известно пользователю), но не получить доступ к самому паролю – он хранится в системе в зашифрованном виде. Аналогичным образом доступ к пин-коду карты доступен только её владельцу. Вы, наверное, обращали внимание, что, когда в банке вам выдают новую карту, конверт, в котором содержится пин-код, распаковываете лично вы. А когда вы активируете карту или авторизуетесь во время банковского обслуживания в офисе банка и вас просят ввести пин-код, сотрудник банка в момент ввода пароля демонстративно отворачивается либо отводит взгляд в сторону. И неважно, под каким предлогом у вас пытаются получить указанные сведения: в связи с карантином, введением чрезвычайного положения или «страхованием» вашего вклада.
4. Совершайте онлайн-покупки только на сайтах с хорошей репутацией. Лучше завести отдельную карту для онлайн-покупок, на которую вы будете переводить средства с основной (зарплатной) карты.
5. Если вести речь о мобильных устройствах, то выполнение указанных рекомендаций и соблюдение «цифровой гигиены», включая отказ от перехода на всплывающую рекламу и сомнительные сайты, гораздо эффективнее, чем, например, установка средств антивирусной защиты, которые тем не менее можно рекомендовать как дополнительный рубеж безопасности вашего устройства».