Как по рельсам: как живет Астраханский тепловозоремонтный завод

Новый репортаж для нашей рубрики «Как это работает», для написания которого на этот раз мы побывали на Астраханском тепловозоремонтном заводе

Анастасия Вербина 22 марта 2024 09:56

«Молодежь сидит у своих ноутбуков, ничего полезного не делает, шли бы на завод», — то и дело можно услышать от старшего поколения. Ваша покорная слуга, автор этой статьи, в списках молодежи, согласно определению, закрепленному в России парламентом, будет значиться до августа текущего года. Так что, отложив девайс, я решила впрыгнуть в последний вагон, хотя правильнее будет сказать локомотив, и отправилась, собственно, на завод. Так и появился новый репортаж для нашей рубрики «Как это работает», для написания которого на этот раз мы побывали на Астраханском тепловозоремонтном заводе.

Перед визитом на предприятие мы выделили не то, чтобы вагон времени, но пару минут, чтобы иметь базовое представление о заводе, который планируем посетить, и поискали справочную информацию. Определенно, заводчане да железнодорожники и прочие сведущие люди понимают, о чем идет речь, увидев официальный релиз, в котором говорится, что «Астраханский ТРЗ занимается капитальным ремонтом маневровых тепловозов серии ТЭМ-2 различных модификаций, средним и капитальным ремонтом тепловозов серии ТЭМ18Д, ТЭМ18ДМ, а также ремонтом дизелей Д50 и новым формированием колесных пар ТЭМ2, М62, 2ТЭ10». Мы же, по сути обыватели, поняли мало что. Однако, побывав на производстве, готовы смело заявить: Астраханский ТРЗ – это большая отлаженная система и целый цельный мир для сотен человек. И мы хотим показать вам завод таким, каким его увидели мы, и рассказать, что скрывается за этими буквами и цифрами, похожими на пароли, которые нам удалось взломать.

Вчера, сегодня, завтра

Астраханский тепловозоремонтный завод был введен в эксплуатацию в начале июля 1953 года, и сегодня это единственное в Южном федеральном округе специализированное предприятие по ремонту маневровых тепловозов. В его составе 11 цехов, из которых, по словам главного инженера АТРЗ Дмитрия Андреева, наиболее важные для предприятия — цеха главного комбината: электромашинный, дизельный, тепловозосборочный, колесо-тележный.


«Каждый по-своему уникален. В электромашинном ремонтируют электрические машины, тягу, электродвигатели, генераторы, спом-машины. В дизельном дивизионе ремонтируют дизельно-генераторные установки, компрессора. В тепловозосборочном цехе происходит сборка всех составных частей локомотива, а в колесно-тележном — ремонт экипажа. То есть полное освидетельствование колесных пар и ремонт телег (основной элемент экипажной части локомотива – прим.ред.)», — рассказывает Дмитрий Игоревич.

Вход на завод, занимающий почти 34 гектара, – строго по пропускам. И сразу бросается в глаза весьма интересная, скажем так, инсталляция: первый отремонтированный на АТРЗ тепловоз, 31 марта он отметит 70-летний юбилей. На сегодняшний день это самый старый тепловоз, сохранившийся в России. Он относится к первой серии тепловозов, запущенной после окончания Великой Отечественной войны, по распоряжению партии тогда было решено на железной дороге вместо паровозов запускать современные типы локомотивов. Кстати, по сроку службы после ремонта этот тепловоз тоже в своем роде рекордсмен, с 1954 года он колесил 12 лет и только потом снова приехал на починку в Астрахань, ну, а затем откатал своё и вернулся уже в качестве этакого мемориального экспоната.

Астрахань в 50-е годы прошлого века выбрали для строительства завода неспроста, регион был точкой соприкосновения и со Средней Азией, и с Кавказом, а именно туда отправлялись первые тепловозы вершить свои трудовые подвиги. Правда, за семь десятков лет откуда только сюда не привозили на ремонт локомотивы: с Дальнего Востока, Сибири, Монголии, из стран бывшего Варшавского договора.

«У нас опыт передается из поколение в поколение, люди работают династиями, работали деды, отцы, сыновья, а сейчас внуки», — рассказывают на заводе.

Несмотря на современные технологии, производственный процесс все равно остается по действиям во многом таким же, каким был 20 лет назад, просто на определенном шаге внедряется более современная аппаратура. Но сами эти шаги выработаны уже десятилетиями: осмотрел, проверил, здесь поменял, там заменил, покрасил.

В наши дни на АТРЗ работники держат планку, заданную славным прошлым. Расчетная мощность завода 186 секций в год. Это примерно 15 локомотивов в месяц. По итогам 2023 года было отремонтировано 179 локомотивов и это рекордный показатель за последние 8 лет, то есть фиксируется рост производственных объемов, во многом благодаря модернизации оборудования. В целом, по приросту выпуска отремонтированных секций по отношению к 2022 году предприятие вошло в число заводов-лидеров АО «Желдорреммаш». Достойные показатели продемонстрировало предприятие и по ремонту линейного оборудования. В частности, в 2023 году было отремонтировано 217 колесных пар при том, что годом ранее эта цифра составляла 114 единиц продукции.

«По планам, в перспективе с 2024 по 2030 годы есть проекты по увеличению мощности и выход на выпуск до 240 локомотивов. Для этого будет огромное вливание по инвестициям, а также расширение площадей, постройка новых участков», — поделился с «Инфоштабом» Дмитрий Андреев.

Станция «Модернизация»

Модернизация предприятия проходит в рамках так называемой инвестиционной программы, включающей в себя как раз средства на агрейд.

Например, на АТРЗ обновили оборудование для проверки системы АЛСН. Объясняем, что называется на пальцах, что это. Когда по дороге едет машина, водитель видит светофор и в зависимости от его сигнала тормозит или продолжает движение. Для машинистов есть семафор, да вот только нет возможности по аналогией с авто начинать тормозить, когда увидел, какой цвет загорелся – совершенно разный тормозной путь, банально можно не успеть. Поэтому предусмотрена эта система АЛСН, проходящая через рельсы, по которым сигнал в кабину машиниста поступает заранее и он понимает, с какой скоростью ему на определенном отрезке пути нужно ехать, когда пора её сбавить.

 

Работоспособность системы всегда проверяется во время ремонта локомотива, поскольку от этого зависит безопасность и даже жизнь людей, но аппаратура была старая, еще советского производства. Недавно её заменили на современную, отечественного производства, отметим, она позволяет проводить проверку шести тепловозов одновременно. Актуальная версия даже с пультом дистанционного управления. Раньше кому-то приходилось стоять около аппарата в цеху, а кто-то в кабине кричал, отдавая команды, что делать, теперь с помощью пульта со всеми проверочными мероприятиями разных циклов машины спокойно справляется один человек.

Станция «Санкции»

Говоря о росте производительности и модернизации предприятия, появляется логичный вопрос: как это возможно сейчас, когда санкционное давление только увеличивается, а накопленный жирок за досанкционный период уже истрачен.

На АТРЗ нам объяснили, что санкции никак не заводе не отразились, потому что у него основной заказчик – ОАО «Российские железные дороги». Небольшой процент составляют также промышленные предприятия и частные компании-перевозчики России и Казахстана, некоторые из которых заказывают не ремонт, а изготовление запчастей.

При этом РЖД дает заводу загрузку на годы вперед, санкции повалили на Россию в 2022 году, а работа ведется пятилетками и её объемы не уменьшаются. Давние и прочно сформированные экономические связи представляют собой живой организм, благодаря которому функционирует и вся система железнодорожных перевозок, и производство поддерживается в должном рабочем состоянии.

Не затронула геополитическая ситуация предприятие и в плане технического обеспечения, тут импортозамещение использовалось до того, как это стало мейнстримом.

«Завод десятилетиями работал до 2022 года, многое оборудование сих пор в строю. А при его замене, конечно же, делается ставка на отечественного производителя», — пояснили «Инфоштабу» на тепловозоремонтном заводе.

Например, буквально неделю назад ввели в эксплуатацию новый электрический кран российского производства, который может поднять 30 тонн. Усовершенствованная кабина – рай для крановщика: там и отопление, и кондиционер, и более плавный ход. Для обывателя визуально советский кран и нынешний его современный потомок не особо отличаются, те же контуры, те же составные части, но начинка значительно модернизирована и соответствует требованиям 21 века.

Кстати, советские традиции – конечно, хорошо, но движение в ногу со временем на заводе тоже приветствуется, как и заимствование полезного зарубежного опыта. Так, На АТРЗ внедрена японская система 5S, представляющая собой чётко структурированную систему, которая позволяет создать оптимальные условия работы на производстве. Путь к достижению идеальных условий лежит через создание на рабочем месте порядка, соблюдении чистоты и аккуратности, выработке мер, позволяющих экономить время и энергию. Иными словами, система 5S направлена на упорядочивание того хаоса, который творится порой на производстве. Методика 5S основана на пяти базовых принципах построения работы, или, как их называют сами японцы, 5 шагах. Например, все отходы с производственных работ на АТРЗ сдаются, а не выкидывается куда-то. Упаковка отправляется на деревообрабатывающий столярный цех, есть небольшой швейных цех, где швея оперативно залатает что-то в случае необходимости. То есть разнообразные небольшие подразделения исполняют свой функционал для системной бесперебойной работы всего завода.

Стоит сделать акцент и на еще одном важном моменте: АТРЗ – одно из звеньев большой заводской цепи, входящей в корпорацию — акционерное общество «Желдорреммаш», входящего, в свою очередь, в ТМХ (Трансмашхолдинг – прим.ред.). Это не только ремонтные заводы, но и заводы по изготовлению непосредственно самой тяговой силы, в том числе электровозов, тепловозов, электропоездов. И на каждом предприятии стоит задача улучшить рабочий процесс не только в плане модернизации самого оборудования, но и усовершенствования логистической цепочки возможностей и комфорта условий для работников. Большое внимание уделяется обучению персонала, который должен уметь ремонтировать новые модели тепловозов и электричек.

При этом хорошие традиции, проверенные временем, остаются в почете. Так, на АТРЗ продолжает функционировать система наставничества, оставшаяся с советских времен, на помощь молодым работягам всегда приходят старшие товарищи, знающий всё на зубок.

Одно из советских наследий в прошлом году было возрождено на заводе, причем оно для предприятия стало ноу-хау, поскольку в годы СССР такого не было. С ноября 2023 года на АТРЗ впервые за всю его историю стала регулярно выходить заводская газета. Самые важные новости теперь не только на информдосках и в социальных сетях предприятия, но и на бумаге. Казалось бы, изживающая себя печатная пресса стала весьма популярна у работников – они быстро разбирают свежие номера.

24 на 7

Действует на АТРЗ и еще одна милая деталь, бережно хранимая с советских времен. Мало где в России сохранился заводской гудок, а тут – можно услышать его каждый день в 8 часов утра и в 5 часов вечера. Правда, не стоит думать, что это и есть время работы предприятия, оно никогда не останавливается, работая круглосуточно. Кто-то из заводчан работает пятидневку в смену с восьми до пяти, но есть и ночные смены, и по выходным дням при графике, скажем, два через два.

Когда соискатель устраивается на завод, у него спрашивают, как ему удобно работать и есть возможность подстроить график индивидуально.

При этом если человек хочет остаться в системе «Желдорреммаша», но переехать в другой регион из Астрахани, то такая возможность есть. Правда, говорят на АТРЗ, такой запрос невелик. Однако в случае необходимости заводчанину могут предложить работу, если он хочет перебраться в Улан-Удэ, Ярославль, Воронеж, Оренбург, Новосибирск и так далее — по всей стране есть свои заводы.

Сегодня на астраханском предприятии трудится тысяча человек, но завод готов принять больше, если такие возможности будут у региона, экономики и самих потенциальных работников, привлечение специалистов – постоянно идущий процесс. И тут помощь оказывают уже астраханские власти. Поддержка по линии набора персонала актуальна для АТРЗ и взаимодействие это налажено. Органы власти Астраханской области устраивают ярмарки вакансий, выездные мероприятия, встречи и прочее. Активно включена в процесс служба занятости населения региона.

Работа, кстати, на АТРЗ завидная – заработная плата выше средней по области. Так, токарь или электромонтер по ремонту подвижного состава 3-5 разряда получают по 80 тысяч рублей, а фрезеровщик или шлифовщик – по 70 тысяч рублей.

Помимо непосредственно прямого материального вознаграждения, индексация которого напрямую зависит от роста производства, для работников есть и другие приятные бонусы. Например, согласно коллективному договору, трудяги имеют право на бесплатный проезд по железной дороге и даже авиаперелеты, санаторно-курортное лечение и медицинское обслуживание в ведомственной больнице РЖД. Созданы молодёжное движение и спортивная сборная, на территории завода есть собственный небольшой спортзал, но в обед желающие могут потренироваться прямо в цехах, установив ждущие своего часа в отведенном месте столы для настольного тенниса. А еще для работников проводятся культурно-массовые мероприятия и концерты. К 8 Марта, говорят на заводе, было подарено несколько сотен букетов, около трети сотрудников АТРЗ – женщины, в основном, конечно, это административная работа, но не только. Кстати, также около трети работников – молодежь, люди до 35 лет.

Кто эти люди?

Продолжая тему человеческого ресурса, отметим, что шестеро работников завода – люди с ограниченными возможностями и завод готов принять еще. Эти работники, говорят заводчане, полностью влились в коллектив, трудятся, что называется, от души и очень профессионально подходят к процессу.

В целом, главное богатство любого предприятия – это люди. И они на АТРЗ собрались каждый по своему уникальный.

Например, слесарь механосборочных работ РМЦ Виктор Чернышов создал дизайн памятной стелы к 70-летию завода, каждая грань которой – отдельный цех, а заводчане своими руками её сделали. Кстати, именно Чернышев выковал цветок для мемориала «Черный тюльпан», установленного в мкрн. Юго-Восток-3 воинам-интернационалистам. Участие в создании памятника принимали и другие работники завода, все металлические элементы – их рук дело. Впрочем, заводчане помогали в создании и других мемориалов в Астрахани.

Но не металлом единым творят заводчане. Например, слесарь-прессовщик колесно-тележечного цеха Александр Александров вырезает поделки из дерева, коллеги частенько просят его сделать шкатулку или панно.

Не только с интересными людьми мы познакомились на заводе, но и услышали немало интересных историй. Наше любимое утверждение, что сценарии жизни порой интереснее и необычнее любого книжного сюжета – тут в действии.

Например, 22-летний Абасс Асваров устроился на завод несколько месяцев назад сразу после службы в армии по совету отца, проработавшего тут 22 года. В отдел кадров парень пришел с готовым решением – получить профессию токаря-карусельщика и работать с большими деталями. К приятному удивлению Абасса в колесно-тележечном цехе его встретили очень радушно — оказалось, что здесь хорошо помнят его отца, работали вместе с ним. Трудится юноша на современном станке с числовым программным управлением, занимается обточкой бандажей. Но на заводе до сих пор сохранился станок, на котором трудился отец Абасса, Гасан Асварович, и на нем никто не работает. Так вот парень иногда использует его, вырезая колеса.

А для семьи Хацкевич завод не только место, где работает уже их династия, но этакая Роза Сябитова и Лариса Гузеева в одном флаконе. Валентина Хацкевич на АТРЗ работает уже 9 лет, сейчас она — начальник отдела технического контроля локомотиворемонтного цеха. На АТРЗ она встретила мужа — слесаря-электромонтажника 5 разряда локомотиворемонтного цеха Владимира, он тут работает 7 лет. На завод же Валентина попала не случайно. Здесь уже работали её мама — Наталья Сергеевна Круглова и бабушка – Валентина Ивановна Москова. Так вот, Наталья Круглова тоже на заводе с супругом, отчимом Валентины, познакомилась.

«Все мы работает в одном цехе – локомотивосборочном. Наш отдел ведет приёмку готовой продукции, нам попозиционно сдают локомотивы, мы проверяем их — отдельно узлы, сборку в целом и в дальнейшем работоспособность тепловоза. Получается, каждая деталь проходит через всю нашу семью», — делится Валентина.

Как видите, мы вас не обманули и за официальной статистикой о достижениях АТРЗ стоит интересный и самобытный мир заводной заводской жизни, закулисье которой мы подглядели сами и приоткрыли вам.

Читайте также

Во бла-бла-бла: запрету на вылов воблы быть — казалось бы, причём тут казахи В Астрахани главу города будут избирать по-новому Через две недели Астрахань останется без пригородных маршруток
Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА