Астраханские новости. Как оградить школьников от опасной информации в стенах образовательного учреждения и имеет ли это смысл, если доступ к интернету у детей есть повсеместно. Мы попытались изучить астраханский опыт.
Астраханские новости. Как оградить школьников от опасной информации в стенах образовательного учреждения и имеет ли это смысл, если доступ к интернету у детей есть повсеместно. Мы попытались изучить астраханский опыт.
Интернет повсюду
Интернет окончательно вошел в образовательный процесс. Вряд ли школьная библиотека сможет дать столько информации, а с учётом довольно сложной программы интернет для детей необходим. В том числе и в стенах школы. Кроме того, сейчас дети участвуют в дистанционных конкурсах, посещают разные образовательные порталы, — это стало частью обучения.
Несколько лет назад подключение к интернету образовательных учреждений считалось фантастикой, не было оборудования, программного обеспечения. Сегодня все общеобразовательные организации Астраханской области обеспечены доступом к интернету с зонами WI-FI. Заявленная скорость 10 Мб/сек. Соотношение количества обучающихся на один компьютер достигло значения 8:1 (раньше — 20:1).
Фильтруй по правилам
Разумеется, с таким свободным доступом к интернету остро встал вопрос безопасности. Имея возможность войти в сеть, большинство детей в подобных ситуациях пытаются использовать интернет не по назначению. 11 мая 2011 года появился документ, призванный регулировать доступ к ресурсам интернета в школе — «Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации». В нем было описано, как должна быть организована работа со всемирной сетью, что можно, а что нельзя. Но не существовало механизма, который помог бы это реализовать. В принципе, и сейчас нет контент-фильтра со стопроцентной защитой. Но с 2011 года технологии сделали шаг вперед.
Руководитель астраханского Института развития образовательных технологий Максим Резаков рассказал, что в астраханских школах систему фильтрации установили в 2012 году. «С тех пор сменилось три механизма, и идеального все еще нет. Сложно контролировать интернет-ресурсы, всемирная сеть постоянно меняется, следить за этими изменениями очень трудно. Поэтому не существует идеального фильтра, чтобы он работал не в ущерб пользователям». Фильтрация контента может осуществляться по принципу «запрещено все, кроме того, что разрешено» или «разрешено все, кроме того, что запрещено», то есть по принципу черного и белого списков.
Конечно, использовать принцип «запрещено все, кроме того, что разрешено» довольно просто. Возможно, это защитит младших школьников от нежелательного контента, но так многие возможности интернета становятся недоступны.
Ресурсы интернета постоянно обновляются, поэтому даже регулярно изменяющиеся базы данных по нежелательным сайтам не помогут добиться стопроцентной фильтрации. К тому же зарубежные программные продукты не могут обеспечить полноценной фильтрации русскоязычного контента. Возможны ошибки — например, фильтр не будет пропускать полезные сайты. Таким образом, чем «разумнее» фильтр и чем больше база, на которую он опирается, тем дороже такая система, а значит, она малодоступна для школ.
Кроме того, в школах может быть установлено различное компьютерное оборудование, поэтому необходимы продукты фильтрации контента (web и e-mail), работающие на разных платформах.
«Есть еще один механизм — администрирование. Сотрудник в школе регулярно вручную обновляют черный и белый списки, но сделать это не так-то просто. Это очень трудоемкий процесс, а часто специального человека для этой задачи в школе нет, — отмечает Максим Резаков.
Здесь возникает еще одна сложность — администраторы в школах имеют различный опыт работы с компьютерами. А значит, даже непрофессионал должен быть в состоянии создавать и поддерживать политику фильтрации. В астраханских школах система контент-фильтрации установлена на главном сервере, к которому подключены все школы. В основе системы черный список. В текущем году была установлена новая система контент-фильтрации. В соответствии с Федеральным законом о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, необходимо ограничить доступ к интернет-ресурсам, где есть порнография, «реклама» суицида и способы его осуществления, ненормативная лексика, способы изготовления взрывчатых веществ, наркотиков (и их реклама), терроризм, экстремизм и т.д. Кроме технических решений, существует реестр запрещённых сайтов Роскомнадзора и список экстремистских материалов Минюста, которым школы также руководствуются при ограничении контента.
Утечек не допускать!
Еще одна проблема — утечка личной информации. Получив такую информацию, злоумышленники могут похитить ребенка или нанести ему другой вред. Поэтому личная информация о ребенке (его фотография, расписание уроков, e-mail, телефон) не должна размещаться в Сети для свободного доступа. Публиковать фотографии детей в интернете (например, на школьном сайте) нужно только с согласия родителей. Не стоит указывать имена детей и другую личную информацию. Еще одна проблема — это рассылка учениками по почте или размещение в Сети запрещенного контента. Все эти действия могут осуществляться подростками из школьной сети при отсутствии надлежащего контроля.
Соцсети помогают
Распространенный вопрос: стоит ли запрещать социальные сети? «Сейчас доступ к соцсетям в школах не разрешен, но и там есть образовательные ресурсы. Кроме того, например, картинки из соцсетей практически невозможно блокировать», — комментирует Максим Резаков. Эксперты и вовсе считают: в будущем интернет-сообщества могут стать важной частью образовательного процесса. Интернет предлагает нам множество инструментов для обучения: интернет-библиотеки, дистанционное обучение и онлайн-курсы. Социальные сети тоже приносят пользу. Например, они помогают обмениваться информацией с педагогом. Учителя, использующие этот инструмент, отвечают на вопросы учеников по поводу их самостоятельной работы, вывешивают на страницу интересные задания, тематические видеоролики, дают ссылки на полезные материалы. Кроме того, соцсети полезны тем, что позволяют человеку находиться в своей профессиональной или научной среде. Некоторые университетские профессора утверждают, что среда — важнейшая часть обучения в институте. Этого часто не хватает студентам, которые получают дистанционное образование. А социальные сети позволяют им смотреть, чем интересуются их коллеги и педагоги, общаться с ними, участвовать в дискуссиях. Также и с одноклассниками — это помогает продуктивнее готовиться к занятиям. А кроме того, помогает налаживать связи в коллективе, что особенно важно для подростков.
Что же касается улучшения качества работы контент-фильтров, этот процесс будет продолжаться. Но руководитель Института развития образовательных технологий Максим Резаков, а вместе с ним и педагоги, и эксперты утверждают, что ребенок должен сам понимать, что можно, а что может быть для него опасным: «У детей всегда есть доступ к мобильному интернету или интернету дома, поэтому взрослые не могут обезопасить детей в полном объеме. Необходимо повышать информационную грамотность детей и воспитывать их положительным примером в семье. Тогда у ребенка не будет причины и желания заходить на сайты, где содержатся запрещенные материалы».
__________________________________________________________________________________________________
Мы собрали мнения родителей учеников. Что они думают об интернете в школах?
Ольга Петрова, экономист, мать семиклассника:
«Я не думаю, что интернет в школе так уж необходим, дети и дома в нем постоянно сидят. Но нужно идти в ногу со временем, и если педагоги считают, что доступ в сеть нужен для учебы, я соглашусь. Главное, чтобы мой ребенок не попадал на запрещенные сайты».
Гульнара Сарсемалиева, парикмахер, мать девятиклассницы:
«Я не против интернета в школе, дома иногда у нас с ним проблемы. А дети так и так делают уроки только с интернетом. Моя старшая в этом году заканчивает 9 классов, и к экзаменам ей удобно готовиться в школе, там и онлайн какие-то тестирования можно проходить. В общем, пусть будет интернет в школе».
Олег Филиппов, водитель, отец семиклассника:
«Я против интернета в школе — нечего делать. И так дома постоянно сидит за компьютером. И что-то успеваемость не повышается, пусть лучше в библиотеку идет — там все задания можно сделать, все есть в книгах».
Иван Анисимов, IT-специалист, отец пятиклассника:
«Не понимаю родителей, которые выступают против интернета в школах. Ведь дети должны идти в ногу со временем, потому что в недалеком будущем интернет захватит все области жизни человечества. Единственное, чего стоит опасаться родителям, – это доступ к запрещенному контенту. Нужно узнавать, стоят ли сетевые фильтры, и только после этого разрешать своему чаду бороздит просторы интернета в школе. Но только на переменах».
Марина Власенко, предприниматель, мать десятиклассницы:
«В век информационных технологий в каждой школе обязан присутствовать интернет. Предубеждение многих людей относительно того, что интернет может помешать учебному процессу и способствовать плагиату, не обосновано, ведь в большинстве школ и других учебных учреждений доступ в интернет заблокирован для учащихся, уже не говоря о том, что на телефонах почти всех современных подростков интернет подключен и без того, значит, они просто не нуждаются в школьной сети. Зато интернет дает большое преимущество педагогам как широкий информационный источник. Также всемирная паутина позволяет учителям проставлять оценки прямо из классов по мере их получения через известный школьный сайт «Дневник.ру», которым пользуется большинство школ РФ».
Дарья Добровольская, «МК в Астрахани»