Контракт нарушен. Но гордума Астрахани решила не связываться с судами, а потребовать от концессионера дополнительных «плюшек». Однако иностранные предприниматели оказались не лыком шиты. Ответ, поступивший народным избранникам, был, скажем так, своеобразным. Впрочем, эта история – не дней сегодняшних. Она произошла в нашем городе 125 лет назад. Продолжаем рассказывать, что же волновало астраханцев того периода под занавес зимы. И в очередной раз поражаемся схожести городских проблем, хотя их разделяет временной период в век с хвостиком.
Это очередная история из рубрики «Пресса из прошлого», в которой мы вспоминаем, о чем писали дореволюционные астраханские газеты. Сегодня на нашей мысленной машине времени отправляемся во вторую половину февраля 1900 года.
А основные разговоры местных жителей в последнем зимнем месяце крутились вокруг «трамваяды». Ну так называли наши коллеги из прошлого противостояние гордумы с концессионером, который строил в Астрахани трамвай. По контракту первые две линии этого чуда чудного, ранее в наших пенатах не виданного, должно было начать работу 26 января 1900 года по старому стилю (7 февраля по-новому). Но события, которое одни ждали с нетерпением, а другие — с определенной долей скепсиса, так и не случилось. И даже только возведенное здание трамвайной электростанции не успели наполниться нужным оборудованием. Станция, кстати, располагалась на нынешней Октябрьской площади.
«Особенным счастьем это обстоятельство не дарило население нашего на 107 лужах стоящего города, но раз у нас должен быть трамвай, то мы и хотели им пользоваться, ну хоть в целях катания на электрической машине», — писали местные издания.
С самой концессией тоже творились метаморфозы. В 1897 году было подписано концессионное соглашение с бельгийцем Маесом. А теперь вдруг всплыло Бельгийское акционерное общество рельсовых путей, которому Маес передал концессию. Сделка с думой не согласовывалась. И к моменту нашего рассказа не была утверждена. Так что список претензий гласные (депутаты, если по-нынешнему) адресовали именно этому хитрому предпринимателю.
Ну как, адресовали. Маес в Астрахани не появлялся. Общаться приходилось с его доверенным лицом – инженером Дю-Вельцем, который настаивал на неправильных подсчетах. Мол, день открытия контракта следует отсчитывать не с даты подписания контракта, а с момента утверждения технического проекта профильным министром. То есть, не 26 января, а 17 мая.
Такое заявление гласные обсуждали более часа. Дебаты могли бы затянуться и дольше, но некоторые народные избранники потихоньку стали покидать думский зал. Подустали, видимо. И хотя ранее сошлись во мнении, что условия контракта Маес нарушил, но поспорили, что же делать дальше. Одни настаивали на взыскании неустойки через суд. Вторые говорили, что судебное разбирательство затянется на годы. А значит, астраханцы так и не получат вожделенный электротранспорт.
Спорили- спорили, да решили, что дело нужно окончить миром. Но взамен потребовать от концессионера несколько бонусов. А именно увеличить число бесплатных электрических фонарей вдоль трамвайных линий и заменить все деревянные столбы под провода и освещение железными.
«Я много раз видел, как наши общественники пытались высморкаться ногой, но еще ни разу не замечал, что это удалось им. Вот и теперь. Чего путного можно добиться от нарушителя контракта, когда обиженная сторона заранее отказывается осуществить свое законное право?», — задавался вопросом наш коллега из прошлого под псевдонимом Струна.
Контрагент символической пальмовой ветви не принял. Более того, в своем заявлении, зачитанном Дю-Вельцем в следующем заседании думы, он обвинил город в срыве контракта. И чертежи, мол, поздно передали. И место под станцию выбрали неправильно, пришлось, де, укреплять фундамент. И морозы зимние, неожиданно ударившие, затормозили строительство. Но это упрек уже к матушке-природе.
Заканчивая выступление, инженер добавил небольшую ложку меда. Вместо того, чтобы обращаться с ним как с врагом, говорил Дю-Вельц, было бы гораздо великодушнее для города подать руку помощи, чтобы вместе превозмочь затруднения. Он готов окончить всю остальную сеть дороги к 1 января 1901 года, то есть, почти на год раньше срока, указанного в контракте. Но город со своей стороны должен формально признать, что 17 мая есть именно тот срок, в который должно быть открыто движение.
Забегая вперед, отметим, что споры с Маесом по дате пуска трамвая все же дошли до суда. Судебное разбирательство, как опасались некоторые прозорливые гласные, длилось несколько лет. Даже после того, как первый вагон проехал по городским улицам. Хотя это уже другая история.
А морозы продолжали держать Астрахань в тонусе. Но разве ж происки природы смогут удержать астраханцев от развлечений. Тем более, что наступила Масленица. И люди перед Великим Постом спешили набраться ярких эмоций. На катке, обустроенном на территории бывшего военного порта, прошел праздник «Проводы зимы» (порт располагался примерно на месте нынешнего Дворца правосудия, почти от кремлевских стен и до волжского берега).
Ледовая площадка была украшена флагами. В вечернее время – иллюминирована электричеством. Играл оркестр. Катанье предполагалось костюмированным. Впервые в Астрахани, как писали газеты. За лучшие костюмы в качестве призов подготовлены серебряные чарки.
В программе были и соревнования – два бега на коньках. Взрослым конькобежцам пришлось преодолеть два круга. С результатом 1 минута 48 секунд лидером стал Новиков (имя не называется). Победитель был награжден «роскошным золотым, подмалиновый эмалью, жетоном». Дистанция для малолетних гонщиков – один круг. За 58 секунд его преодолел мальчик Зацепин, получивший в качестве приза серебряный жетон.
Мероприятие, добавим, было благотворительным. Средства, собранные с продажи билетов, были отправлены в пользу яслей. Да, в то время уже существовали эти прототипы нынешних детских садов, где бы женщины могли оставить своих малышей, отправляясь на работу.
«На моей памяти еще не было такого оживленного сезона. Публику увеселяют на множество ладов, во множестве мест», — делился впечатлениями Струна.
Обсуждали астраханцы, конечно, и вести из столицы. Особенно те, что касались Астрахани. Так в Петербурге на заседании съезда гидротехников рассматривался вопрос о строительстве Волго-Каспийского судоходного канала, что позволило бы избежать перегрузки товаров с морских судов на речные. Того самого, что в прошлом году так активно углубляли. Но для местных жителей того периода это сооружение было еще на стадии идеи, до воплощения в реальность которой пройдет больше десятилетия.
Перспективы перед городом открывались огромные. А могли быть и весомее, если морской порт, который непременно должен появиться вместе с каналом, будет обустроен именно в городе, а не на взморье. В выгодах такой «прописки» членов совета убеждал представитель астраханской думы Христофор Сергеев, командированный в столицу. И для судовладельцев, и для торговли, и для Астрахани, которая, конечно, станет еще богаче.
«Астрахань богатеет страшно. И если видеть все счастье в богатстве, то людей счастливее астраханцев не много найдется … Богатеет город – а нет в нем ничего. А грязь царствует в нем нераздельно с пылью. А население в Астрахани вымирает быстрее, чем в любом из других городов Руси великой. В домах, безобразно выстроенных и подтапливаемых почвенной водой, жить нельзя, хотя квартиры дороже петербургских», — отмечал Струна.
Гм, а Струна точно Астрахань начала февраля 1900 года описывал? Может имелся в кабинете журналиста портал, с помощью которой он мог переместиться в Астрахань образца 20-х годов 21-го века? Может всю эту картину он в нашем времени подглядел, прогулявшись по современным городским улицам? Хотя стоп, что это мы. Наш город за прошедшие 125 лет точно стал лучше, краше и чище. Ну и богаче, само собой.
Ирина Чернухина
Другие истории рубрики «Пресса из прошлого» смотрите по ссылке.
Для подготовки статьи использовались материалы газеты «Астраханский листок» за январь и февраль 1900 года