Неугомонная барыня или как в Астрахани с пьянством боролись

Пресса из прошлого

Инфоштаб 26 июня 2022 14:41

Дворянка Александра Несходовская, алкогольная звезда города, заправившись «градусом», наняла извозчика. Барыня решила прокатиться и загремела под арест. Это был один из методов, которые применяли в Астрахани в борьбе с пьянством. И нет, сейчас не о сухом законе времен Горбачева. Перенесемся на 120 лет назад.

Продолжаем рубрику «Пресса из прошлого». Это истории из жизни Астрахани, подсмотренные в старых дореволюционных газетах. Сегодня – про борьбу с пьянством. Перемещаемся на столетие с хвостиком назад. В 1858 году по России прокатились антиалкогольные бунты. Откупщики повысили цены на водку. Интеллигенция, видимо, обиделась, и потребовала закрыть кабаки. Призывы расправиться с зеленым змеем были столь громкие, что император Александр III был вынужден ограничить торговлю беленькой.

Споры об умеренности и воздержании

Запреты – запретами, но ведь главное, чтобы народ не пил. И в этом его нужно было убедить. В начале 1901 года, как писала газета «Астраханский листок», учебный комитет по вопросу о борьбе с алкоголизмом обратился в медицинские факультеты российских университетов, в научные общества и к отдельным ученым с просьбой помочь в изучении пьянства. Причем, лицам, которые согласятся провести лабораторные работы по воздействию спиртных напитков на организм человека, обещали выдавать субсидии. Министерство финансов выделило на эти цели 15 тысяч рублей. Большие деньги по тем временам («Астр.лист», № 16 от 20.01.1901 г., здесь и далее даты указаны по старому стилю – прим. редакции). И предложило преподавать трезвость в школах, чтобы воспитывать будущих непьющих с детства.
.
При министерстве здравоохранения, как бы мы его сейчас назвали, была тоже создана антиалкогольная комиссия. Правда, ее члены немного запутались. Умеренное употребление напитков с градусами или полное воздержание? У обоих позиций были и защитники, и противники. Одни говорили, что у алкоголя имеются полезные свойства. Только доза должна быть небольшая. Вторые не соглашались, мол, такое утверждение основано на субъективных ощущениях. Но соглашались, добиться, чтобы все стали трезвенниками, это что-то из рода фантастики.

«Лозунгом борьбы с алкоголизмом должно быть начало полного воздержания. Проведение этого взгляда в жизнь в настоящее время невозможно, но это дает права рекомендовать теперь умеренное потребление» («Астраханские губернские ведомости», № 19 от 24.01.1901 г.)

.


Беседы, музыка и пение для пьяниц

Примерно в то же время заговорили и том, что алкоголизм – это болезнь. А раз так, то любителей спиртного неплохо бы доверить медикам. В том числе и против их воли. Так Русское общество охранения народного здравия обратилось в министерство юстиции с ходатайством издать закон о принудительном лечении. И на период нахождения в клиниках, а это около двух дет, ограничивать пациентов в гражданских правах («Астр.лист», № 125 от 11.06.1900 г). В городах стали открываться лечебницы для пьяниц (да, именно так они и назывались). К примеру, в Ревеле.

«Часть пьяниц получают стол и квартиру бесплатно. Остальные, имеющие зажиточных родственников, платят от 5 до 10 руб. в месяц. День проходит в работе, беседах и чтении. По праздникам лекции, пение и музыка. По выходе из лечебницы питомцы могут пользоваться в ней ночлегом, пока не станут твердо на собственные ноги» («Астр. губ. вед.», № 5 от 6.01.1902 г).

Некоторые города пошли дальше и стали создавать приюты для алкоголиков. Один из них – в Саратове. Автор идеи – начальник саратовской губернии А.П. Энгельгардт. В такое помещение полицейские стали доставлять пьяных, которых подбирали на улицах. Ну что-то вроде вытрезвителей, которые еще пару десятилетий назад были, наверное, во всех российских регионах.

«Кроме дежурства полицейских, в приюте находятся фельдшер, располагающий небольшой аптечкой для подачи первоначальной помощи сильно опьяневшим, без чего многие скоропостижно умирают не только на улицах, но и в собственных квартирах». («Астр.лист», № 48 от 1.03.1902 г.).

Инициатива от епархии

Правда, такие подходы приветствовали не все. Часть обывателей называли лечение филантропическим.

«Но нельзя целую массу людей ссылать на какие-то пустынные острова, когда вылечить их можно было бы и карательными мерами, и предупредительными, всецело относящимися к полицейским обязанностям». («Астр. губ. вед.», № 41 от 22.02.1901 г.).

Другие, если верить этому изданию, наоборот, считали, что мировой судья и полицейский участок еще никого от пьянства не вылечивали. Свои пять копеек вставила и церковь. Одна из епархий отказалась погребать людей, которые умерли от пьянства, мол, сами себя травили. Но центральное духовное ведомство высказалось против.

«Лица эти должны быть пограблены по христианскому обряду, так они не могут быть отнесены к намеренно лишившим себя жизни». («Астр.лист», № 158 от 21.07.1900 г.).

Борцы за трезвость ударили, скажем так, по детям. Точнее, предложили изымать сыновей и дочек из пьющих семей. Но от этой идеи быстро отказались, ведь так и не придумали, куда же девать этих ребятишек.

«Отнять несчастных детей от пьяницы-отца вовсе не трудно, но как их устроить и где найти столько средств» («Астр. губ. вед», № 14 от 22.02.1901 г.).

Индульгенция за пьянство

В Астрахани, конечно, все эти веяния обсуждали, мол, неплохо было бы и здесь внедрить. Но дальше разговоров дело не пошло. Пьянство вроде и осуждали, но к самим пьяным относились довольно лояльно. Даже порой прощали им какие-то проступки. Вот только один пример, о котором писали наши коллеги из прошлого. 25-летний мещанин из Красного Яра Николай Долгополов, выпив спиртного, похитил с реки Кутума чужую лодку и отправился в плавание. Казенный баркас поймал его аж на Волге. Мировой судья приговорил его к тюремному заключению на 3 месяца. Но парень подал апелляцию на съезд, то есть, в вышестоящую инстанцию. И что же, его оправдали. Мол, не соображал, что делал («Астр.лист.», № 65 от 21.03.1902 г.).

Кроме того, применялись и двойные стандарты. Возьмем, к примеру, запрет на распитие крепких спиртных напитков в публичных местах (вот где наши законотворцы, наверное, подсмотрели идею). Но против этого выступило министерство финансов, управляющее акцизными сборами. Почему бы, считали министры, не сделать исключение для низших классов населения. Бытовые условия у них не такие, как у знати.

«Было бы несправедливо воспрещать умеренное употребление крепких напитков, в особенности ежели оно сопровождается приемом пищи отдельными лицами, например, крестьянами, прибывшими на базар из своих деревень для продажи сельскохозяйственных произведений, рабочими, не могущими оставить место работы, возчиками кладей, обязанными находиться при них безотлучно», («Астр.лист», № 67 от 23.03.1902 г.).

Удобная, в общем-то, позиция. Не можешь уйти в какой-нибудь кабак, пей там, где находишься. Главное, чтобы акцизные сборы в казну капали.

Как компания на лодочке каталась

Стоит ли говорить, что из-за пьяных частенько происходили ЧП. Хотя много ли изменилось с тех пор? Достаточно лишь посмотреть новостную ленту полицейского и следственного ведомств региона. Впрочем, ну ее, современность. Возвращаемся в прошлое. Расскажем об одном происшествии, произошедшем на реке Кутум неподалеку от Ямгурчевского моста. Многие горожане проезжали на лодке по этому водоему. Одни – на кладбище, могилки умерших навестить, другие просто катались. Что было дальше, пусть расскажет автор публикации.

«По большей части на кладбище едут трезвыми, а оттуда, с гулянья, возвращаются «чуть-чуть тепленькими». Не говоря уж о безобразиях и бесчинствах, учиняемых катающимися, то сплошь и рядом бывают несчастные случаи, драки, грабежи. В воскресенье, 16 апреля компания из 9 человек юношей так помянула родителей на кладбище, что пьяные гребцы опрокинули лодку и вся компания поплыла … хорошо, что впереди и сзади плыло еще несколько лодок, где и подали им помощь. Иначе вряд ли все они спаслись», («Астр.лист», № 83 от 18.04.1900 г.).

Кстати, в Астрахани мест, где можно было посидеть с кружечкой или рюмочкой, было предостаточно. Так в начале 1901 г. работали 60 трактиров, 19 гостиниц, 46 ренсковых погребов, 25 винных лавок, 70 пивных лавок, 20 погребов с продажей пива, 40 харчевен, 14 постоялых дворов, 29 винно-бакалейных лавок, 20 кебавень. Учитывая, что население города в то время составляло 130 тысяч человек, то этого в принципе было достаточно. Правда, во второй половине года, когда стартовала винная монополия, количество заведений общепита прошлого уменьшилось в половину. Зато появились 40 казенных лавок.

Стоит ли говорить, что спиртное продавали и в обход требований питейной реформы. Вот зашел как-то акционный чиновник Пальцев в кухмистерскую мещанки Ольги Ахтихиной. Глядь, а там аж пять ведер пива припрятано. И совсем не ради коллекции, а для продажи посетителям. В итоге Оленьку оштрафовали на 15 руб. («Астр.лист», № 61 от 16.03.1902 г.).

Общество трезвости, забывшее о трезвости

Ну что, переходим к обществам трезвенников. Трендовое было веяние. Начиная с 1874 года в России, как грибы после дождя, стали появляться общества попечения о народной трезвости. Первое было создано в селе Дейкаловка Полтавской губернии. А там пошло-поехало. Волна докатилась и до Астрахани. Правда, произошло это уже в 1898 году. Как и в других городах, астраханское общество проводило различные мероприятия. Благо, собственное помещение имелось. К примеру, предоставим журналисту того времени рассказать о костюмированном вечере, состоявшемся 8 февраля 1901 года.

«Из костюмов на злобу дня по остроумию выделились два рогожные, мужской и дамский, на спинах которых были приклеены печатные объявления: «Рекомендуется удобные костюмы от Астраханской грязи, в особенности на ее окраинах». Впрочем, первый приз за костюм получили не рогожки, ушедшие с вечера ранее, а новенький блестящий костюм тореадора», («Астр. губ. вед.», № 33 от 13.02.1901 г.).

А весной 1902 года общество трезвости поставило народный оперный спектакль. Впервые в Астрахани, между прочим. Правда, до арий добрались не скоро. После исполнения гимна главный режиссер прочитал краткий реферат о развитии оперы в России. И все же это для нашего города было событие. Представление посетило аж 1250 зрителей («Астр.лист», № 107 от 21.05.1902 г.).

Но у любого нового дела есть, конечно, противники. Вот и астраханскому обществу трезвости основательно досталось от местной прессы. Что уж не поделили трезвенники с сотрудниками некоторых изданий, мы не знаем. Но отзывы, честно говоря, были не очень. Приведем парочку.

«В своем роде единственное в России общество трезвости, забывшее, что на свете существует трезвость», («Астр.лист.», № 213 от 1.10.1900 г.),
«Трезвого в действиях общества нечего искать, на какое решение не взглянешь, невольно подумаешь, что оно поставлено или невменяемыми, или людьми, у которых с похмелья адски череп трещит», («Астр.лист.», № 110 от 25.05.1902 г.).

Шалости алкогольной звезды «на закуску»

Осталось рассказать об алкогольной звезде нашего города – дворянке Александре Несходовской. Если верить местным газетам, то она постоянно находилась «под градусом» и частенько учиняла на публике скандалы. В общем, была довольно буйной алкоголичкой. Вот один из таких дебошей.

«Около Губернаторского садика проходила некая Евдокия Святкина. Мимо нее проезжает на извозчике пьяная Несходовская, которая вдруг спрыгивает на ходу с пролетки и с криками «воровка!» кидается на совершенно незнакомую ей Святкину … прибежавший на крик городовой отправил буянку в полицейский участок», («Астр.лист.», № 2 от 2.01.1902 г.).

За этот случай мировой судья приговорил дворянку к пятидневному аресту. Правда, не за потасовку, а за нарушение общественной тишины и спокойствия. Впрочем, тюрьма совсем не страшила даму. Подумаешь, камера! Попадала она туда неоднократно. И все за свои фортели, исполненные по пьяни. Но выйдя на свободу, снова напивалась и давай «развлекаться». Не зря же в Астрахани ее называли неисправимой особой.

В предыдущей истории из рубрики «Пресса из прошлого» портал мы рассказывали о том, как в преддверии 50-летия со дня смерти Гоголя в Астрахани решили открыть Гоголевскую школу. Без бурных дебатов и скандалов в гордуме не обошлось. Подробности здесь.

Ирина Чернухина

Читайте также

«Мы просто отрезаны от цивилизации»: жители Евпраксино замерзают без света Астраханцы под впечатлением от стикеров с Жилкиным «Вольности» в соцсетях: Олег Шеин может лишиться должности в астраханской облдуме
Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий