Правительство России рассматривает возможность отказаться от продолжения углубления Волго-Каспийского морского судоходного канала (ВКМСК) с 4,2 до 4,5 м. Об этом сообщил “Ъ”, ссылаясь на источник, знакомый с содержанием письма вице-премьера Виталия Савельева президенту Владимиру Путину.
По данным издания, причиной отказа стали высокая стоимость работ при недостатке финансирования, обмеление Каспийского моря, требующее дополнительных вложений на других участках, а также крайне низкая доля судов с осадкой 4,2–4,5 м, заходящих в порты Астрахань и Оля.
Дноуглубительные работы на канале протяжённостью 188 км проводятся в рамках проекта развития международного транспортного коридора «Север—Юг». В 2023 году было извлечено 10,2 млн кубометров грунта, в 2024-м — 6,8 млн кубометров. На эти цели в 2023 году потратили 4,08 млрд руб. (включая 2,08 млрд из бюджета и 2 млрд из средств «Росморпорта»), в 2024 году расходы «Росморпорта» составили 3,51 млрд руб., а в 2025-м планируются на уровне 3,53 млрд руб., уточняет источник “Ъ”.
Однако критическое понижение уровня Каспийского моря, подтверждённое Минприроды, резко увеличило стоимость работ. Канальный сбор при этом в 2024 году принёс всего 310 млн руб.
По словам собеседника издания, обмеление привело к появлению глубин 4,3–4,4 м ниже южной границы канала протяжённостью 20 км и к расширению границ порта Оля. Но Каспий продолжает мелеть: уровень опустился до отметки –29 м. Ведомство и Росгидромет прогнозируют, что в ближайшие 10–15 лет обмеление не прекратится из-за повышения среднегодовых температур на 2 °C выше нормы и снижения количества осадков.
Сохранение глубины 4,5 м ранее позволило увеличить транзит грузов через астраханские порты до 6 млн тонн в 2024 году, отмечал губернатор Игорь Бабушкин. Однако по данным «Росморпорта», суда с осадкой от 4,2 до 4,5 м составили лишь 6% от общего числа. В порты Астрахань и Оля в 2024 году зашло всего два судна с осадкой 4,5 м.
Источник “Ъ” пояснил, что проведение дноуглубительных работ для обеспечения проходной осадки на уровне 4,5 м признано экономически неоправданным, а глубина 4,2 м не приведёт к снижению грузооборота.
В «Росморпорте» и секретариате Виталия Савельева отказались от комментариев.
В то же время бизнес настаивает на продолжении работ. По словам главы «Русиранэкспо» Александра Шарова, фактически осадка часто составляет 3,8 м, из-за чего суда недогружаются на 20–30%. Он заявил “Ъ”, что углубление до 4,5 м позволило бы судам выходить с полной загрузкой. Кроме того, Иран планирует перенести закупки российской пшеницы с Новороссийска на Каспий, что может увеличить грузооборот на 2–3 млн тонн в год.