11 февраля 2024 года в Большом зале состоится премьера — симфонический оркестр Астраханского театра оперы и балета под управлением Валерия Воронина впервые исполнит Симфонию № 6 Густава Малера. Специально для исполнения произведения состав оркестра будет увеличен, его дополнят приглашённые музыканты. Также для исполнения Шестой симфонии Малер изобрёл особый ударный инструмент — молот. Он будет сконструирован специально для концерта.
Малер писал произведение на протяжении двух лет и никому не сообщал о его содержании. Оно сочинялась в течение летних месяцев 1903 и 1904 годов, Густав Малер называл себя «летним композитором», так как на него были возложены обязанности дирижера Венской оперы и посвящать себя композиции он мог лишь во время летних отпусков. Кажется парадоксом, что одно из наиболее трагических и самое темное свое сочинение он создал в самый счастливый период своей жизни. Его работа в Венской опере была ознаменована рядом больших успехов, он женился на Альме Шиндлер и знаменитое Adagietto Симфонии № 5 не без оснований интерпретируется как объяснение ей в любви, кроме того в 1904 году у композитора родилась дочь.
Бруно Вальтер — один из выдающихся представителей плеяды немецких дирижеров начала XX столетия и чья встреча с Малером стала судьбоносной, никогда не дирижировал шестой симфонией, считая, что финал «оставляет душу во мраке полной безнадежности».
Несмотря на трагизм, музыка симфонии не пессимистична, она полна суровой мощи и скорбного величия. Это рассказ о герое, который борется отчаянно и гибель его не напрасна: своим примером он вдохновит тех, кто придет ему на смену.
Также в программе вечера «Семь ранних песен» Альбана Берга для голоса оркестром, которые прозвучат в исполнении Елены Разгуляевой. Альбан Берг, молодость которого протекала в «эпоху Малера» и под его несомненно сильным влиянием, в своем творчестве прошел путь от позднего романтизма к экспрессионизму. Впоследствии, ученики Берга назовут его «хранителем великой музыкальной традиции». «Семь ранних песен» — это отображение творческой лаборатории А. Берга, юношеских исканий почти единственные опубликованные при жизни юношеские песни , отобранные им из обширного вокального наследия, которое он не считал возможным обнародовать.
На первый взгляд, эти семь песен по смыслу не связаны между собой. Семь стихотворений – семь разных поэтов. Однако общая деталь все же есть – это образ некой девушки. Если в первой песне, посвященной образу ночной природы и описанию волшебной страны, думы героя сосредоточены на картине мироздания, то уже во второй песне появляются мечты о девушке. Смутное ее описание мы видим в третьей. В последующих трех песнях взаимная любовь поглощает героя, а в заключительной седьмой Берг снова возвращается к описанию природы. Только теперь это не картина загадочной ночи, хрупкой, волшебной и ускользающей, а более широкое видение природы – и ночей, и дней, полных тепла, света и радости.
Астраханский театр оперы и балета приглашает вас окунуться в один из самых ярких периодов в музыкальной истории Австрии, познакомившись с творчеством двух центральных фигур веков романтизма и экспрессионизма.