Улетевший пеликан и свиньи в роли пассажиров: как клоуны Дуровы в Астрахани публику развлекали

Пресса из прошлого

Инфоштаб 21 августа 2022 18:20

Знаменитые клоуны Дуровы – в Астрахани. И это не шутка. Один из братьев лишился пеликана. Второй своими номерами обидел местных журналистов. А публика – так она была в восторге. И да, эти события произошли 120 лет назад.

Служитель забыл закрыть клетку, и пеликан улетел. Инцидент повеселил артистов. А владелец птицы заперся в уборной и рыдал как ребенок. Продолжаем рубрику «Пресса из прошлого». Это истории из жизни Астрахани, подсмотренные в астраханских дореволюционных газетах. Сегодня – о цирке. Ну и как же здесь без братьев Дуровых. Тем более, что и Анатолий, и Владимир побывали в астраханских пенатах. Что сами они думали об астраханцах – вопрос без ответа. А вот какое впечатление знаменитые клоуны произвели на местную публику – очень даже известно. Наш коллеги того периода постарались.

Каждое цирковое представление – это море ярких эмоций. Акробатика, трюки, юмор. Плюс – дрессированные животные, наблюдать за которыми так нравится людям. Потому цирк любят и дети, и взрослые. Так есть сейчас. Так было и в прошлом. И Астрахань здесь не исключение.

Астраханская цирковая история стартовала в 1842 году, когда наш город посетила труппа Ламбергера. В ее программе которой была эквилибристика и гимнастика. Плюс – ярморочные цирки. Ежегодно они съезжались в Приволжье на ярмарку. И публику развлекали, и денежки зарабатывали. Одновременно здесь могло действовать до четырех балаганов. Но настоящий цирк астраханцы увидели в 1885 году, когда итальянский предприниматель Безано построил в нашем городе первое цирковое здание. Деревянное, под парусиновой крышей. Выступали здесь дети предприимчивого итальянца и его ученики.

Вскоре в Астрахани стала гастролировать труппа Никитиных – первый отечественный цирк, ведь до этого в России были лишь цирки, принадлежащие иностранцам. В 1898 году Никитины включили в свое круговое турне и наш город. Гастрольный маршрут проходил через Тифлис, Баку и далее пароходом по всем приволжским городам.

 


Построили Никитины в Астрахани и цирковое здание. Сначала временное, на Облупинской площади. Затем постоянное, зимнее, на арендованном участке в саду «Отрадное», который располагался в районе современного астраханского цирка. Большое по тем временам, с роскошным внутренним убранством, вмещавшее 1200 зрителей (до наших дней оно не сохранилось, сгорело в 1918 году). Здесь и театральные миниатюры ставились, и представления с клоунами показывались. Вот, к примеру, какое рекламное объявление публиковалось в «Астраханском листке» (№ 117 от 2.06.1900, здесь и далее даты по старому стилю).

«Сад-цирк-театр братьев Никитиных. В пятницу, 2 июня, имеет быть клоунское представление. Участвуют все клоуны, комики, музыкальные вертуозы. Наездниками, наездницами будут исполнены комические сцены. В заключении представления будет большая комическая пантомима – денщик Шельменко. Участвуют 40 персон и весь кордебалет».

В отсутствии никитинской труппы в Астрахани, а не годами же им гастролировать в нашем городе, цирковое здание не пустовало. Никитин – хозяин был предприимчивый, вот и сдавал помещение в аренду. И здесь любили отмечать, в том числе, и значимые для города события. Открытие трамвая, к примеру. Произошло это 11 июня 1900 года. В честь запуска электрического транспорта первые лица города устроили пиршество. Вот как это описывал журналист, подписывающий свои публикации как Мерси. Не без сарказма, кстати.

«Присутствующие рассказывают чудеса об этом пиршестве … некоторые потом сидели в цирке и любовались, как «грациозная эквилибристка-сальтаморталистка мисс Мери Монтано Карнаухова показывает свои «па, позы, прыжки» на никогда не скакавшей лошади. Клоуны до того замечательно острили, что лошади ржали от восторга и скалили зубы. В воздухе чувствовалось трамвайное торжество», («АЛ», № 131 от 18.06.1900).

 

Их было четверо, создателей первого российского цирка. Александр Никитин и три его сына: Дмитрий, Аким и Петр. Сначала это было небольшое семейное предприятие. Мать сидела на кассе, отец играл на шарманке. Отвечал, так сказать, за музыкальное сопровождение. А братья исполняли номера. Но дело Никитиных с годами расширялось. Труппа увеличивалась за счет нанятых артистов. Появлялись новые шапито. Строились цирковые здания. Как деревянные, так и каменные. В Киеве, Саратове, Нижнем Новгороде, Казани. И, как уже говорилось, в Астрахани.

Никитинским цирком, главным образом, руководил Аким Александрович. Была в нем эдакая предпринимательская жилка. Современники называли его чутким и отзывчивым человеком. Об этом может свидетельствовать и случай с акробатом Порфирием Каменевым, о котором рассказывали астраханские газеты в 1902 году.

9 лет Порфирий Прокопьевич служил в шоу Никитиных. Но во время гастролей в Баку с ним случилось несчастье. Он упал с трапеции и повредил себе позвоночник. В бакинской больнице ему пришлось провести 8 месяцев. Лечение оплатил директор цирка. Труппа, понятно, к этому времени уже уехала в другой город. Артист хоть и поправился, но акробатикой уже заниматься не мог. Наскребя немного наличных, Каменев сумел добраться до Астрахани и обратился за помощью в редакцию издания.

«Единственная надежд несчастного поправить свое отчаянное положение – это вымолить у Никитина какую-нибудь должность при цирке, не требующую гимнастического искусства, для чего ему надо добраться или до Нижнего, где теперь подвивается цирк, или хоть до Саратова, где живет семейство Никитиных и куда сам директор цирка часто наезжает», («АЛ», № 155 от 20.07.1902).

Деньги на поездку удалось собрать. Но что было дальше с экс-акробатом, не известно.

 

Теперь о знаменитых клоунах – Владимире и Анатолии Дуровых. Известно, что они родились в Москве в семье полицейского пристава и рано лишились родителей. Воспитывал их крестный отец, адвокат Николай Захаров. У этих молодых дворян могло быть совсем другое будущее, но парни грезили о цирковом манеже. Будучи подростками, братья сбежали из дома и стали работать в цирке Вайнштока. Сначала выступали вместе. Но с ростом популярности что-то разругались.

Каждый пошел своей дорогой. Впрочем, так ли различны их пути? У обоих клоунада с дрессурой. Анатолий делал ставку на политическую сатиру. Ставил басни и мини-пьесы на злобу дня с участием дрессированных животных. И в этих номерах зрители узнавали известных чиновников. У Владимира тоже были сатирические миниатюры с участием животных. Особенно доставалось от клоуна полицейским – что-то он их недолюбливал. В общем, Дуровы, перевернувшие представление о клоунаде, быстро стали популярными. Только у старшего брата зверинец был поразнообразнее, с редкими экземплярами. Морские львы, к примеру, и пеликаны, которых до Владимира дрессировать никто и не пытался.

Первого пеликана, того, что вырвался на свободу, Владимир Дуров купил в Астрахани, приехав в 1885 году в наш город в составе цирка Безано. Труппа была небольшая. Владимир, тогда еще мало кому известный артист, выступал и как соло-клоун, и как дрессировщик, за что получал жалованье 40 рублей в месяц.

 

Анатолий Дуров посетил Астрахань в 1902 году. К тому моменту он уже был знаменитым циркачом, и со скандальной репутацией. Пресса не упускала случая рассказать о некоторых инцидентах. В том числе и астраханская. Годом ранее, к примеру, в цирке Чинезелли во время представления Дуров выбежал на сцену, остановил оркестр и рассказал зрителям о том, что Чинезелли пригрозил вышвырнуть его вместе с животными. Причиной послужила просьба выплатить ему гонорар. Видать, не сильно любил директор оплачивать труд работников. Поведал клоун и о судьбе юбилейного презента. Впрочем, предоставим слово автору той публикации:

«Во время юбилея, бывшего на днях, ему были поднесены от имени Чинезелли два ящика серебра. Но через некоторое время в его уборную явилась горничная Чинезелли и потребовала от имени хозяина возвращения подношения обратно, так как оно было сделано только для вида», («Астраханский губернский вестник», № 86 от 20.04.1901).

Итог этой истории, если верить астраханской прессе, следующий. Дурова оштрафовали за срыв представления. Здесь следует оговориться, что в публикации не упоминается имя клоуна. Лишь фамилия. Но, скорее всего, речь идет об Анатолии, поскольку он работал в то время в цирке Чинезелли.

 

А вот то, что 120 лет назад Анатолий Дуров развлекал астраханскую публику в цирке Никитиных, установленный факт. Зрители были в восторге. Каждое представление – аншлаг. Особенно зашел астраханцам номер с паровозом, в котором свиньи были в роли пассажиров третьего класса. А вот местные журналисты не были столь благосклонны в своих оценках. И не жалели газетной площади, чтобы поделиться негативным мнением.

«Удаляемся в «Отрадное», где в цирке гастролирует «знаменитый» клоун Дуров. Покрыто мраком неизвестности, что действительно сотворил он. Правда, он сочинил «Записки свиньи» и свою автобиографию, мало интересные и ничего общего с литературой не имеющие. Устроить много скандалов в разных городах, оскорблять публику, рассказывают про какие-то его остроумные остроты в столицах и в Берлине, откуда его выслали (это он, впрочем, сам публике ежедневно произносит). Ездил он еще на свинье во многих городах России. Вот и все. Согласитесь, багаж не велик, чтобы сделаться «знаменитостью», («АЛ», № 86 от 21.04.1902).

Наш коллега из прошлого отмечает, что ранее уже видел выступление артиста в Санкт-Петербурге. И в столице Дуров вел себя не так вызывающе.

«Мне приходилось видеть Дурова в Петербурге, в цирке Чинезелли, где он держал себя прилично и публику третировать не осмелился. Там он был довольно занимателен. Но в провинции он разнуздывается, относится к кормящей его публике с неуважением. Шутит плоско и грубо», («АЛ», № 86 от 21.04.1902).

Кроме братьев Дуровых на астраханском манеже в начале двадцатого века блистало немало известных цирковых артистов. Клоуны Альперовы, отец и сын, дрессировщик львов Юлиус Зетт, жонглёр Энрико Растелли. Или вот Роберт Ленц, фокусник немецкого происхождения, проработавший в России около четырех десятков лет. До Астрахани он добрался тоже в 1902 году.

«Первое представление г. Ленца, состоявшееся в среду в летнем театре, привлекло массу публики, которая, видимо, осталась очень довольной фокусами. Успех Ленц имел и материальный, и сценический. Ловкость рук изумительная», («АЛ», № 191 от 6.09.1902).

 

Ну и завершить сегодняшнюю цирковую историю хочется заморским случаем, о которых писали астраханские газеты со ссылкой на своих американских коллег.

«Американские шутники, воспользовавшись обычаем надувать в день 1 апреля, зло подшутили над нью-йоркской полицией. Одновременно из разных пунктов города какие-то неизвестные лица телеграфировали в полицейское центральное управление, что содержащиеся в зверинце цирка Мадисон сквера дикие звери вырвались на свободу и наводят ужас на прячущихся от них в домах беззащитных граждан. По телефону кто-то дрожащим от страха голосом заявлял даже, что 2 льва и гиены забрались в до миллиардера Моргана и сожрали его повара», («АЛ», № 77 от 5.04.1902).

Бригады полицейских с револьверами в руках бросились в поиски за зверьем, но скоро убедились, что это была только апрельская шутка. Этот случай позабавил астраханских читателей. Первоапрельские розыгрыши в наших пенатах в то время не практиковались.

Что касается пеликанов, то у Владимира Дурова вскоре появилось два новых экземпляра родом из Астрахани. Их, как говорят, привез ему капитан парохода, которому клоун ранее рассказал об улетевшей птице по пути из нашего города в Саратов.

Ирина Чернухина

 

Другие статьи рубрики «Пресса из прошлого»:

В поисках батюшки: как Иоанн Кронштадтский в Астрахань приезжал

Губернаторский «пинок» и отказ епископа: как собор князя Владимира в Астрахани возводили

Банкет и ловкость рук: как собор князя Владимира в Астрахани освещали

Дорожно-мусорный улет или как гордума Астрахани бекуновским наследством озаботилась

Споры о школе и думские идеи: как в Астрахани к 50-летию со дня смерти Гоголя готовились

Неугомонная барыня или как в Астрахани с пьянством боролись

Рваный халат и погоня с полицией: как гордума Астрахани извозчикам налог удвоила

Пресса из прошлого: как городская дума Астрахани ревизией озаботилась

Пресса из прошлого. Как в Астрахани запускали первую колонию для гимназистов

«Не зевать и спати»: Как в Астрахани гласных гордумы избирали

«Хочу быть Иван Миколаичем»: как Городская дума Астрахани главу выбирала

Как журналист избавил астраханский пароход от музыки

Перерасход от подрядчика: как в Астрахани дороги ремонтировали

Странности местного винограда и астраханские торговцы с картофельным лайхаком

Платьефильство из прошлого: как в Астрахани с дамскими шлейфами боролись

Премии секретарю-краеведу или как в Астрахани деньги на лечение больных искали

Газетчиков уничтожить: как в дореволюционной Астрахани журналисты информацию добывали

День Победы глазами астраханских журналистов прошлого: капитуляция, сводка и рыба

День Победы глазами астраханских журналистов прошлого: обращение к вождю, слезы и танцы в лужах

Читайте также

Как дела у Сан Саныча? Александр Алымов снял репортаж о жизни астраханского экс-губернатора Александра Жилкина Астраханец оставил родственников и ушел в лес жить отшельником #Смотринемерзни: тайное оружие для настоящих героев
Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА