Уникальная фронтовая «железка» построена женщинами, стариками и детьми

Ровно 80 лет назад  было принято решение о строительстве дороги Астрахань – Кизляр, сыгравшей важнейшую роль в исходе войны  

Анна Соловей 17 августа 2021 00:14

Восемьдесят лет назад, 16 августа 1943 года, было принято совместное постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР о строительстве железной дороги Астрахань – Кизляр, сыгравшей важнейшую роль в исходе Сталинградской битвы и Великой Отечественной войны в целом.
Шел третий месяц войны. В целях обеспечения фронта бакинской нефтью кратчайшим путем был разработан секретный проект строительства железной дороги под кодовым названием «НКПС №8» протяженностью 356 километров от Астрахани до Кизляра. Основная ее часть — 280 километров – пролегала через Калмыкию.
Вели стройку сразу с двух сторон – Астрахани и Кизляра. Было мобилизовано население Астраханского округа, Орджоникидзевского края и Дагестана. В Калмыкии на дорогу вышли жители Лаганского, Уланхольского, Долбанского, Приволжского, Юстинского и Черноземельского улусов. Дети, старики и женщины, так как мужчины были все на фронте. В январе 1942 года к ним присоединились жители Малодербетовского, Кетченеровского, Сарпинского, Приютненского, Троицкого улусов.
Стройка была завершена в рекордно короткие сроки за девять месяцев: 4 августа 1942 года открыли движение по основной ветке. При этом был возведен еще и наплавной железнодорожный мост через реку Волгу. Отметим, что дорога Кизляр — Астрахань сыграла не только огромную роль в укреплении оборонной мощи всей страны, но и в развитии народного хозяйства Калмыкии. Узловые станции Артезиан и Улан Хол, возведенные тогда, действуют до сих пор.
Добавим, что из более 10 тысяч калмыков — строителей «железки» сегодня здравствуют лишь десятки человек. Все они награждены медалью «Строителям фронтовой дороги Астрахань — Кизляр», учрежденной к 75-летию окончания стройки, получают социальную надбавку к пенсии, обеспечены бесплатными земельными участками, имеют и другие льготы, как приравненные к ветеранам войны. Профессор КалмГУ, доктор исторических наук Владимир Убушаев посвятил «железке» несколько трудов, в том числе книгу «Дорога Великой Победы для Сталинграда». Памяти строителей посвящена стела в Элисте, а на станции Улан Хол установлена мемориальная доска.

Читайте также

На сессии калмыцкого парламента присягу принесли новые омбудсмены Калмыцкие депутаты обратились к премьеру России за помощью Ситуация с ковидом в Калмыкии стабильно тяжелая
Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий