Немного потянули с заключительной серией нашей драмы, но мы готовы рассказать, что ещё возмутило Светлану Калинину.
Напомним, в конце сентября в наш регион приехала координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды и модератор тематической площадки «Жилье и городская среда» Светлана Калинина. Представитель ОНФ тщательно осмотрела множество объектов, расположенных в регионе, и вынесла вердикт: не верю, не верю, что всё может быть так плохо. Плохо, по её мнению, было по всем фронтам: сломанные детские площадки, густая растительность в центре города, работа прокуратуры и полиции, хамское отношение УК к жильцам, незнание чиновниками молодёжного сленга, использование елочки вместо туалетов и проблемы аварийного жилья.
Но Астрахань славится не только рыбалкой и арбузами, но, к сожалению, и мусором.
«Регоператор, скажите, пожалуйста, почему у вас на городских площадках бегают крысы? А почему? Я скажу: ящики переполненные», — резюмировала член ОНФ и повернулась к представителям Роспотребнадзора. «Вы знаете, что в обязанности регоператора с января 2019 года входит такая функция, как установка на каждой контейнерной площадке графика вывоза мусора? В обязательном порядке с указанием телефона горячей линии и дежурного. Мало того, я должна прийти посмотреть, что происходит вывоз мусора в определенное время по графику. Я — клиент, который платит ему деньги и содержит его, но вы мне этой информации, как собственнику, не даёте. Я не понимаю, как найти горячую линию, чтобы позвонить, что мусор собран. Этим не главы муниципалитетов должны заниматься, а вы (Роспотребнадзор прим ред.). У вас ни одной вывески нет. Нигде».
После этого Светлана Викторовна дала указания установить все таблички до 15 октября и отметила, что Роспотребнадзор обязан защитить права собственников, за чьи деньги он существует.
Досталось и главам муниципалитетов. По словам проверяющей, чиновники должны не просто составить список мест установки контейнерных площадок, а на деньги из городского бюджета установить их. А потом не просто отдавать бесплатно регоператору в пользование, а сдавать в аренду. Тогда решится многолетний спор между регоператором и городом, которые никак не могут решить, кто должен убирать разлетающийся за пределы площадки мусор. Обмен ресурсами: город вместо аренды площадки — выдает бесплатно место для бизнеса. А регоператор — сборщика, который подбирает весь мусор вокруг площадки.
Что касается крупногабаритного мусора, то и его должен забирать регоператор. А муниципалитет — создать все условия, чтобы люди знали, куда складировать диваны и унитазы. К слову, и с бункерами у нас проблемы. Не увидела Светлана Калинина их в нашем городе. А по закону в каждом квартале должен стоять как минимум один. И установлена навигация, указывающая местным жителям, куда нести мусор, который по размерам не умещается в обычный контейнер.
Ещё одна проблема — баки для раздельного сбора мусора. Возможно, вы замечали сетки для пластиковых бутылок. Но их у нас ничтожно мало.
«В других города процедура по установке контейнерных площадок для раздельного сбора мусора уже закончилась, а у вас конь не валялся», — негодовала ревизор. И дала срок до июня 2023 года установить эти контейнеры, отметив, что этим должны заниматься не главы муниципальных образований, а регоператор. «Если регоператор начнёт шантажировать структуры, что у них в тарифе этого не заложено, значит, для меня готовите справку. И тогда, первого ноября, я уже буду точно понимать, что регоператор на сегодня не выполняет своих функций».
А что думает по этому поводу регоператор? Обратились за комментарием в «Экоцентр».
«Регоператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки отходов в мусоровоз, а также за подбор просыпавшихся отходов в местах их погрузки. Создание и содержание мест накопления ТКО, так же, как и замена тары, – обязанность собственников земли – управляющих организаций, юридических лиц или органов местного самоуправления», — указал Экоцентр.
Также регоператор указал, что ежегодно обновляет контейнерный парк. За последние пять лет в Астрахани появилось более 3000 новых баков. Их было бы больше, но в тарифе предусмотрен всего лишь 1% на приобретение тары или ее ремонт. Для города Астрахани – это 565 контейнеров в год. Эти цифры не закрывают текущую потребность, которая составляет порядка 4000 контейнеров.
Что касается контейнерных площадок, то после инвентаризации, которую провел регоператор, оказалось, что в Астрахани 40% из них не соответствуют нормам СанПин: не имеют твердого покрытия, ограждения, скатов. Это приводит к поломке контейнеров (колесиков).
Одна из причин захламления территорий — сброс отходов, которые не относятся к ТКО, юридическими лицами на контейнерные площадки, а также результат действия серого рынка возчиков.
«Решение этого вопроса требует комплексного подхода — ужесточение контроля за оборотом строительных отходов. Например, при выдаче разрешения на снос/реконструкцию/строительство запрашивать с исполнителя договор на утилизацию/размещение образованных отходов. Кроме этого, ужесточение административной ответственности на региональном уровне в части размещения строительных и промышленных отходов в контейнеры и на прилегающей к ним территории», — резюмировали в пресс-службе «Экоцентра».