Переправа работала несколько лет, принося доход и перевозчику, и городской казне. Но астраханские казаки все же «проснулись» и потребовали от властей Астрахани долю прибыли, которую считали своей. Правда эта история произошла в нашем городе не сегодня, а 120 лет назад.
Продолжаем рубрику «Пресса из прошлого». Это истории из жизни нашего города, подсмотренные в старых астраханских газетах. Дореволюционных, преимущественно.
В 1902 году астраханские казаки Атаманской станицы захотели свой кусок пирога. Точнее, половину. Да еще с процентами. 28 тысяч рублей с хвостиком, по их подсчетам, им задолжали власти Астрахани с перевозчиком вместе. Большие деньги по тем временам. Поверенный Скворцов составил два исковых заявления и подал их в суд, дав старт двухлетней судебной тяжбе.
Отметим, что в начале 20-го века Астрахань располагалась лишь на левом берегу Волги. А на правом, где сейчас Трусовский район, жили главным образом казаки. Поселились они там еще в 18-м веке с подачи Екатерины II. По ее указу в 1785 году на правобережной части великой реки в трех верстах от нашего города основана казачья станица Городовой Форпост. В 1893 году она была переименована в Атаманскую. И вместе с «соседями» — поселками Архиерейский и Новосолянский, стала представлять собой единый населённый пункт, за которым закрепилось название Форпост. Вот одно милое описание:
«На Форпосте, на «архиерейской земле» поселок быстро расширяется. Новые деревянные домишки растут, как грибы после дождя. В настоящее время в поселке насчитывается уже около 700 дворов […] вся площадь, занимаемая поселком, обнесена земляным валом для защиты от половодья. Построена больница. Выращен, стараниями бывшего пристава г. Башмачникова, на площади тенистый сад», («Астраханский листок», № 151 от 13.07.1903 г. – здесь и далее даты указаны по старому стилю).
Вначале 20-го века здесь работали 7 кузниц, 59 заводов и фабрик, 4 больницы, 3 школы, 66 лавок. Плюс училище, церковь, часовня. Здесь тогда жили порядка 7 700 человек из числа казаков. Да и рабочие поселки появлялись, ведь раз есть предприятия, должны быть и рабочие.
Конечно, далеко не все форпостинцы трудились в родных пенатах. Некоторые находили работу и в Астрахани. И наоборот, кому-то из астраханцев приходилось зарабатывать денежку на территтрии Форпоста. И всей этой армии «гастарбайтеров» приходилось постоянно перемещаться туда-сюда. Как в той старенькой песне о паромщике: «то берег левый нужен им, то берег правый».
Мостов через Волгу, естественно, в ту пору и в помине не было. Ни Старого, ни Нового. Их построили гораздо позже. Возведение первого стартовало в 1946 году, а второй был открыт в 1989. Так что единственной возможностью для переправы между Астраханью на Форпостом оставался водный транспорт: пароходы и паромы. В 1892 году было издано постановление о перевозном промысле, где оговаривались условия эксплуатации местных перевозов. Внутригородские переправы, как и пристани, отдавались в арендное откупное содержание частным лицам с торгов. Подрядчик был обязан работать от старта навигации и до сковывания реки льдом. Водный транспорт начинал работать на рассвете, а заканчивал в сумерки.
Самым важным перевозом в нашем городе, естественно, был Астраханско-Форпостинский. С городской стороны пристань располагалась от караулки дома выше порта. А на противоположном берегу Волги – возле станицы. Однако зимой сообщение с Форпостом частенько давало сбой. Предоставим рассказать об этом нашим коллегам из прошлого.
«Перевозный пароход, который предназначается для зимних рейсов, находится в ремонте и переправа людей через Волгу сопряжена с величайшими трудностями и опасностью», («Астр.лист.», № 1 от 1.01.1903 г.).
«Кажется, достаточно тесно связан город всевозможными узами с форпостинской стороной […] что же сделано для более или менее правильного сообщения с противоположным берегом? Сдан перевоз в аренду для водяного сообщения, а зимою все оставлено воле Божией. Если небо пошлет нам мороз – мы можем ехать на ту сторону. Сделалось тепло – и мы беспомощные», («Астр.лист.», № 4 от 8.01.1903 г.).
1 января 1892 года городская управа, это как администрация города сейчас, сдала перевоз между Астраханью и Форпостом на шесть лет в аренду товариществу Ахтубинского пароходства. Арендная плата составляла 7 500 рублей в год. В 1898 году договор был продлен на тех же условиях. По контракту перевозчику были поставлены некоторые условия. В частности, соблюдать график движения, чтобы пароходы отходили от пристани каждые пять минут. Устанавливалось и необходимое количество транспорта. А также плата за проезд. В 1900 году, к примеру, она составляла на пароходах в первом классе – 5 копеек с человека в один конец, во втором классе и на паромах – по 2 копейки.
Как там говорится: «что написано пером, то не вырубишь топором». Но реальность порой отличается от пословицы. Особенно если кому-то это выгодно. Вот и Ахтубинское пароходство, выиграв торги, частенько забывало о своих обязательствах. Потому у астраханцев накопилось немало претензий к работе перевоза. Но вот парочка из этого проблемного списка:
«Слишком продолжительные стоянки у пристани в ожидании ли пассажиров или по капризам приказчика […] приказчик грубо возражает, какое ему дело до городской управы и ее кондиций, кто недоволен перевозом, тот может сойти с парохода на берег», («Астр.лист.», № 206 от 25.09.1902 г.).
«Если бы такую стоянку сделал трамвайный вагон, то на него было бы составлено городскими ревизорами несколько протоколов. Почему же городская управа здесь, на пристани, не ставит ревизора, который следил бы за правильной перевозкой пассажиров?», («Астр.лист.», № 176 от 17.08.1902 г.).
Иной раз городские власти все-же активировали режим «строгость» и наказывали пароходство рублем.
«Товарищество ахтубинского пароходства, арендующее городской перевоз через реку Волга за допущенные им нарушения контракта, было уже два раза оштрафовано городом и в третий раз за те же нарушения на него составлен акт, по которому оно подлежит штрафованию. Нарушение заключается во времени за провоз более высокой платы, чем полагается по контракту, в неисполнении обязательств, по которому пароходы товарищества должны отходить от пристани каждые 5 минут, а также в том, что вместо двух пароходов товарищество пускает в дело лишь один, заменяя другой паромом», («Астр.лист.», № 248 от 12.11.1900 г.).
В этот раз, кстати, пароходство решило уберечь свой кошелек и обратилось в гордуму с ходатайством отменить штраф. Но гласные, или депутаты по сегодняшнему, отказали. Особенно рьяно возмущался, если верить прессе того периода, Серебряков. Он и собственным опытом на заседании поделился. Столкнувшись как-то с беспорядками на перевозе, он попросил книгу для жалоб. Но служащие пароходства требование народного избранника проигнорировали. А он это запомнил.
Теперь перейдем к судебным делам. Итак, 18 ноября 1902 года на городское управление Астрахани и Ахтубинское пароходство подали иски. Истцов было два: общество Атаманской станицы Астраханского казачьего войска и торговый дом «Михаил Федоров и сыновья». Первый – собственник части береговой полосы на Форпосте, так называемой земли астраханского Архиерейского дома. А второй с 1896 года арендовал этот участок у форпостинских казаков. Предметом спора стал небольшой «пятачок» берега протяженностью в 30 сажень (это чуть более 60 метров), на котором город построил причал для перевозного транспорта. Нет, истцы не настаивали на демонтаже постройки и возвращении им земли. Они требовали денег. Вот как об этом говорится в протоколе суда, который, кстати, до наших дней сохранился.
«Присяжный поверенный Скворцов заявляет, что Астраханское городское общество, сдавая товариществу Ахтубинского пароходства с 1 января 1892 года сроком на 6 лет, перевоз через Волгу за 7500 руб. в год, пользуется для приставания перевоза бечевником, принадлежащим Атаманской станице и Архиерейскому дому, без согласия владельцев. А так как доходы от перевоза должны принадлежать владельцам противоположных берегов поровну, то он просит взыскать с г. Астрахани в пользу его доверителей за срок с 1 января 1897 года по 1 января 1898 года 3750 рублей с процентами на них […] что составляет на день предъявления иска, вместе с капитальной суммой 4 848 руб. 75 коп.», (журнал «Известия астраханского городского общественного управления», № 9 за 1904 г.).
С пароходства же казаки хотели куш пожирнее. В денежном эквиваленте, естественно. А именно более 15 тысяч рублей, плюс – набежавшие за несколько лет проценты. Общая сумма составляла 22 341 руб. 30 коп.
Первое судебное заседание астраханского окружного суда по этому делу состоялось почти через год – 31 октября 1903 года. Почему уж такая задержка – история умалчивает. А вот причина, по которой суд отложили, вполне известна: «два истца, соединив произвольно свои претензии, не указывают, чья же земля и на каком пространстве занята перевозными сооружениями, а равно и не доказали, что земля эта принадлежит кому-либо из них».
В общем, было решено осмотреть спорный участок на месте и выяснить, на чьей же земле устроен причал городского перевоза. И на это понадобилось несколько месяцев. Второй раз суд собрался 23 марта 1904 года. И тут уже блистал поверенный астраханской городской управы Купреянов, разбивший вдребезги претензии казаков. Во-первых, говорил он, Федоров, став арендатором, не приобрел при этом права на доходы от перевоза через Волгу. Во-вторых, по уставу путей сообщения протяжение бичевников свободно от всяких сборов, в том числе за проход и проезд по мостам и перевозам, которые для этих целей будут устроены. В-третьих — перевоз через Волгу из Астрахани со сторон Городо-Форпостинской станицы в прежнее время состоял в казенном ведомстве и содержался на земские сборы. А в ведение города был передан в 1864 году. Да еще с правом взимания с проезжающих сборов в пользу городских доходов. Ну а главным аргументом стали дела почтовые.
«Перевоз через Волгу составляет часть почтового тракта, соединяющего Астрахань по правому берегу Волги с другими городами России, следовательно, существует в интересах общего пользования, то город, получив в свое владение устройство перевоза, имел право примкнуть его к противоположному берегу без особого разрешения владельца последнего», — заявил Купреянов. («ИАГОУ», № 9 за 1904 г.).
Итог этой двухлетней тяжбы таков: Фемида к казакам и их арендатору не была благосклонна. Суд они проиграли. А город с перевозчиком остались при своих интересах. К этому моменту и срок аренды финишировал. Городские власти не стали затягивать с поиском подрядчика и тут же объявили новые торги на ближайшее шестилетие. И выиграло их, кстати, все то же Ахтубинское пароходство. Правда, в этот раз победа далась не просто. Конкуренты во время аукциона задирали цены. Так что стоимость аренды, как сообщалось в журнале («ИАГОУ», № 10 за 1904 г.), «подпрыгнула» почти вдвое и составила 15 200 рублей в год. Но, видимо, пароходство было уверено, что прибыль от этого бизнеса покроет все расходы. В убыток себе мало кто из предпринимателей согласится работать. Что в прошлом, что в будущем, что в настоящем.
Ранее в рубрике «Пресса из прошлого» мы рассказали о впечатлениях астраханского журналиста, который совершил путешествие на пароходе из Астрахани в Царицын. Нашему коллеге из прошлого пришлось провернуть спецоперацию, чтобы лишить пассажиров музыки. Подробности здесь.
Ирина Чернухина