Бывают тексты, вернее – темы, которые даются с трудом. Буквы клавиатуры словно измазаны клеем: пальцы с трудом отдираются при каждом нажатии. Именно такой была эта статья. Я пишу эту врезку, когда весь остальной текст уже готов, потому что, сев за материал, я не могла выдавить ни слова для лида, не понимая: а с чего начать статью про онкологию?
На написание сравнительно небольшого текста по итогам пресс-тура в астраханский онкодиспансер у меня ушло три рабочих дня. Я то и дело убирала ноутбук, шла налить себе кофе, чай, списаться с подругами в чате, погулять с собакой, чтобы отвлечься, вернуться в реальность, где у меня всё хорошо. Периодически, расшифровывая аудиозапись, я даже ощущала легкую тошноту, мой организм так реагировал на неприятную для себя тему. Но статья-таки готова. И я рада, что она увидит свет, что сейчас вы её прочитаете. Потому что в итоге этот материал получился не про смерть, страх и боль, а про шанс, жизнь и надежду.
Озеленение территории
Здание, в котором сегодня располагается Областной клинический онкологический диспансер, было построено в 1980 году, через год его сдали в эксплуатацию. За эти годы менялись планировка, дизайн, обновлялось оборудование. Только за последнее время в рамках нацпроекта усилился блок лучевой терапии линейным ускорителем, для отделения эндоскопии приобретены новые колоновидеоскопы, бронховидеоскопы, гастероскопы, видеоэндоскопические комплексы и современный электрохирургический блок – в общей сложности 62 единицы оборудования. Какие-то отделения сегодня уже имеют современный и стильный дизайн, какие-то ждут своего часа, чтобы уйти на ремонт. Встречает же пациентов необычный зеленый холл, который чем-то напоминает крымский аэропорт с его зелеными стенами, появившимися благодаря сотрудничеству медицинского учреждения со студентами архитектурного института.
«У нас было пять проектов, мы выбрали один из них и реализовали его. Студенты делали свою дипломную работу – все как положено, с расчётами, с картинками, с эскизами. Мы потом уже под выбранный дизайн заказали смету и сделали. Мы, кстати, продолжаем работу с новыми выпускниками этого института. Будем делать ремонт уже всего холла, всего первого этажа. Доводить его до такого же состояния, как эта фитостена», — рассказывает главный врач Лиана Нежинская.
Поликлиника онкодиспансера работает в две смены — с 08:00 до 19:00. И в это время работает вся диагностическая служба. В штате поликлиники восемь общих врачей онкологов, три врача гинеколога-онколога, четыре врача маммолога-онколога, два врача уролога-онколога, то есть имеются узконаправленные специалисты, чтобы охватить весь спектр заболеваний. Посещаемость в год порядка 75 тысяч человек, в одну смену — от 300 до 350 человек.
В стационаре в настоящее время получают лечение более ста пациентов. Дневной стационар на 70 коек работает в две смены, круглосуточный стационар работает на 30 коек.
Так в 2022 году в стационаре онкодиспансера медицинскую помощь получили около 18 тысяч пациентов. Проведено порядка 5,5 тысяч операций в стационарных условиях и 10 тысяч операций — в амбулаторных условиях. Заболеваемость злокачественными новообразованиями в прошедшем году составила 3 819 случаев.
Маршрут построен
Предварительно записанных на прием к врачу пациентов встречают в регистратуре. Администраторы маршрутизируют пациента, оформляют соответствующую медицинскую документацию. К моменту визита карточки пациентов уже лежат на рабочем месте доктора, их заранее находят сотрудники регистратуры и разносят по кабинетам врачей, для первичных пациентов здесь оформляют новую карточку. В рамках проекта «Бережливая поликлиника» регистратура оформлена как ресепшн, то есть регистраторы находятся для посетителей медицинского учреждения в открытом доступе.
Запись же осуществляется не через регистратуру, а через уникальную систему «Промед», введенную пару лет назад. В настоящее время в ней работает в нашем регионе только онкодиспансер. По словам заведующей поликлиническим отделением Натальи Голеусовой, схема записи от врача к врачу доказала свою эффективность. Заключается она в следующем: пациент, которому, по мнению его врача в поликлинике, требуется консультация врача онкодиспансера, записывается непосредственно его лечащим врачом, а в онкодиспансере уже идет маршрутизация к какому-то конкретному врачу, пациенту сообщается, какой перечень обследований нужно взять на прием с собой.
«У нас существует два колл-центра, городской и районный. Чтобы было удобно, не было неподъемной нагрузки. У каждого колл-центра своя телефонная линия, IP-телефония, то есть звонки не пропускаются. Если звонок идёт во время того, когда обслуживается другой звонок, то потом обязательно оператор перезванивает. Звонят врачи и медицинские работники первичного звена, то есть поликлиники и центра амбулаторной первичной онкологической помощи. Запись ведётся в рамках расписания. Если расписание уже заполнено, то первичных пациентов с верифицированным диагнозом мы записываем, открывая бирки дополнительные. Если повторный пациент и есть возможность ожидания, то когда появляется расписание, операторы сами звонят врачам. Врачи очень благодарны, поскольку это минимизирует их проблемы дозвона куда бы то ни было, это всегда занимает время пациентов и врачей. Здесь операторы сами звонят и предлагают время, записывают. Почему это очень важно, что мы работаем с врачами, а не с пациентами? Хотя пациенты тоже иногда звонят, мы их консультируем, потому что мы работаем по клиническим рекомендациям. Но на вопросы по поводу обследования, естественно, может ответить только лечащий доктор», — пояснила заведующая отделом по связям с пациентами Оксана Зубова.
Не по шаблонам
Для каждой патологии существуют свои методы исследования: компьютерная томография, рентген, УЗИ, колоноскопия. Так, например, если есть определенные вопросы при маленьких образованиях размером от 2 до 4 миллиметров, то несмотря на 3D-реконструкцию, не факт, что игла цифрового маммографа возьмет биопсийный материал именно с этого образования. В этом случае для диагностики образования будет предпочтительнее УЗИ-диагностика. Также в настоящее время постепенно внедряется МРТ молочных желез. То есть в зависимости от размера и диаметра доктор-рентгенолог совместно с маммологом, с УЗИ-специалистом выбирают метод диагностики.
С пациентами работает психолог, консультирует всех, кто находится на стационарной койке. В онкодиспансере на сегодняшний день есть один штатный психолог и открыта ставка врача-психотерапевта, пока вакантная.
Если во время приема врач-онколог видит какие-то проблемы, нотки депрессивного состояния, то пациент также отправляется на консультацию к психологу.
Врачам тоже непросто: для них проводят психологические конференции, в настоящее время внедряются часы психологической разгрузки.
Как пациентам сообщают о положительном диагнозе? Едва ли существуют нужные слова для таких новостей, однако, возможно, есть какой-то шаблон, которым пользуются доктора, спросили мы у Лианы Юрьевны.
«Такого шаблона нет. К каждому пациенту нужно иметь индивидуальный подход и оценивать его психологический статус, прежде всего. Сказать пациенту о том, что у вас этот диагноз, конечно же, непросто, но мы обязаны это сделать и скрыть какими-то там завуалированными словами не имеем права, мы должны сообщить, что у него происходит на сегодняшний день, какие перспективы лечения его ожидают. Это говорится очень аккуратно, спокойным голосом. Пациент раз пришел на обследование, то уже с каким-то подозрением. Не приходят к нам люди, у которых вообще никаких подозрений нет. То есть у человека уже есть определенный настрой и это немного помогает. Естественно, доктор всё объясняет, говорит, что да, к сожалению, на сегодняшний день у вас диагностирован данный процесс, но все излечимо, вы находитесь на той стадии, на которой данный процесс мы можем остановить оперативным путем, химиотерапией, лучевой терапией, либо комплексом этих мероприятий. Ну и дальше уже формируется индивидуальная программа для каждого пациента», — пояснила главврач.
Доверяй, но проверяй
По словам заведующей отделением ультразвуковой диагностики Надежды Бахиной, задача врача — выявление образований на минимальном уровне, на микроуровне.
«Минимальные изменения, которые мы можем выявить в щитовидной железе, в молочной железе, измеряются миллиметрами. Иногда мы можем видеть даже образование без выявленного очага. То есть мы видим изменения архитектоники или образование без нарушения структуры органа. Мы видим изменения какие-то, которые сопровождаются изменениями васкуляризации, которые нас настораживают. И на основании этого мы можем заподозрить проявление онкологического заболевания, которое мы подтверждаем в этот же день под контролем ультразвука», — Надежда Витальевна.
Наша собеседница уделяет особое внимание принципиально важному моменту: чем раньше проведена диагностика, тем проще можно выявить заболевание и начать лечение. В современных подходах рак излечим на ранних стадиях, когда все системы организма еще не вовлечены.
Говоря о ранней стадии, мы спросили: условно, сколько времени у человека? Но, как выяснилось, четкого ответа нет.
«Сейчас есть такие агрессивные формы, когда очень быстро заболевание протекает, особенно у молодых женщин. Агрессивные формы, к сожалению, часто встречаются. Иногда тут говорить нужно даже о днях и о неделях. В течение месяца мы можем потерять человека. Существует тройной негативный рак, когда он выглядит на ультразвуковом исследовании как фиброаденома. Поэтому мы очень часто впервые выявленные образования ставим по системе лучевой диагностики BI-RADS. Пишем нашим докторам цифру 3. Это для всего сообщества понятие, что это образование требует диагностического алгоритма, то есть морфологической верификации. Потому что, посмотрев на данное образование, нельзя ответить, какие это клетки. Поэтому наши цитологи могут ответить, что есть клетки с атипией, когда требуется данной пациентке лечение без отлагательств. Не надо откладывать и рисковать своим здоровьем, если чувствуете дискомфорт. Ведь организм не просто так заявляет о своей боли. Не просто так у вас тянет, ноет, да?», — ответила собеседница «Инфоштаба».
Между тем сроки оказания медицинской помощи специалистами онкодиспансера установлены в программах государственных гарантий. При установке диагноза или подозрении на онкологическое заболевание пациента обязаны принять в течение трех дней и в первый же день организовать максимально весь комплекс необходимого обследования. Цитологические результаты бывают готовы на следующий день после взятия, гистология — в течение трех-пяти дней. Через семь дней пациент уже имеет определенный набор диагностических исследований и уже формируется понимание, что происходит внутри.
Врачи онкодиспансера призывают обследоваться до того, как что-то заболело. Потому что, когда где-то что-то болит, это уже не очень хороший прогностический признак — как правило, когда развивается онкологическое заболевание внутри, оно не болит и никакими органическими симптомами себя не проявляет. Болеть начинает, когда процесс запущен. Но даже в таких случаях у пациента всегда есть шанс получить специализированную высококлассную помощь и жить долго.
Лучи здоровья
Лечение подбирается индивидуально. Это может быть химиотерапия, лучевая терапия или комбинированная, исходя из диагноза, стадии, гистотипа.
Химиотерапия — это лечение лекарственными препаратами. Таблетки, внутривенные растворы. Лучевая терапия — воздействие лучами. Это невидимые лучи, аппаратура, куда помещается пациент, по типу РКТ, МРТ.
В настоящее время внедряется таргетная химиотерапия, которая точечно воздействует на опухоль. Такие препараты не имеют побочных реакций, поскольку не затрагивают здоровые ткани, поэтому пациент легче переносит химиотерапию, можно избежать выпадения волос, плохого самочувствия, однако все равно любое подобное лечение подавляет определенные функции и иммунитет человека, поэтому совсем бесследно не проходит и параллельно обязательно происходит поддержка организма пациента.
Сеанс лучевой терапии длится 2-3 минуты, пациент при этом не испытывает никаких болевых ощущений, однако при нахождении в аппарате его фиксируют для точности попадания в проведении лучевой терапии. Длится терапия от 5 дней до 2 месяцев. При лучевой терапии пациенты более легко переносят лечение, но могут возникнуть лучевые реакции — покраснение кожи, иногда тошнота. Также при лечении опухоли головного мозга может возникнуть алопеция.
В регионе на сегодняшний день имеется все необходимое для лечения онкобольных. При очень сложных случаях пациента отправляют в ведущие центры страны — Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Блохина, Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена, Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Петрова.
Цифровой контент
Статистические данные могут показаться в медицинской теме бездушными и отстраненными, ведь за каждой обезличенной цифрой – реальные человеческие жизни, однако мы бы хотели все же упомянуть об актуальной статистике, поскольку она отчасти вселяет оптимизм. В Астраханской области по итогам 2022 года смертность от онкологии составила 173,1 случаев на 100 тысяч жителей. Это на 5,7% ниже, чем в 2020 году, когда этот показатель составлял 183,5 случаев на 100 тысяч, и ниже общероссийских показателей.
На первом месте по частоте в нашем регионе — рак кожи (13,6%), на втором – молочной железы (11,9%), далее идут легкие — 10,6%. Среди прочих новообразований — ободочной кишки — 6,8%, желудка — 5,7%, прямой кишки — 5,6%, простаты — 5,1%, шейки матки — 3,2%.
«Ещё говорят, что рак помолодел. А помолодел он на сколько сейчас, каков средний возраст пациентов сегодня?», — продолжили погружаться мы в статистику.
«Вы знаете, это, если честно, очень грустная тема. Иногда вот смотришь на карточки пациентов, которые попадают. 1998-й год рождения, 2000-й год рождения. Это вот практически, можно сказать, дети. Чаще всего, к сожалению, это девочки, это девушки, женщины, молодые женщины с заболеваниями молочной железы, шейки матки», — делится Лиана Нежинская.
На сегодняшний день в регионе заработала программа скрининга, призванная помочь успеть выявить проблему, можно сказать, до её появления. С лета текущего года в ОМС включен такой скрининговый метод, как жидкостная цитология для диагностики рака шейки матки. Онкодиспансер раздает необходимый материал в первичное звено, во все поликлиники города и области. Материал собирают у женщин, которые находятся в группе риска, либо просто пришли на прием. Потом весь материал стекается сюда. На данный момент из всей категории исследованных женщин более 80% имеют патологию. Проведено уже порядка 3,5 тысячи исследований. Под патологией подразумеваются определенные клетки: у кого-то вирус папилломы человека, у кого-то доброкачественные новообразования находятся в пограничном состоянии, которое требует определенного хирургического лечения. Эти женщины все направляются на дообследование.
С мужчинами всё сложнее. Как правило, они очень инертны и до последнего не идут обследоваться. Самый большой процент рака на поздней стадии по России среди мужского населения. 25 ноября в Областном клиническом онкологическом диспансере пройдет День мужского здоровья. Речь далеко не только о раке простаты и соответствующей локации для обследования. Обязательно посетите медицинское учреждение в конце этого месяца, дорогие мужчины!
Вместо послесловия
Мы не хотим этой статьей ни в коем случае никого напугать. Все мы с вами – обычные люди, которые гуглят свои симптомы и спустя 15 минут интернет-серфинга приходят к выводу, что у нас самый что ни на есть страшный диагноз, но ко врачу после этого идти боятся вдвойне. А еще – всегда некогда, всегда есть дела поважнее, всегда – само пройдет. Но если закрыть глаза, то монстр не уйдет из комнаты. И вот именно это и есть цель этого материала: показать, что, взяв в руки гаджет, нужно не вбить в поисковик браузера запрос, а записаться на приём. Скорей всего, всё у вас хорошо и причина недомогания как тот черт – не так страшна, как её в своих трудах копирайтеры из Сети малюют, но даже небольшие проблемы со здоровьем надо лечить, дабы миновать больших, да и что может быть прекраснее, чем услышать от своего врача: «Все в порядке». Но если все же случится так, что вердикт доктора будет не так позитивен – все можно исправить, если вовремя диагностировать беду.
Так за 10 месяцев текущего года в нашем регионе выявляемость онкозаболеваний выросла на 7% в сравнении с прошлым годом, а, значит, в дальнейшем непременно сократятся показатели смертности. И это, определенно, прекрасная причинно-следственная связь.
Будьте бдительны и будьте здоровы, дорогие читатели!