В среду, 25 июля, на рабочем совещании по итогам паводка-2018 губернатор Астраханской области Александр Жилкин поднял еще одну актуальную тему: о безопасности граждан на водных объектах. Поводом к обсуждению стал трагический случай в Володарском районе, где во время переправы утонули трое детей.
Александр Жилкин обратился к собравшимся: «Ситуация тревожная. В регионе всплеск инцидентов, связанных с гибелью людей на воде. Володарская трагедия – не единственный подобный случай за эти дни: буквально недавно на севере области двое взрослых мужчин отправились в заплыв поперек Волги. Русло в тех местах широкое, около километра. Повезло, что их вовремя заметили инспектора с проходившего рядом катера. Вытащили – а иначе у нас статистика бы пополнилась еще двумя погибшими».
Главный государственный инспектор по маломерным судам Астраханской области Леонид Хлюстов озвучил суровые цифры статистики: по оперативным данным на 25 мая, в регионе утонуло 33 человека, в том числе 9 детей. «Это действительно тревожные цифры, – пояснил инспектор. – Однако, Александр Александрович, я вас поправлю: все-таки всплеска инцидентов мы не наблюдаем. Статистика 2017 года была выше: в аналогичный период утонуло 40 человек, из которых было 8 детей».
Леонид Хлюстов назвал основные причины трагедий на воде. Дети гибнут в основном из-за недосмотра родителей. На взрослых пагубным образом (в буквальном смысле) действует алкоголь – это 70% случаев, причем не только со взрослыми, но и с подростками.
Губернатор обратился к спасателям с вопросом: «Какие меры предпринимаются для защиты людей на воде? Почему люди гибнут?»
Леонид Хлюстов отметил, что в области слишком мало организованных мест отдыха на воде. В общей сложности пляжей, где присутствуют спасатели и проведена зачистка дна от опасных объектов, насчитывается лишь 27:
• по пять в Володарском и Приволжском районах
• четыре пляжа в Черноярском районе
• по три в Астрахани и Ахтубинском районе
• по два в Енотаевском и Харабалинском районах
• по одному в Камызякском, Наримановском и Красноярском районах.
«Ни одного случая гибели людей в официальных местах купания не зафиксировано. Все инциденты имели место на нелегальных местах отдыха, которых в области зафиксировано 106», – пояснил инспектор. Спасатели видят в этом недоработку муниципальных властей: «В адрес глав муниципальных образований были направлены письма с рекомендациями по оборудованию этих мест. Но они ничего не сделали, ограничились выставлением аншлагов с надписями «Купаться запрещено».
Александр Жилкин с логикой спасателей не согласился: «Да, было бы правильно создавать больше организованных мест для купания. Но не стоит доводить ситуацию до абсурда и думать, что люди тонут только потому, что рядом нет организованного пляжа и вышки со спасателем. У нас, если говорить начистоту, каждое село в дельте можно признавать «несанкционированным местом купания» – потому что жители домов на берегу купаются у себя под окнами. Так всегда было и будет, и ни на какой официальный пляж их не заманишь. И как быть с рыбаком, который, к примеру, сидя в лодке посреди реки, решил нырнуть, чтобы охладиться? У каждого дома спасателя дежурить не поставишь. И запретительными мерами здесь тоже не поможешь».
По мнению губернатора, невозможно возложить всю ответственность за безопасность людей на муниципальные органы: «Если родители не смотрят, куда пошел ребенок, если пьяная компания вдруг начинает «на слабо» устраивать заплыв на тот берег – это уже не вопрос организации власти. Это вопросы элементарного соблюдения правил безопасности. И объяснять населению эти правила нужно раз за разом, постоянно – чтобы на уровне рефлекса откладывалось: в незнакомых местах не нырять, на судовой ход не заплывать, лодки не перегружать, надевать спасжилеты, садясь в лодку», — подчеркнул Александр Жилкин.