Банкет и ловкость рук: как собор князя Владимира в Астрахани освещали

Пресса из прошлого

Инфоштаб 31 июля 2022 10:00

Народ начал собираться еще с ночи, чтобы не пропустить торжественного события. Собор князя Владимира в Астрахани готовился к освещению. Из Кронштадта приехал отец Иоанн. Именитые горожане, имевшие входные билеты, принаряжались. Воры-карманники разминали руки. Еще бы, такая возможность подзаработать. Для извозчиков и трамвайных служащих – авральный день. И, кстати, один из вагонов загорелся.

Продолжаем рубрику «Пресса из прошлого». Это истории из жизни Астрахани, подсмотренные в местных дореволюционных газетах. Сегодня продолжим рассказывать о событиях, связанных с возведением в нашем городе собора святому Равноапостольному князю Владимиру.

28 июля 1902 года, или 15 июля по старому стилю, на маршрутной линии в сторону только что построенного храма произошло столкновение трамвайных вагонов. Составы шли один за одним. Наплыв пассажиров был, применим это слово, бешенный. Люди спешили на соборную площадь. Многим хотелось своими глазами увидеть освещение собора, строительство которого велось на пожертвования.

Напомним, идея родилась еще в 1888 году, когда отмечали 400-летие крещения Руси. Но чтобы она воплотилась в реальность, понадобилось 14 лет. Непосредственно к постройке приступили лишь в 1895 году. Да и то после «волшебного пинка» губернатора Николая Тевяшова, который сделал внушение членам строительной комиссии. В довольно резких выражениях, кстати. Были и другие сложности, о которых портал Инфоштаб – Astrakhanpost.ru рассказывал в предыдущей статье.

 

Но к лету 1902 года проблемные моменты остались позади. Храм построен. Освещение «новорожденного» назначили на 15 июля (здесь и далее – даты по старому стилю). Дата выбрана не случайно – день чествования князя Владимира. К предстоящему торжеству готовились основательно. Вот как об этом пишут наши коллеги из прошлого:


«Ожидающееся 15 июля громадное стечение народа к храму святого Владимира озабочивает и полицию, и городское управление, и администрацию трамваев. Участие в охране примут, вероятно, взводы от казачьего полка и Царевского батальона. Второе хлопочет о показной стороне предстоящего торжества, чтобы удовлетворить публику. Трамвайной администрации остается сосредоточить подвижной состав на линии к храму святого Владимира в ущерб остальным и в нарушении контракта», («Астраханский листок№, № 149 от 13.07.1902).

Гласные гордумы, или депутаты по-нынешнему, решили пригласить в Астрахань Иоанна Ильича Сергеева, больше известного как отец Иоанн Кронштадтский (позже, кстати, православная церковь причислит его к лику святых). А также Николая Тевяшова, ведь именно в его губернаторство и началось сооружение. Экс-губернатор приехать не смог. Прислал телеграмму:

«Радуюсь, сердечно поздравляю астраханцев с праздников освещения храма. Прошу прислать мне фотографию», — говорится в тексте («Известия астраханского городского управления», № 9, сентябрь 1903).

 

Стал ли Николай Николаевич обладателем фотографии новой астраханской церкви – история умалчивает. Впрочем, продолжаем дальше. Отсутствовал на торжестве и действующий на тот момент губернатор Михаил Газенкампф. В эти дни он находился в селе Аксай, где вспыхнула чумная эпидемия.

А батюшка согласился. Астраханские купцы отправили за ним частный пароход «Руслан». С условием, что водный транспорт нигде по дороге останавливаться не будет. В наш город Иоанн Кронштадский прибыл 13 июля. На пристани «Кавказ и Меркурий» его встречали первые лица города и толпы простых астраханцев. Кстати, в Астрахани он пробыл три дня. И местный люд ходил за ним чуть ли не по пятам. Но уважаемому священнику порой удавалось уйти незамеченным. Не обошлось и без курьезов. Но об этом – в следующей статье. Вернемся к подготовке.

 

Начнем, пожалуй, с трамваев. Руководство трамвайного общества понимало, что в день «Х» количество пассажиров по маршруту к храму возрастет многократно. Вагонов же не хватало. На извозчиков надежды мало. Со своими клиентами бы справиться. Да и не все могли себе позволить прокатиться в экипаже. Вот трамваисты, как их тогда называли в местной прессе, и решили добавить те вагоны, которые ранее были забракованы городской думой. Гласные далеко не сразу согласились на «не формат». Но дали добро, не придумав иного решения. 15 июля трамваи пускали с коротким интервалом, один за одним. Это, собственно, и привело к ЧП.

«В понедельник по линии к храму Святого Владимира ходили вагоны, не принятые, и к движению не допущенные … Впереди шел вагон утвержденного образца с прицепным летним вагоном, а сзади сейчас же пускается забракованный вагон. На Бакалдинской улице один из этих последних наскочил на шедший впереди, и порядком помял его. Воспламенились провода воздушные и на самом вагоне. Возникший пожар сейчас же был прекращен», («Астр.лист», № 151 от 16.07.1902).

В общем, не соблюдали дистанцию, как бы сейчас сказали. К счастью, обошлось без пострадавших. Все живы и здоровы.

 

Озабочены были и полицейские. Как бы где чего не случилось. К охране привлекли и военных, и казаков, и ночных караульщиков. Стражи правопорядка предупреждали граждан быть бдительными.

«Несомненно, что во всех пунктах города, где будет находиться о. Иоанн Кронштадтский, соберётся масса публики. Этим, вероятно, воспользуются разные злонамеренные люди для своих целей. Следует всем принять это к сведению, денег и ценных вещей с собой в толпу не брать, а жилища держать под усиленной охраной, т.к. воры постараются воспользоваться оставленными квартирами, чтобы обокрасть их», («Астр.лист», № 149 от 13.07.1902).

Однако далеко не все вняли советам полицейских. Так что без опустошенных карманов здесь не обошлось.

«Толкотня здесь была очень сильная: каждый старался протиснуться во внутрь храма и стать ближе к алтарю, чтобы лучше слышать и видеть священнослужителей и, главным образом, отца Иоанна. Чиновники в форменных мундирах с женами и вообще с дамами проходили свободно. В штатских же костюмах протискивались с трудностями. В такой тесноте и давке карманщики работали великолепно», («Астр.лист», № 152 от 17.07.1902).

 

Итак, перенесемся в 15 июля 1902 года. Это был понедельник. В Астрахани этот день объявили праздничным. То есть, не рабочим. Начало службы было назначено на 9 часов утра. Но народ стал стекаться к храму задолго до этого времени. Чтобы представить, что творилось на соборной площади, воспользуемся описанием очевидцев из числа представителей прессы.

«Целые вереницы народа потянулись по улицам к храму Святого Владимира. Извозчики и трамваи беспрерывно подвозили массы людей. Обширная площадь, на которой воздвигнут храм, сплошь была занята многотысячной толпой. Это было целое море голов, шляп, зонтиков. Вокруг храма, в ограде, на валах по Затону, на окрестных улицах, на заборах, на крышах – всюду был народ, собравшийся на праздник освещения храма. И вся эта масса народа, несмотря на июльский зной, выстояла под палящими лучами солнца до конца богослужения», («Изв. астр. гор. упр», № 9, сентябрь 1903).

В собор могли попасть только избранные. Губернские и городские руководители, гласные, именитые семьи, офицеры. Вход – строго по билетам, которых было выдано 1 700. Обряд освещения совершил епископ астраханский Георгий. После крестного хода вокруг церкви началась литургия. Ее уже провел отец Иоанн и местное духовенство.

 

После богослужения «сливки» города отправились в парк «Аркадия». Там, в летнем помещении общественного собрания состоялся обед по подписке. Банкет на 120 лиц, кстати, устроили гласные совместно с биржевым купечеством. Специально в честь Иоанна Кронштадтского.

Конечно же, не обошлось без тостов. Первый, естественно, за Императора и Августейшую семью. Городской глава Иван Плотников произнес длинную речь о том, как созидался храм. Приведем один фрагмент:

«Я живо припоминаю первое заседание комитета по постройке храма святого Владимира. Признаюсь, мне тогда казалось почти невозможным закончить постройку стоимостью 300 тысяч рублей при наличности находившихся в кассе только 15 тысяч. Я тогда недостаточно сознавал колоссальную силу людей, объединенных во имя великой цели», — сказал градоначальник («Изв. астр. гор. упр», № 9, сентябрь 1903).

Играл оркестр под управлением Фишкина, известного в то время музыканта. И под звуки музыки участники банкета, поглощая яства, поздравляли друг друга со значимым событием.

А где-то там, в дирекции трамвайного общества, было принято чудесное решение – выплатить всем служащим, работающим 15 июля, жалованье за этот день в двойном размере. Так что и у простых работников этого вида транспорта тоже был праздник.

 

За 120 лет, минувших с церемонии освещения, собор князя Владимира пережил не мало испытаний. В первые годы советской власти церковь собирались взорвать – модная в то время фишка расправы с храмами. К счастью, революционеры передумали. Не потому, что вдруг прониклись благостными чувствами. Астраханцы не позволили, встали на защиту. Причем, не только православные, но и мусульмане. В 30-е годы прошлого века собор отдали под топливный склад. А затем в течении нескольких десятилетий здесь «прописался» автовокзал. Лишь в 1999 году храм вернулся под начало Астраханской епархии. И 28 июля того же года в нем вновь состоялась служба.

 

Интересные сведения по постройке собора князя Владимира в Астрахани:

Чтобы укрепить под храмом основание, было забито в почву до твердого грунта 1 565 семиаршинных свай.

Песку было привезено 7 500 возов.

Фундамент храма сложен в 16 рядов из кирпича-железняка и залит цементом. С 17-го ряда железняк употреблялся на облицовку и пилоны.

Всего на постройку храма было использовано 3 699 225 шт. кирпича.

Паровое отопление храма устроено фирмой «Братья Кертинг» за 4 500 руб.

Ирина Чернухина

Читайте также

В Астрахани продавали опасную для жизни «незамерзайку» Первое консульство Индии в России появится в Астрахани Знаменитый дизайнер резко прокомментировал новый логотип «Волгаря»
Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА