Чтобы увидеть альпийскую деревеньку, где бывал Суворов, или в мельчайших подробностях изучить Собор Святого Петра, не обязательно затевать поездку в Швейцарию и Италию – достаточно посетить выставку «Из белой глубины листа…» в Астраханской картинной галерее. Представленные там шедевры печатной графики обеспечат вам полный эффект присутствия!
«Гравюра не всегда высоко ценилась. Например, Александр Бенуа сравнивал коллекционирован
Меценат и библиофил Иван Акимович Репин (1841–1908) был ценителем и знатоком искусства, чья обширная библиотека включала редкие художественные издания, книжную графику и гравюры. Основная часть его гравюрной коллекции – около девяти тысяч листов – в настоящее время хранится в фондах Астраханской картинной галереи. На выставке представлено 70 работ, объединенных в 15 серий.
Важное место в экспозиции отведено пейзажной графике: репродукциям картин с видами европейских городов и ландшафтов, сделанным западноевропейск
Серия «Замечательные виды горной Швейцарии» включает цветные гравюры альпийских пейзажей, выполненные Ж.-Ф. Жанине и Ш.-М. Декурти в технике акватинты. Этот вид офорта позволяет печатать гравюры, напоминающие акварельные рисунки. Процесс их создания очень трудоемкий и дорогостоящий, поэтому на каждом листе издатель награвировал посвящение и герб того, кто купил произведение (в числе прочих – Папа Римский).
На одной из гравюр этой серии изображен вид деревни Хоспенталь в долине Узерн. Это живописное и памятное место связано с событиями альпийского похода А. В. Суворова (1799). В деревне по сей день сохранилась гостиница, где останавливался великий русский полководец. С именем Суворова связана еще одна гравюра – с видом часовни капуцинов на вершине Сен-Готард. Именно через этот перевал был совершен знаменитый переход через Альпы. Местные жители до сих пор хранят память об этом событии – на перевале установлен памятник Суворову, в скале выбит 12-метровый православный крест, а над могилой павших в боях возведена небольшая часовня.
Дальше наши с Суворовым пути расходятся – мы переносимся в Италию, где можем «прогуляться» под сводами Собора Святого Петра. Это позволяет сделать гравюра Джованни Баттиста Пиранези, сумевшего передать красоту внутреннего убранства величайшего католического храма, к созданию которого приложил руку Микеланджело Буанароти. Наследие гения итальянского Возрождения нашло отражение в еще одной гравюре – «Бог творец над волнами» Доменико Кунего – репродукции росписи в сводах Сикстинской капеллы, одной из вершин ренессансного искусства.
В экспозиции есть также панорамы разных городов мира, представленные как в отдельных листах, так и в книжных изданиях. Многие из этих эффектных видов являются плодом научных экспедиций, географических открытий и представляют большую ценность как документ эпохи. Примером может служить акватинта швейцарского художника Фридриха Салате «Панорама Канале Гранде в Венеции», созданная с помощью специального прибора, служившего для точного фиксирования деталей архитектурных видов – камеры-обскуры.
Собирая эти гравюры, Иван Репин как бы предлагал любителям графического искусства побывать в прославленных центрах художественной культуры и исторически-знач
Вход на выставку «Из белой глубины листа» и в другие залы отдела зарубежного искусства бесплатный с 14.10 по 30.11. За входным билетом обращайтесь в кассу музея.