Где прячутся сказочники: астраханская писательница про работу, хобби и неписец

Мы с детства читаем сказки, а повзрослев, смотрим сериалы и фильмы. Но далеко не все знают, что среди нас живут сказочники, которые создают миры изо дня в день (нет, на этот раз речь не о политиках). Ведь заглянув в какой-нибудь бар или книжный магазин, вы вполне можете встретиться с астраханской писательницей Екатериной Шашковой.  На ее счету […]
Информационный штаб 01 апреля 2021 12:04

Мы с детства читаем сказки, а повзрослев, смотрим сериалы и фильмы. Но далеко не все знают, что среди нас живут сказочники, которые создают миры изо дня в день (нет, на этот раз речь не о политиках). Ведь заглянув в какой-нибудь бар или книжный магазин, вы вполне можете встретиться с астраханской писательницей Екатериной Шашковой. 

На ее счету уже несколько написанных циклов книг и множество поклонников творчества. В интернете и в книжных магазинах можно найти трилогию про Исток («Река ведет к Истоку», «Истоки неприятностей», «Обратная сторона Истока»), цикл про главную героиню Марго («Марготта», «Цвет моих крыльев», «Тропы междумирья»), а также множество рассказов. Екатерина поделилась с журналистом «Astrakhanpost» своей историей и дала совет начинающим писателям.

— Екатерина, расскажи, как все начиналось? Все родом из детства?

— Я всегда придумывала истории. То есть, совсем всегда, с самого детства. Возможно, я придумывала их даже тогда, когда говорить ещё не умела. Это точно было бы вполне в моём духе. А как только научилась писать — начала их записывать. Первый рассказ, который был по всем признакам похож на рассказ, то есть имел вполне внятный сюжет, начало и конец, я написала лет в восемь. Наверное, это и можно считать началом моей писательской деятельности. Кстати, тот рассказ получился успешным. Текст напечатали сначала в школьной стенгазете, потом во вполне официальной городской, затем — в московском журнале. «Ух ты! Прикольно!» — подумала я. И начала писать ещё больше. Вот с тех пор и пишу. Сначала это были истории про зверюшек и одноклассников. В старших классах я перешла на детективы, ни один из которых так и не дописала. Потом получалось фэнтези. Тут мне, наверное, очень повезло, потому что первую дописанную книгу сразу же издали. Не было никакого долгого хождения по издательствам, череды отказов и прочего превозмогания. Очень быстро и просто всё получилось. Сейчас, фэнтези — это мой основной жанр. Хотя детективные линии и зверюшки там тоже встречаются, люблю я их.

— Какое образование получила? Лежит ли диплом на полочке?

— Я закончила АГТУ по специальности «Прикладная информатика в сфере сервиса». В дипломе написано «информатик-аналитик», но за время учёбы никто так и не смог нормально объяснить, что это такое. В общем, образование далёкое от литературы. Хотя иногда необходимо: можно писать про программистов и ненароком вворачивать умные фразы про третью нормальную форму базы данных.


k9-cy2GWee0.jpg

— Что читает автор? Чем занимаешься сейчас и в свободное время?

— Я скучная: работаю, пишу и сплю. Я не делаю ничего такого, о чём можно было бы восторженно спросить: «Как ты всё это успеваешь?». Наоборот, это я обычно смотрю на окружающих и поражаюсь, как они успевают: и то, и другое, и в театры ходить, и крестиком вышивать. Ладно, вышивать я тоже иногда успеваю. Но редко и нерегулярно. Читать люблю. Но когда ты пишешь книги, чтение, так или иначе, становится неотъемлемой частью жизни. Просто невозможно что-то писать и ничего при этом не читать. Другое дело, что читать тоже можно по-разному: кто-то делает упор на нон-фикшн и учебники, кто-то предпочитает книги того жанра, в котором работает, кто-то читает коллег и друзей, кто-то — только классику. Я в этом плане всеядная и хаотичная, готова читать что угодно, лишь бы заинтересовало. Не вижу особой разницы между всемирным бестселлером и никому неизвестной самиздатной книжкой, выложенной в интернете. Ещё очень люблю писать отзывы на книги. Это такое отдельное удовольствие: сесть, подумать о том, что ты только что прочитал, и рассказать об этом окружающим, чтоб они тоже немедленно захотели прочитать. Профессиональный рецензент из меня, наверное, не получится: я слишком субъективна. Но те, кто читает мои отзывы, вроде, пока не жаловались.

— Расскажи про хобби, что сейчас происходит в творческой жизни? Какие успехи, были ли провалы и огорчения?

— Ну, во-первых, для меня это не хобби. Это полноценная работа, регулярная, сложная и, мне кажется, более важная, чем та, которая записана в трудовой. Потому что рекламу в интернете каждый второй настроить может, а книги мои никто кроме меня не напишет. И этой работе я верна уже много лет. Перерывы были, конечно. Иногда, короткие. Когда говоришь сама себе: «Я в отпуске!», и ничего не пишешь пару недель. Бывают длинные, когда грустно смотришь на файл с текстом, в котором за месяц ничего не прибавилось — и снова ничего туда не дописываешь. Второе — это творческий кризис или, как его в литературной тусовке прозвали, «неписец». Он мне категорически не нравится. Но иногда случается, что поделать. А по поводу провалов: смотря, что ими считать. Творческая жизнь, как и любая другая, это сплошная синусоида. Вот твою книгу похвалили, а через неделю её же обругали. Или же издательство берёт текст в печать, а другой не берёт, а потом опять берёт. Вот ты получаешь первое место на конкурсе, а на следующем — даже в финал не выходишь, так и остаёшься болтаться где-то внизу турнирной таблицы. Да, это грустно и обидно. Но если смотреть на ситуацию в целом, то это абсолютно нормально. Не бывает такого, чтобы в жизни всё всегда складывалось идеально, и был только постоянный подъём. Однажды будет и спуск. Его надо просто пережить. Вот так, с подъёмами и спусками, я написала шесть романов, одну повесть и какое-то совершенно бессчётное число рассказов и стихотворений. Четыре книги выходили в бумаге, и ещё одна скоро будет. Были и рассказы в межавторских сборниках. Ну, и в интернете электронные версии есть, конечно. Думаю, это не самый плохой результат.

— Сколько зарабатывает писатель и можно ли на этом вообще зарабатывать?

— Про всех писателей не скажу, просто не знаю. А вот по фантастам теоретически — заработать можно, у некоторых даже получается. В основном, это или те, кто давно и прочно знаменит и публикуется огромными тиражами (например, Лукьяненко), или те, кто пишет очень много и быстро (по три-четыре книги в год). Но для большинства авторов писательство не основной источник дохода. Гонорары, прямо скажем, небольшие и часто зависят от тиража. А тиражи бумажных книг в последние годы становятся всё ниже и ниже.

— Твои друзья разделяют интересы? Как привыкали к такому необычному пристрастию?

 У них было достаточно времени, чтобы смириться. На самом деле, я не думаю, что они вообще как-то по-особенному к моему творчеству относятся. Ничего же с момента знакомства не изменилось. Я всегда что-то писала, это никогда не было тайной. Некоторые из друзей тоже что-то пишут или раньше писали. В общем, это не та штука, которая требует какой-то реакции. Иногда им приходится выслушивать моё нытьё: «Всё плохо, я пишу какую-то ерунду, её никто не читает!». Бывает, мы отмечаем завершение моих книжек. Иногда они их даже читают. Не всегда. Мне бы, конечно, хотелось, чтобы все мои друзья следили за моим творчеством, читали всё, что я пишу, хвалили, рекомендовали знакомым и всё такое. Но лучше уж пусть читают только те, кому это действительно нравится. Так честнее, они всегда меня поддерживали и поддерживают, даже те, кто не читает. И спасибо им за это большое!

— Что в твоих книгах особенного? Какие мысли и идеи ты подкидываешь читателям? Сколько книг уже написано?

— Я не философ, я не учу жить. Вообще, это главный принцип, которым руководствуюсь, когда пишу: я никого не учу жить, не читаю мораль и не объясняю, что такое хорошо, а что такое плохо. Просто рассказываю истории, в которых главные герои иногда ошибаются и делают глупости. Такое тоже бывает. Мои герои не идеальны, у них множество недостатков и проблем, они боятся, радуются, устают на работе, рисуют сердечки на полях конспектов. В общем, они – обычные люди. Даже если иногда эльфы. Вообще, чем больше я пишу, тем меньше в моих книгах становится антуража: рыцарских замков, бальных платьев, волшебных непролазных лесов и всяких прочих рюшечек. Зато обычных людей и отношений между ними — всё больше. Первая моя книга «Марготта» была типичным волшебным фэнтези — с героиней, которая попадает в другой мир, а там драконы, оборотни, магия, турниры, эльфы. Та трилогия, которую я только что дописала, «Исток», тоже про другие миры. И магия там, конечно, тоже есть. А ещё семейные тайны, преступления, интриги и заговоры, много работы, немножко романтики. В общем, всё как у людей, а не как у сказочных эльфов. Там даже магия по сути больше напоминает программирование. Мне показалось, что это интересно: взять явление из нашей реальной жизни и перенести его в волшебный мир, чуточку изменив антураж, но не трогая основные принципы работы. Так куски программного кода превратились в элементы заклинаний, а авторизация в системе происходит с помощью магических камней. Хотя иногда мне говорят, что получилась всё равно сказка. Видимо, натура у меня такая, сказочная.

1jeExL0Yq9k.jpg

— Я знаю, что в одной из твоих книжек все происходит на реке, причем все сопровождается необычным природным явлением. Расскажи об этом и как это связано с Астраханью. Есть ли совпадение по персонажам, живущим в реальном городе, и по локациям?

— Действие обеих моих трилогий начинается в Астрахани. Я не задумывала это специально. Просто как-то само так получилось. Я люблю Астрахань, а писать о том, что ты любишь, обычно легко и приятно. Много локаций охватить не успела, но знакомые места найти можно. В «Марготте» это — Старое кладбище, в «Река ведёт к Истоку» — Комсомольская набережная. Прямо оттуда, с набережной, герои и попадают в другой мир. В сказках и мифах реки часто обладают волшебными свойствами и отделяют миры друг от друга: неважно, древнегреческий Стикс это или славянская речка Смородина. А у меня вот Волга стала рекой, которая объединяет миры. Именно по ней можно перебраться из одного в другой два раза в сутки — на закате и на рассвете. Магический туман, который в это время над ней сгущается, — просто красивая деталь антуража, но, мне кажется, без него получилось бы не так интересно. В конце концов, в густом тумане всё кажется немножко волшебным. Зато теперь знакомые периодически скидывают мне фотографии с речным туманом и шутят: «Опять кто-то в Исток поехал». А вот персонажей с реальных людей обычно не списываю. Могу вдохновиться какими-то чертами характера или внешностью, но в итоге герой всё равно получается вполне самостоятельным и далеко не всегда похожим на прототип.

— Чем фантастика отличается от фэнтези?

— Сложный вопрос. Мне кажется, по нему диссертации защищать можно. С одной стороны, фэнтези — это поджанр фантастики. То есть, фантастика более широкое понятие и охватывает всю литературу (да и не только литературу), в которой описывается нечто, невозможное в реальной жизни. С другой стороны, многие противопоставляют фэнтези и фантастику. Очень грубо говоря, фэнтези — это когда магия и драконы, а фантастика — когда звездолёты бороздят открытый космос. С третьей стороны, ничто не мешает магам и драконам бороздить открытый космос на звездолётах. В итоге получаются, например, «Звёздные войны» или «Всадники Перна». В общем, от контекста зависит.

— Екатерина, расскажи, какие планы на будущее?

— Никаких планов! По крайней мере, на ближайшее время. У меня сейчас прекрасный период: я только-только дописала довольно большую трилогию, а ничего свежего начать, ещё не успела. Поэтому пишу рассказы в своё удовольствие и исключительно по велению души, а в фоновом режиме придумываю сюжет для новой книги. Точнее, придумала уже парочку, и теперь пытаюсь выбрать между ними. Возможно, в итоге напишется вообще что-то третье. Жизнь без чётких планов и дедлайнов — это прекрасно!

— Дай совет начинающим писателям.

— Лучший совет начинающим: начните! Это не я придумала, но вряд ли смогу сказать что-то более внятное. Я часто встречаю людей, которые пытаются выяснить, сколько заработают, если по их книге снимут сериал. Одна проблема: они и книгу-то ещё не написали. И даже не начали. Поэтому — начните! Конечно, потом появятся вопросы, но это будут уже конкретные вопросы, на которые можно будет искать конкретные ответы. И вопросы эти у всех будут разные, потому что люди вообще все разные. И пишут по-разному, и информацию воспринимают по-разному. Читайте книги по сюжетостроению, слушайте лекции, ищите сайты издательств, учитесь работать с информацией. Учиться вообще придётся постоянно, но это, наверное, в любой сфере так. А из меня плохой учитель. Я — практик, а не теоретик.

В Астраханской области более 400 писателей. За последнее десятилетие они выпустили более двухсот книг. С каждым годом новое поколение придумывает своих героев, формируя жанры. Это процесс долгий и творческий, не все готовы идти такими путями. Молодые астраханцы осваивают жанр фэнтези, востребованный как в западной, так и в восточной культуре. Печатные издания уступили цифровому контенту: многое мы видим на экранах уже сейчас. Надеемся, что миры Катрионы тоже станут востребованными. Наверное, не каждый мог бы строить сюжетные линии изо дня в день, садится за чистый лист и писать, не обращая внимания на обычные дела. Сказочники встречаются среди нас.

Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА