Как журналист избавил астраханский пароход от музыки

Пресса из прошлого

Инфоштаб 29 мая 2022 17:04

Волга, лето, астраханский пароход. Мика занесла свои пальчики над клавишами. А в голове журналиста родился план, как лишить пассажиров музыкального сопровождения. Снова покопались в старых местных газетах.

Продолжаем рубрику «Пресса из прошлого». Это истории из жизни Астрахани, подсмотренные в дореволюционных астраханских изданиях. Сегодня предлагаем прокатиться на пассажирских пароходах вместе с нашими коллегами, жившими лет эдак 120 лет назад. Заходим на борт и наслаждаемся плаванием.

Сговор нефтепромышленников

Путешествие в другие города, а тем более, страны для жителей Астрахани было не столь доступным, как сейчас. Железная дорога появилась лишь к 1910 году. До авиаперелетов еще было очень далеко. А на извозчике – долго и мучительно. Поэтому поездка на пароходах вверх по Волге была одним из любимых развлечений астраханцев в начале прошлого века. Конечно у тех, кто мог себе это позволить. Билеты ведь стоили денег.
.
Росло и количество пароходов. К 1900 году их зашкаливало за тысячу. Как грузовых, так и пассажирских. Некоторые из астраханских купцов имели свои пароходства. К примеру, семейства Беззубиковых, Лионозовых, Федоровых, Хлебниковых, Сапожниковых. Правда, у пароходчиков возникли финансовые сложности. Все дело – в резком ценовом скачке на нефтяное топливо. В 1900 году стоимость пуда мазута подросла с 11 коп. до 23 коп. А ведь суточный расход водного транспорта составлял пудов 500-600.

«В общем же 1901 и 1900 годы для пароходчиков были тяжелыми. Многие из пароходчиков или заложили, или распродали пароходы. Тяжестью для пароходовладельцев послужило вздорожание топлива, что для пароходов составляет главный расход … некоторые пароходовладельцы мазутное топливо заменили дровами. Однако при дороговизне дров экономия получилась ничтожная», — газета пишет «Астраханский листок» (№ 2 от 3.01.1902 г., *прим: здесь и далее даты указаны по старому стилю).

В этом ценовом кульбите, как сообщают наши коллеги из прошлого, местные жители усмотрели сговор крупных нефтепромышленников. А именно торговых обществ «Каспийско-Черноморское», «Мазут», «А. И. Мавташева и Ко» и братьев Нобель, которые разделили между собой рынки сбыта. К счастью, в 1902 году экономический кризис завершился. Стоимость мазута почти вернулась к прежнему значению и составила 12-13 коп. за пуд.


Водочные метаморфозы

Итак, что же представляли из себя нижневолжские пассажирские пароходы в начале прошлого века? Если верить «Астраханскому листку» (№ 23 от 27.01.1902 г.), то большинство из них были построены по американскому типу. Представьте себе плоскодонное двухъярусное судно длиной от 25 до 40 саженей. Это около 50-80 метров. Ширина – от 6 до 9 саженей. Первая палуба была предназначена для пассажиров 3-го и 4-го классов. Также здесь размещались буфет, кухня и склад продуктов. Вторую палубу занимали более люксовые каюты. Это для пассажиров 1-го и 2-го класса. В трюме – места для команды и служащих. А именно, горничных, поваров, официантов, лакеев.

В пароходных буфетах можно было не просто перекусить, а хорошенько покушать. Хоть завтрак, хоть обед, хоть ужин. Да и напитки с градусами пить не воспрещалось. Благо, в продаже имелись. Правда, некоторые из пассажиров предпочитали приносить алкоголь с собой. Поэтому буфетная водочка, понятно, застаивалась. И это, естественно, пароходчикам не нравилось. Борьбу за монопольное право торговать беленькой запустило общество «Кавказ и Меркурий». Мол, пассажиры-то напиваются, что ведет к распространению пьянства.

«Едущая на пароходах публика пьет взятую с собой водку без закуски, напивается и начинает причинять беспокойство другим пассажирам и администрации», — цитирует «Астраханский листок» пароходчиков (№ 145 от 6.07.1900 г.).

Надо сказать, что у «Кавказа и Меркурия» получилось. Теперь пассажиров со своим спиртным в буфет не пускали. Хочешь выпить – покупай в пароходном заведении. Но журналисты усомнились, что такой вариант приведет к сокращению пьянства, как заявляли пароходчики.

«Желающие пить водку без закуски будут пить ее с одинаковым успехом и в пароходных буфетах, но платить будут дороже», («Астраханский листок», № 145 от 6.07.1900 г.).

По одному врачу на участок

Работу судов пытались контролировать. Летом 1900 года ведомство путей сообщения учредило санитарно-медицинский надзор над пятью пароходными обществами, чьи пароходы курсировали по Волге от Астрахани до Нижнего Новгорода. На первое время, в виде опыта, было назначено 6 врачей. За каждым из них закреплялся судоходный участок: в Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Саратове, Царицыне и Астрахани. В помощь врачам дали по фельдшеру, а также студентов-медиков старших курсов. В основном, из императорской военно-медицинской академии. Чтоб практиковались, значит.

Эти специалисты должны были оказывать помощь заболевшим пассажирам и членам команды, осматривать пароходную прислуга, предлагать меры по улучшению санитарии. Но и не только.

«Из отчетов врачей видно, что при осмотрах пароходов или обращалось строгое внимание на достаточность воздуха и вентиляции в каютах, на опрятность их содержания, на качество провизии в кухнях и буфетах, на способ приготовления пищи, на постоянную дезинфекцию отхожих мест и уборных, на чистоту белья и посуды», («Астраханский листок», № 45 от 27.02.1901 г.).

С июня по сентябрь 1900 года санитарные бригады провели 2 497 проверок. Вот это рвение! Врачи с помощниками осмотрели 1 472 парохода, 645 непаромных судов-баржей, белян и т.д., и 380 пристаней. И вот результаты такого «пригляда»:

«В 92 случаях была найдена и уничтожена испорченная гнилая продукция. С пассажирских пароходов было снято 11 мертвых тел, 15 заразных больных и 10 тяжелых и психических больных. Из числа пароходной команды и буфетной прислуги с пароходов были удалены 12 сифилитиков и 18 одержимых венерическими болезнями. Медицинская помощь заболевшим пассажирам и команде была оказана в 485 случаях», — сообщает «Астраханский листок» (№ 45 от 27.02.1901 г.).

Роскошь для судоходных инспекторов

Но не только санитария требовала контроля. Имелись и инспекторские пароходы, или, как их тогда называли казенные путейские. С помощью такого водного транспорта инженеры и инспекторы судоходства должны были следить за обстановкой на реке. К примеру, ставить предостерегающие знаки, если где-то на фарватере образовалась «пробка». Или при мелководье помогать судам частных владельцев проходить через перекат. Это, конечно, лишь часть обязанностей. Казалось бы, чисто рабочий транспорт. Но по степени роскоши, кстати, путейские пароходы могли посоперничать чуть ли не с императорскими яхтами.

«Каждый, кому случалось побывать на казенных путейских пароходах, поражался безукоризненным изяществом, чистой отделки и, прямо сказать – роскошью их обстановки. Да и не мудрено, если ежегодно ремонт их обходится казне не в один десяток тысяч рублей … путейские паровые суда – чисто рабочие, для которых вовсе не нужны ни громадные зеркала в простенках, ни золотой багет, ни бронзированная безделушки, ни бархатная обивка диванов, перил», («Астраханский листок», № 141 от 1.07.1900 г.).

В общем, дорогое удовольствие. Даже слишком, учитывая скудность городской казны. Вопрос об излишней роскоши инспекторских пароходов поднял инженер В.А. Макаров. По его мнению, если верить старым газетам, наиболее подходящим стал бы паровой баркас «Макарьев». На его постройку и оборудование, а также на ежегодный ремонт вовсе не требуется тех колоссальных сумм, как на большие «Стрежни», «Межени» и «Струи». Вот только журналисты сомневались, что местные власти идею инженера оценят.

«На пароходиках типа «Макарьева» нельзя с таким удобством совершать увеселительные прогулки, негде разместить оркестр духовой музыки, «прилично» приять многочисленных дорогих гостей», — не скупится на сарказм автор публикации («Астраханский листок», № 141 от 1.07.1900 г.).

Аферы с торгами

Раз уж на Нижней Волге был так популярен водный транспорт, то нужны были, понятно, и пристани. Их сдавали в аренду с торгов. Земельные прибрежные участки, в смысле. Только этот процесс не всегда проходил гладко. Вот, к примеру, один такой случай, подсмотренный в «Астраханском листке» (№ 17 от 21.01.1901 г.).

В конце 1900 года состоялись торги на городскую пристань, расположенную около старой биржи. Арендатором в течении двух предыдущих лет был некто Родионов. И он же вновь заявился на конкурс. Но с деньгами пожадничал. Предложил лишь 1 тысячу рублей, что в два раза меньше прежней арендной платы. Его конкурент Марченко, давал 2 тысячи рублей. Чтобы выиграть, Родионов должен был назначить цену несколько дороже. Но делать этого не стал.

Марченко уже праздновал победу, ведь остались сущие формальности – городская дума должна была утвердить результаты торгов. Но что-то пошло не так.

«Родионов письменным заявлением, поданным в управу перед заседанием, просил оставить за ним пристань, за что он прибавляет к сумме, данной Марченко, 2 рубля с копейками. Это заявление при докладе управы пошло в думу, которая постановила оставить пристань за Родионовым», — пишет «Астраханский листок» (№ 17 от 21.01.1901 г.).

Автор публикации добавляет, что после этого случая арендаторы не торопятся участвовать в торгах. Они собираются воспользоваться проторенной Родионовым дорожкой, чтобы удержать за собой городские объекты. То есть, подавать заявления народным избранникам напрямую.

Пора познакомиться с Микой

Ну и в финале прокатимся, пожалуй, на пароходе скажем, до Царицына. Вместе с журналистом «Астраханского листка», который подписывал свои публикации как Мерси. Наш коллега из прошлого поделился своими впечатлениями от водной поездки, которая оказалась насыщенной в музыкальном плане. Даже перенасыщенной.

«Пассажиры пели хором … Впрочем, на пароходе во время музыки и пения пассажирам даром выдается вата для затыкания ушей, чем и объясняется сравнительно редкие случаи самоубийства. Ночью терзали комары. Утром только вышел я пить чай в залу, какая-то мамаша посадила свою Мику играть гаммы. Девочка начала тянуть из меня душу», — вспоминает Мерси («Астраханский листок», № 165 от 30.07.1900 г.).

Сначала наш коллега сокрушался, что не обладает чудодейственными силами. Так уж ему хотелось, чтобы у юной астраханки на каждом пальчике появились волдыри, а у ее родительницы – типун на языке. Но сила мысли не сработала. Потому и придумал другой вариант, чтобы активировать режим тишины.

«Каюта на минуту опустела, я пошел к пианино, запер его на ключ и спрятал его в карман. Ключа искали дева, две барыни, мамаша Мики и весь хор … Запрись в каюту, обложи стены тюфяками и пой, аккомпанируй себе, пожалуйста, на табурете. Но в залу зачем эти ужасы выносить?».

На сегодня, пожалуй, это все истории. Кстати, в июне 1900 года на одном из астраханских пароходов учеников гимназии отвезли в ученическую колонию. Этот прототип нынешний детских летних лагерей стартовал в нашей Астрахани именно в тот год. Как организовывались ученические дачные колонии, с какими сложностями столкнулись организаторы и чем занимались дети на природе, портал Инфоштаб – Astrakhanpost.ru рассказывал ранее.

Ирина Чернухина

Читайте также

Астраханского депутата лишили полномочий Улица Астрахани стала местом притяжения проблем Ремонт дорог в действии: что и за сколько отремонтируют в Астрахани
Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА