Назад в Астрахань: как застрявшие в грязи пожарные до горящего дома не добрались

Пресса из прошлого
Автор: Ирина Чернухина

Информационный штаб 30 марта 2025 08:05

Паровая пожарная машина пыхтела часами, откачивая воду с улиц Астрахани. Но толку от такой работы было немного. Зарядившие дожди сводили на нет все усилия по благоустройству. «Сизифов труд», — как говорили наши предки, пытаясь добраться из точки А в точку Б по довольно глубоким лужам. Правда, эти события – не дней сегодняшних. Мы снова покопались в старых изданиях.

Это очередная история из рубрики «Пресса из прошлого», в которой мы рассказываем о событиях, подсмотренных в астраханских дореволюционных газетах. Сегодня заглянем в номера за март 1900 года и узнаем, что же волновало наших земляков 125 лет назад. Итак, листаем пожелтевшие страницы.

Как неприятно в эту грязь упасть

Матушка-природа в первый весенний месяц старта 20-го века приготовила для жителей Астрахани переменчивую погоду. Ну прям как в марте образца 2025-го. То солнышко пригреет, то похолодание наступит, то дожди, то опять тепло. Город раскис, покрыв улицы месивом грязи. Лужи чуть ли не повсеместно. И они из-за отсутствия стоков долго доставляли неприятности горожанам. Через дорогу перейти – та еще полоса препятствия!

Жители улицы Кудровой (ныне ул. Писарева) настолько измучились, что обратились в городскую управу с прошением поскорее замостить их пенаты. Мол, невозможно ни пройти, ни проехать. Как воду с дровами доставлять, за продуктами ходить? Документ подписали 28 домовладельцев.

Не лучше обстояли дела и на улице Католической (ныне ул. Бабушкина). Самый центр Астрахани. Прогулялся однажды по ней местный журналист Мерси, набрался впечатлений, да выплеснул все на газетной странице:

«Прекрасный, темно-зеленый цвет воды на Католической улице восхищает глаз. Кое где картинно выдаются из-под воды черные островки, а кругом их опять зеленая вода. Аромат поразительный, кисло-сладкий. Езды, конечно, и быть не может, а обыватели ждут корабля Арго, а пока сидят, как осажденные».


 

Мерси сравнил свою прогулку с подвигом Жана Вальжана, главного героя «Отверженных» Гюго. Мол, словно прошел одну линию парижских клоак. Знал бы наш коллега из прошлого, что и столетие с хвостиком вперед астраханцам на некоторых улицах в сезон дождей будет также непросто. Времена хоть и изменились, но многие проблемы остались прежними.

Жижа на улицах мешала работе, в том числе, и пожарных. Так в один из мартовских дней на Криуше загорелся дом. Но паровая пожарная машина так и не смогла к нему подъехать, застряв в грязи.

«Картина была восхитительная: прекраснейшее болото, застрявшая в нем пожарная часть, а впереди, в двух шагах, горящий дом, к которому ни подойти, ни подъехать нельзя», — писал наш коллега из прошлого.

Конфуз на старте перевоза

Волга освобождалась от ледового плена. Пеший переход из Астрахани до Форпоста, обустроенный по льду в зимний период, стал опасен. Не обходилось без несчастных случаев. Люди, бывало, проваливались в полынью. Спасти удавалось не всех. Так что не мудрено, что сотрудники разных ведомств, не желая рисковать, отказывались доставлять почту и документы с берега на берег. Сообщение на некоторое время встало на паузу.

22 марта по старому стилю (5 апреля по-новому) между Астраханью и Форпостом начали курсировать суда Ахтубинского пароходства, арендующего городской перевоз. Правда, без сбоя здесь не обошлось. В первый же день работы на перевозном пароходе «Матильда» сломался винт. На ремонт потребовалось несколько часов.

 

Отметим, что в то время Астрахань располагалась лишь на левом берегу Волги. А на правом, где сейчас Трусовский район, жили главным образом казаки. Там находились Атаманская станица, поселки Архиерейский и Новосолянский. В конце 19-го века эти три населенных пункта объединились в единый, за которым закрепилось название Форпост. И буквально спустя два года форпостинцы, запустив судебную тяжбу, захотели свой кусок пирога от доходов перевоза. Разбирательство с городом длилось больше десятилетия (подробности).

«Демарш» в исполнении берегов

С наступлением теплой погоды возобновилось углубление Варвациевского канала, который наши предки попросту называли Канавой. В середине марта из-за внезапно возвратившихся морозов работы пришлось приостановить. Грязь, наполнившая русло водоема, смерзлась настолько, что рабочие калечили руки пешнями, отскакивающими от твердой массы.

Вообще дноуглубление Варвациевского канала стартовало еще осенью1899 года. Сначала – при помощи парового земснаряда. Но потом все-же спустили воду и начали работы в ручном режиме. Принцип здесь был следующий: в середине Канавы выбивали ломами ров и заступами выбрасывали землю, продвигаясь ближе к берегам. Но дело продвигалось очень медленно. А дальше – те самые морозы.

 

В конце месяца грязь вроде оттаяла. Но тут подкралась новая беда – начали сползать откосы канала. Место ЧП осмотрела комиссия по дноуглублению при гордуме. Гласные (депутаты по-нынешнему) сошлись во мнении, что срочно нужно укреплять берега. Но не могли договориться, каким способом. Одни выступали за устройство забойки по грани между берегом и дном. Вторые настаивали на шпунтовой забойке на откосе.

Не придя к единогласию, народные избранники попросили городского архитектора Малаховского и инженера Немцова составить проекты и сметы по обоим вариантам. А пока продолжать работы, делая берега более отлогими. Но эти планы вскоре пришлось оправить в стоп-лист. Потоки воды, стекшей с городских улиц после продолжительных дождей, вновь наполнили канал. Впору хвататься за голову с криками: «Шеф, все пропало!».

Ступор в нужном деле

Добавим, что углубление велось за счет средств Лионозовского капитала. Еще в 1894 году один из богатейших купцов Астрахани Степан Лионозов завещал городу 300 тысяч рублей на создание благотворительного фонда (большая по тем временам сумма). Эти деньги, по его воле, можно было тратить на благотворительность и углубление Кутума, Варвациевского канала и Адмиралтейского затона, который сейчас Приволжский.

Кстати, это не единственный случай, когда городу завещались средства. К примеру, князь Куракин подарил Астрахани обширный рыболовный участок, называемый Подгородними водами. Пойманная в них рыба должна поступать на городские рынки. А проценты с капитала, пожертвованного Кудиновым, шли на пособия бедным невестам.

Вот и купец Иван Калихов завещал значительную сумму на строительство и последующее содержание сиротского дома в Астрахани. Но в марте 1900 года выяснилось, что львиная доля капитала находится в долгах за разными лицами. А душеприказчики не торопятся взыскивать деньги. Так что идея возвести поскорее здания, где бы воспитывались маленькие сироты, тогда не воплотилась в реальность.

Музыкальные баталии

Город готовился к теплому сезону, когда одним из развлечений горожан становилась прогулка в городских садах. Любила местная публика в тени аллей по вечерам гулять и живую музыку слушать. Для этого власти специально договаривались с музыкантами. Чаще всего, Царевского батальона.

 

Батальонное начальство в марте 1900 года обратилось в горудму с просьбой уступить на лето городские бараки, расположенные в Болдинской степи. Причем, безвозмездно. Гласные ходатайство отклонили, решив сдать помещения лишь с условием, что батальонный оркестр будет играть в городских садах два раза в неделю. Но военные ответили отказом.

Забегая вперед, скажем, что такая катавасия продолжалась чуть ли не ежедневно. Военные пытались бесплатно провести лето на окраине города, спасаясь от духоты каменных казарм. Город выставлял условие об оркестре. Батальонное начальство слегка артачилось, потом соглашалось. Но в последствии частенько нарушало договоренности. Но это уже другая история.

Ирина Чернухина

Для подготовки статьи использовались материалы газеты «Астр. листок» за март и апрель 1900 г.

Другие истории из рубрики «Пресса из прошлого» смотрите по ссылке.

Читайте также

Астрахань вошла в топ-10 самых туристических городов России В Астраханской области руководству администрации губернатора собираются увеличить зарплату Но не прервать связующую нить: спецпроект «Инфоштаба» ко Дню связи
Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА