Перерасход от подрядчика: как в Астрахани дороги ремонтировали

Пресса из прошлого

Информационный штаб (ШИ) 24 апреля 2022 16:44

Дураки и дороги – две главные беды, как считается. Первых, пожалуй, оставим психиатрам. Поэтому займемся вторыми. Теми, что в Астрахани. Только наша история не о днях сегодняшних. Совершим прыжок лет эдак на 120 назад.

Продолжаю рубрику «Пресса из прошлого». Это астраханские истории, подсмотренные в старых дореволюционных газетах. Тех, что когда-то издавались в нашем городе. Сегодня – про дороги и тротуары. И про то, как подрядчик с заказом «нахимичил». Спойлер: ему за это ничего не было.

А улицы могли быть мазутными

Отметим, что в конце 19-го – начале 20-го веков облик Астрахани стремительно менялся. Строительство велось полным ходом. Домовладельцы не жалели денег на украшательство фасадов. Из тех горожан, кто побогаче, разумеется. Некоторые из этих особняков сохранились и по сей день (про их состояние умолчим). Наши предки не забывали и о благоустройстве. Разбивали скверы с парками, приводили в порядок улицы и пешеходные зоны.
.
На дорожное хозяйство, как бы это звучало по-современному, в городском бюджете ежегодно закладывалась определенная сумма. Деньги шли на замощение мостовых булыжниками, а тротуаров — кирпичом. В «елочку», кстати. Также использовали и деревянные доски. Да и асфальт уже начали применять. Но пока еще это было редкостью.
.
Правда, городские дороги очень быстро приходили в негодность. Только вроде отремонтируют, а через год приходится латать дыры (прямо как сейчас). Вот чиновники и стали задумываться, как продлить жизнь местных трасс. Некоторые предлагали технологии, которые для тех времен были из числа ноу-хау.
.
К примеру, члена городской управы П.М. Никольского в 1900 году осенила идея мостить улицы «путем укладки каменного полотна на деревянную настилку из мазутного днища». По мнению автора инициативы, такая мостовая, конечно, обойдется дороже на 1200 рублей, мазут-то тоже влетает в копеечку. Но и прослужит без капремонта дольше. Года эдак три. А значит, «общем итоге стоимость ее не будет выше мостовой обычного типа». Поэкспериментировать чиновник предложил на самой топкой части Белгородской улицы. Об этом пишет «Астраханский листок» (№ 122 от 08.06.1900 г.). Правда, гласные, или депутаты по-нынешнему, от проведения опытов отказались. То ли в выгоду не поверили, то ли денег пожалели.
.

Старая Астрахань

Александровский бульвар. Фото: интернет, свободный доступ

Согласие из страха упустить

Ремонтом улиц занимались подрядчики, которых, как и сейчас, выбирали по результатам торгов. Чаще всего их выигрывал некто Садилов. Однако к его работе были претензии. А также к тому, в какую сумму он оценивал свои труды. К этому мы еще вернемся. А пока расскажем обо одном из таких аукционов, состоявшемся в конце 1886 года.


Дело было, как пишет «Астраханский листок» (№ 285 от 25.12.1886 г.), 22 декабря по старому стилю. В тот день состоялось первое заседание Городской думы нового созыва. Гласные решили, что в будущем году в Астрахани необходимо замостить 6 тысяч квадратных саженей улиц. А также выбрали того, кто этим, собственно, и будет заниматься.

В торгах участвовали два человека. Садилов, о котором говорила ранее, и Иванов. Низшую цену предложил первый – 6 рублей 55 копеек с сажени. Впрочем, городскому главе эта цена показалась завышенной. Годом ранее этот подрядчик соглашался работать на 15 копеек дешевле. И такое повышение в общей сумме подряда составляет аж 900 рублей. С чего бы такой ценовой «кульбит»?

На защиту подрядчика встали некоторые гласные. Т. Федоров, к примеру. Он отметил, что «Садилов может отказаться вовсе от подряда, и придется назначать новые торги, которые, но всем данным, будут еще менее выгодны». Да и гласный Кирпичников подключился. По мнению народного избранника, «слишком низкая подрядная цена может отразиться на качестве работы, при настоящей же — можно будет требовать от подрядчика тщательного исполнении подряда».

Вопрос решился голосованием. За отдачу контракта Садилову высказались 21 гласный, против – 14.

Старая Астрахань

Стрелка на реке Кутум. Фото: интернет, свободный доступ

Приписки можно списать на мертвого

Почти аналогичная история произошла и через четырехлетку. Только Садилов, «упав» на торгах до минимума, при выполнении контракта стал просить еще денег. Типа, не хватает. И это у него, надо сказать, получилось. Некоторые аферы выяснились только в 1903 году, когда городская ревизионная комиссия представила депутатскому корпусу результаты ревизии городских расходов за 1900 год. Как именно создавался этот прообраз контрольно-счетной палаты, портал Инфоштаб – Astrakhanpost.ru сообщал ранее. Сегодня же расскажем о той части многостраничного доклада, который касался затрат на дорожные работы (журнал «Известия астраханского городского общественного управления № 6 июнь 1903 г.).

Итак, комиссия выяснила, что при ремонте и перемощении мостовых дорожник допустил неисправности. Вот только актов об этом городская управа не составляла. Вместо того, чтобы заставить Садилова исправлять свои «косяки», чиновники пригласили другого подрядчика. А это привело к дополнительным тратам из муниципальной казны. То есть, город понес убытки.

Кроме того, ремонтируя одну из торцовых мостовых, Садилов использовал 300 бревен. Во всяком случае, по бумагам. И выставил за это управе счет на 180 рублей. Но ревизорам не удалось найти расписок, подтверждающих приемку 34-х деревянных изделий. Были ли они вообще – не известно. Однако счет за доставку лесных материалов подрядчику был оплачен в полном объеме. Ох, как же это знакомо!

«Собрание, усматривая, что приемка затерялась, и, очевидно, велась недостаточно правильно», — говорится в докладе.

как городская дума Астрахани ревизией озаботилась

Фото: Astrakhanpost.ru

Но санкций к управе, увы, не последовало. Все дело в том, что акты о выполненных расходах и счета на оплату подписал П.М. Никольский. Тот самый чиновник, что ратовал за дорожные инновации. Только к 1903 году его уже не было в живых. И гласные решили, что раз спросить теперь не с кого, то и смету расходов стоит признать правильной.

«Признать в настоящем случае означенный счет достаточным для оправдания расходов, тем более, что работы производились членом управы П. М. Никольским, ныне умершим, почему не представляется возможным получить более определенных объяснений по данному делу», — резюмировали народные избранники.

Вот такая интересная позиция. Но объективности ради отмечу, гордума все же сделала «задел» на будущее.

«По мнению Собрания, необходимо, чтобы по всем вообще работам, производящимся хозяйственным способом, обязательно составлялись отчеты, так как без них довольно-таки трудно и почти невозможно бывает разобраться в правильности тех или других из производственных расходов», — говорится в думском решении.

А гласный С. П. Серебряков предложил вменить управе обязанность «во всех случаях, когда предвидится перерасход и сказывается недостаточным ассигнованных сумм, входить в думу своевременно с предоставлением о дополнительном ассигновании».

Так закончилась попытка пригляда за казенными деньгами. Поговорили народные избранники, да и забыли. А Садилов, кстати, и позже выигрывал торги на дорожные работы. Причем, неоднократно.

Непролазные окраины

Впрочем, мостовые чинили в основном, в центральной части Астрахани. Жителям же окраин не так везло. К примеру, наши коллеги из прошлого сообщали об опасном состоянии Паробичевобугоринской улицы, самой оживленной в заканавном районе города. Сейчас это улица им. Кирова.

«Мостовая пришла по истине в ужасное состояние – покрыта глубокими ухабами и ямами, а около дома Бурджаловой она во всю свою ширину разрушилась и перековеркалась, будто ее нарочно взрыли для выломки камня. И по этим страшным ухабам приходится возить не только тяжелые ассенизаторские ящики и огромные бочки, но и больных людей, направляемых в больницу Приказа» («Астраханский листок», № 75 от 4.04.1900 г.).

Или вот улица 3-я Бакалдинская (ныне ул. Трофимова). Не дорога, а сплошная лужа. Причем, уже позеленевшая.

«Жители лишены возможности привозить себе топливо, воду и др. … невозможно проехать даже порожнему вознице и лошади вязнут в грязи так, что не в состоянии сами вылезть» («Астраханский листок», № 77 от 6.04.1900 г.).

Старая Астрахань

Астраханская биржа, в которой в 1901 году располагался один из избирательных участков. Фото: интернет, свободный доступ

СМИ того времени взывали к городским властям, обратите, мол, внимание на отдалённые микрорайоны. Только толку от этого, по сути, не было.

«Устраивая в центральных частях города дорого стоящие торцовые и асфальтовые переходы, управа совершенно безучастно относится к окраинам, где самые простые дешевые переходы на улицах были бы для жителей благодеянием. Улучшая центр города, грешно забывать об его окраинах», — возмущался журналист «Астраханского листка» (№ 3 от 4.02.1902 г.).

Актуально, не правда ли? Ну и в финале вновь предоставим слово нашему коллеге из прошлого, моему любимчику, который подписывал свои публикации как Мерси.

«Думается, Астрахань останется грязнейшим в мире городом, хотя бы ей дали миллион на проведение себя в приличный вид. Явятся, конечно, подрядчики, агенты и контрагенты, возьмут миллион и сделают то же, что сделали с Канавой – было болото текучее и не особенно зловонное, стало болото стоячее и особенно зловонное … Дайте много денег, дайте мало денег – все равно какой-нибудь контрагент скушает, а обыватель будет читать думские «прения» и узнает, что назначена комиссия для наблюдения за комиссией». («Астраханский листок», № 5 от 6.01.1902 г.)

А теперь забудьте, что эта фраза написана 120 лет назад и прочитайте еще раз. Такое ощущение, что журналист проехался по Астрахани дней сегодняшних. Ну где-то за пределами центральной части. И от этого, честно говоря, очень грустно.

Ирина Чернухина

Читайте также

Астрахань вошла в ТОП-5 самых теплых городов России Деньги в воду или как затянули ремонт землесоса в Астрахани В 2013 году на астраханские дороги потратят 9 миллиардов рублей.
Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА