Платьефильство из прошлого: как в Астрахани с дамскими шлейфами боролись

Пресса из прошлого

Информационный штаб (ШИ) 08 марта 2022 10:30

«Всякая женщина состоит из трех частей: тела, души и платья. И главнейшая из этих частей, конечно же, платье». Так отзывался о дамах в 1901 году один из астраханских журналистов. Портал Инфоштаб – Astrakhanpost.ru снова покопался в старых газетах и отыскал несколько историй из жизни представительниц прекрасной половины человечества. Ну разве не подходящая тема в честь международного женского дня?

К 1900-у году отношение к женщинам изменилось. Домострой «отступил». Эмансипация, скажем так, делала решительные шаги. И среди женщин все больше появлялось тех, кто рвал со старым укладом. А также включался в общественную жизнь, науку и революционную деятельность. Но сегодня – не про это. Поговорим, пожалуй, про женскую моду. Точнее о том, как о ней отзывались мужчины того времени. Мужчины из числа астраханских журналистов. В начале прошлого века в тренде были платья с длинными шлейфами. У дам из состоятельных семей, разумеется. И вот вокруг этих волочащихся сзади подолов юбок и разгорелись страсти.
.
В 1900 году российские врачи обратились к модницам с воззванием отказаться от фэшн-атрибута. Мол, пыли слишком много.

«Мы разумеем нелепые хвосты дамских платьев – глупейшую моду, бьющую в лицо всему … когда видишь барыню, поднимающую целые облака пыли, когда видишь, сколько грязи у нее на подоле, которую она приносит с собой домой», — цитировала эскулапов газета «Астраханский листок» (3.06.1900г.).

Через несколько месяцев к борьбе со шлейфами подключились дамы Мюнхена. Длинную юбку они называли «неумолимым врагом народа и семьи». Уверяли, что она способствует распространению туберкулеза.

«Уличная пыль густо насыщена микробами, попадающими в нее вместе с мокротой, выделяемой чахоточными. Длинные же шлейфы выходных платьев подумают эту зараженную пыль и насыщают ею вдыхаемый прохожими воздух. На тех же шлейфах дамы затем уносят пыль к себе домой … каждая из вас поймет, каким очагом заразы является этот никому не нужный шлейф», — говорилось в воззвании, которое подписали 220 мюнхенских особ («Астраханские губернские ведомости», 26.04.1901 г).

.


в Астрахани

Фото: интернет, свободный доступ

.
Слова – словами, но некоторые из дрезденских гласных, или депутатов по сегодняшнему, решились пойти еще дальше. Они предложили издать закон, запрещающий носить платья со шлейфами под угрозой наказания. А именно штрафовать модниц как за умышленное загрязнение улиц. Инициатором выступил врач Пиллиг. Астраханские газеты об этом писали. А местная публика активно обсуждала. И сошлась во мнении: проект хороший, только опасный. Для женатых мужчин, в смысле.

«Хорошо де холостякам громить безобразие моды. Но показали бы они себя такими смельчаками, если бы после заседания пришлось дать ответ супруге. Дрезденские дамы все-таки очень обиделись бы, и в местные газеты посыпались письма, полные негодования на гласных, поднявших столь неуместный и странный вопрос», — резюмировал корреспондент «Астраханских губернских ведомостей» (3.05.1901 г.).

И то правда. Сказать любимой, чтобы она не надевала понравившееся ей платьишко или юбочку – это и сегодня опасно. И не каждый современный мужчина на это решится. Так что вопрос со шлейфами остался открытым. Впрочем, вскоре женщины и сами от них отказались. И совсем не из-за пыли. Видимо, устали мучиться с длинными кусками ткани, волочащимися сзади.

Фото: интернет, свободный доступ

Еще одна деталь женского гардероба, на которую «покусились» мужчины – это корсеты. Устройство, которое было в женском «арсенале» на протяжении столетия. В конце 19-го – начале 20-го века врачи обрушились на него с резкой критикой, мотивируя опять-таки вредом для здоровья.

«Никакое порядочное платье немыслимо без соответствующего корсета … в этом именно инквизиционном инструменте, измышленном каким-то величайшем врагом человечества, кроется причина и источник тысяча и одной болезни женского организма. Хотя бы у нее от шнуровки глаза лезли на лоб, а талия походила точь-в-точь на талию осы» — размышлял астраханский журналист, подписывающийся как Аристарх Незлобивый («Астраханский листок», 20.04.1900 г.).

Кстати, этот представитель СМИ попытался выяснить, кому же прекрасные создания обязаны появлению корсета. Однако его расследования зашло в тупик. Мы, кстати, и сегодня не знаем имя того, кому первому пришло в голову устройнить барышень подобным способом. Аристарх же сделал свое предположение:

«Видели ли вы где-нибудь в музее орудие пытки времен ауто-да-фэ, так называемую «железную деву». Это почтенный инструмент, вне всякого сомнения, и был прототипом современного корсета … неужели же в самом деле человечество не доживет до такого счастливого времени, когда в музеях наряду с приспособлением к дыбе, с всевозможными наручниками, ошейниками и тому подобными орудиями пыток будет показывать, как жалкая реликвия недоброго прошлого, целую серию разных родов корсетов, которыми так долго и так безжалостно истязала и калечила себя цивилизованная женщина».

Вот реально, спасибо тебе, коллега из прошлого, за понимание. Видимо, неплохо разбирался Аристарх в женских нарядах. До мелочей. Точнее, до корсетов. В пыточных музейных экспозициях, конечно, они не выставляются. Но из гардероба женщин все же исчезли. Как обязательные для ношения, разумеется. А там – по желанию.

Фото: интернет, свободный доступ

Незлобивый был не единственным журналистом в Астрахани, уделяющим внимание тому, как выглядят женщины. Еще один представитель «Астраханского листка» отметил взаимосвязь между возрастом и цветовой гаммой одежды. Правда, уже с ноткой женоненавистничества.

«Имеет пристрастие к белому цвету (эмблема невинности, изволите ли видеть), а также ко всем ярким цветам. И чем старше становится, тем ярче предпочитает цвета», — написал корреспондент, не пожелавший поставить под статьей даже псевдонима («Астраханский листок», 18.02.1901 г.).

Ох уж этот автор со своими наблюдениями. И ведь это ерничество – о 30-летней даме. Интересно, смог бы он сегодня по внешнему виду определить возраст женщины? Мозг бы взорвался, анализируя увиденное. Цвет, фасон, косметика и прочие ухищрения, неведомые ранее.

Ну и в финале хочется привести еще одно высказывание Аристарха (ох, как нравится нам этот понимающий женскую душу парень!):

«Всякая женщина, как известно, состоит из трех частей: тела, души и платья, и главнейшая из этих частей, конечно же, платье. Культ платья – культ священный и ему женщина служит не покладая рук, до самозабвения. О многострадальные и терпеливые мужья … я собственно говоря, ничего особенного и не имею против такого платьефильства прекрасной половины человеческого рода, ведь чем бы дитятко не тешилось».

Вот бы всегда получать то, что хочется. Принцип «чем бы дитятко не тешилось» очень уж удобный.
С праздником, астраханки!

Ирина Чернухина

Читайте также

Маргарита Кирилловна побывала на Каспийской неделе моды Юные астраханцы отправились в Москву на Кремлевскую Ёлку В Астрахани прошел крупнейший фестиваль гик-культуры
Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА