Почти как в Виргинии: Казачий ерик в Астрахани чуть не стал нефтяным месторождением

Пресса из прошлого

Информационный штаб 12 февраля 2023 19:39

Казачий ерик в Астрахани в столичных газетах упоминался не раз. Еще бы, на его берегу обнаружено нефтяное месторождение. Открытие крутое, перспективное. Однако замки, возникшие в воображении городских властей, оказались воздушными. Но споров было много. Правда, эта история — не дней сегодняшних. Она произошла 140 лет назад.

Продолжаем рубрику «Пресса из прошлого». Это истории из жизни нашего города, подсмотренные в старых астраханских газетах. Сегодня о том, как на окраине Астрахани нефть нашли. И как ее потеряли.

В конце февраля 1883 года во многих российских газетах было напечатано сообщение, что в черте Астрахани, на окраине, «открыт нефтяной родник. Нефть покуда бьет слабо». И это стало сенсацией. Еще бы, в России в те времена не добывалось десятки миллионов баррелей «черного золота», как сейчас. А стоила нефть и тогда дорого. В 1900 году, к примеру, 27 копеек за пуд (16,4 килограмма, тогда ее измеряли в пудах). Немалые деньги, по тем временам. И ценник поднимался ежегодно. Процентов эдак на 25.

Поводом для сообщения стало заявление техника астраханской управы В. Роберга, сделанное на заседании городской думы несколькими днями ранее. 11 февраля 1883 года (здесь и далее даты по старому стилю — прим. редакции) астраханец заявил, что «открыл источник нефтяных бассейнов» на берегу Казачьего ерика в поселке Казачебугровском. И эти слова произвели эффект взорвавшейся бомбы.

«Думские заседания всегда отличались у нас крайнею беспорядочностью прения, а прошлое заседание выдалось из ряда вон в этом отношении. «Галдение» по временам доходило до того, что положительно ничего нельзя было расслышать. Все вместе говорят, прерывают друг друга, все стараются друг друга перекричать», — сообщал «Астраханский листок» (№ 36 от 15.02.1883).

Сегодня мы знаем поселок Казачебугровский (в некоторых источниках – станица) как микрорайон Казачий в Ленинском районе Астрахани. В 1748 году на эту территорию были переселены донские казаки с семьями (собственно, отсюда и название). Согласно списку 1859 года, 79 дворов. А всего порядка 600 жителей, не считая детей.


 

Выяснилось, что небольшое нефтяное озеро (ну или большая лужа) на берегу водоема все же имеется. И казачебугровцы уже несколько месяцев использовали эту нефть как смазочный материал. А также крестьяне ближайшего к ним села Черепахи (ныне Началово). Причем, абсолютно бесплатно. Бочек эдак 150 уже собрали. Но сообщать местным властям о своем «сокровище» не спешили. Гласных думы (депутатов, по-нынешнему), понятно, такой вариант не устроил. Земля-то городская. И природные богатства, соответственно, тоже. Потому и поручили управе пригласить техника-специалиста, чтобы тот провел предварительную разведку и исследования.

Многие из астраханцев отнеслись к открытию скептически. Да и не астраханцы тоже. Однако управцы не торопились прояснять ситуацию. И это стало поводом для множества упреков. Ну вот, к примеру, таких:

«Чуть не две недели прошло. Мы до сих пор ничего не предприняли […] убедиться хотя бы путем химического анализа, что представляет из себя найденная жидкость. Подробное исследование не требует ни техников, ни специалистов горного дела. Его может проделать любой аптечный лаборант […] исследование в этом направлении положит конец всем толкам и спорам», («Астр.л.», № 44 от 24.02.1883).

И все же образец казачебугровской нефти, собранный со льда ерика, был направлен Ласло Шандору. Химику, геологу и предпринимателю. Подданному США венгерского происхождения, который занимался продвижением канадского и американского керосина на российском рынке. В те дни он находился в Казани. Имя того из астраханцев, кто отправил ему посылку, канула в веках. Однако известно, что Шандор анализ «чёрного золота» сделал. И был весьма впечатлен результатом.

«Получился прекрасный материал, не столько годный для освещения, сколько для смазки, что гораздо важнее […] во время моей практики я встречаю в России единственный источник, где нефть дает такой громадный процент для смазочного масла. Такое же единственное место существует еще только в Америке, в штате Виргиния», — писал Шандор в своем заключении 16 марта 1883 года.

 

Но пока профессор восхищался астраханским подарком, в Астрахани уже выяснили, откуда, собственно, он и взялся. И в этом «разоблачении» весьма преуспел Николай Артемьев. Отметим, что вместе с братом Дмитрием он владел судоремонтным заводом в нашем городе и несколькими судами, перевозившими нефть из Баку на Волгу. Кстати, именно им пришла в голову идея создания танкера. Еще в 1873 году они переделали лодку «Александр», устроив в ней ларь, в который нефть наливалась и выгружалась с помощью ручного насоса. И это дало существенное преимущество по скорости загрузки и выгрузки. Изобретение поначалу вызвало насмешки со стороны других промышленников. Однако вскоре судовладельцы, один за одним, начали переоборудовать свои суда для перевозок нефтепродуктов по способу Артемьевых.

Впрочем, слава первого в мире танкера принадлежит не им. Патентовать свое ноу-хау Николай с Дмитрием почему-то не стали. Здесь подсуетились братья Нобель несколькими годами позже. Они разработали проект первого в мире морского наливного парохода для перевозки керосина и построили его в 1878 году на заводе «Мотала» в Швеции. «Новорожденный» получил название «Зороастр», который вскоре пришёл на Каспий.

Итак, в конце февраля Николай Артемьев провел расследование и свои результаты опубликовал в местной газете.

«Занимаясь несколько лет нефтяным делом, я, как большинство граждан, был заинтересован этим открытием, сулившим в будущем блестящее торговое развитие Астрахани […] я отправился к мнимому нефтяному источнику, исследовал местонахождение нефти и не входя в подробное геологические изыскания (это дело специалистов), пришел к тому выводу, что вновь открытый источник есть не что иное, как наносная нефть с Болды, пригнанная из какого-нибудь разбитого судна моряною, в количестве, смею полагать, не более 100 пудов», — писал судовладелец.

Артемьев утверждал, что ранее на Болде затонуло две баржи. Одна — Волго-Невского товарищества, а другая — торгового дома «Братья Федоровы и Павловы». И из каждой в реку попало по 5 тысяч пудов нефтяных остатков, которые, в свою очередь, надуло в ерик. Затем уже «поработала» моряна, при которой уровень воды поднимается на аршин (7,11 метров) и более выше ординатора. Пригнанная этим ветром нефть покрыла часть берегового пространства. И это дало повод предполагать, что полезное ископаемое просачивается из земли. А когда вода спала, то нефтяная лужа осталась на берегу.

 

Доверенный торгового дома «Братья Федоровы и Павловы» не преминул опровергнуть факт затопления их баржи. Мол, никаких ЧП и в помине не было. А вот вторая компания скромно промолчала. То ли не посчитали нужным оправдываться, то ли казать было нечего. Вот так и завершилась эта история. Месторождение, выражаясь современным языком, оказалось фейком. Всего лишь банальное загрязнение водоема.

Впрочем, много ли изменилось за прошедшие 140 лет? Казачий ерик и сейчас переполнен «богатствами». Да еще какими! То нечистоты из прорвавшейся канализационной трубы его наполнят, то строительный мусор кто-то выкинет. Да и в целом отходов цивилизации – хоть отбавляй. Ну разве что нефть из Болды больше не приплывёт, поскольку связь реки с ериком несколько лет назад была засыпана. И место бывшего истока давно уже застроено.

Ну и в качестве послесловия небольшой курьез, о котором писала астраханская пресса. Купеческий пароход «Александр» вышел из Царицына и взял курс на Астрахань (да, в то время модно было называть суда «Александрами»). Пассажиров и хозяев на борту не было, потому команда с прислугой решили расслабиться. И не без алкоголя. И, видать, все у них так хорошо сложилось, что эта компания под градусом вместо воды выкачала в Волгу нефть. Остатков топлива едва хватило, чтобы вернуться к месту старта. При этом двигатель судна сильно грелся и его всю дорогу пришлось поливать речной водой.

На сегодня это все.

Ирина Чернухина

Другие истории рубрики «Пресса из прошлого» можно посмотреть по ссылке.

Для статьи использовались материалы газеты «Астраханский листок» за 1900 г. (№ 75 о 4.04; № 79 от 13.04), за 1883 г. (№ 36 от 15.02; № 44 от 24.02; № 48 от 4.03; № 50 от 6.03; № 71 от 2.04; № 72 от 1.04), а также книги «Город и люди» (Астрахань, 2001 г.).

Читайте также

В Астрахани появится многофункциональный комплекс с катком Астраханцев напугала гусеница-гигант Из-за проезда Медведева люди в штатском перекрывали дорогу
Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА