Покушение на шапку или как калмыцкие экспонаты из Астрахани аристократов впечатлили

Пресса из прошлого

Информационный штаб 12 марта 2023 22:28

Шапка почти не пострадал. Вора спугнули. Калмыцкие экспонаты из Астрахани продолжали радовать посетителей выставки еще не один месяц. Ну а затем появились желающие получить все это богатство в подарок.

Продолжаем рубрику «Пресса из прошлого». Это истории из жизни Астрахани, подсмотренные в старых дореволюционных газетах (спасибо фондам областной библиотеки им. Н. Крупской). Сегодня – о необычной выставке, которая проходила в Санкт-Петербурге 120 лет назад. На ней, в том числе, была представлена и экспозиция из Астрахани.

24 ноября 1902 года по старому стилю, или 7 декабря по-новому, в Таврическом дворце стартовала первая международная выставка исторических и современных костюмов и их принадлежностей. Покровительство мероприятию оказала Великая княгиня Ксения Александровна, сестра императора Николая II. Мероприятие стало значимым событием и широко освещалось в прессе. Вот что, к примеру, писал столичный журнал «Нева» вскоре после открытия:

«Несмотря на некоторые недочеты, эта выставка представляет огромный интерес, но только как первая попытка в своем роде, но и по своей сущности, то есть по всему тому, что на ней выставлено […] уже при беглом осмотре выставки невольно изумляешься, какие бесконечно разнообразные комбинации из тканей, металла и кожи люди умеют придумывать для прикрытия своего грешного дела!».

 

Как сообщалось в правилах выставки, целью было «познакомить общество с историческим ходом изменения одежды». Причем, не только народов России, но и других стран, поскольку свои экспонаты прислали и представители Германии, Швеции, Австрии, Сербии, Франции, Румынии, Абиссинии (ныне Эфиопия), Персии (Иран), Японии и Китая. Статус же международный. Так что нужно соответствовать.


В преддверии этого события был выпущен каталог, благодаря которому мы и можем судить как о масштабах экспозиций, так и о том, что было представлено. Известно, что выставка была разделена на две части: промышленную и историко-этнографическую. В первой были выставлены готовые современные дамские платья и мужские костюмы, обувь, ткани, духи, нижнее белье и ювелирные изделия. А также парики и кружева.

 

Особым интересом пользовался историко-этнографический раздел. И это понятно, ведь экспозиции современного костюма, по сути, ничем не отличались от витрин модных магазинов того времени. Другое дело – старинные вещи, украшения и утварь. Особенно если из тех мест, где многие из публики и не бывали вовсе. К примеру, из калмыцких поселений Астраханской губернии. Но об этом чуть позже.

А пока расскажем о других участниках. Так старинную традиционную одежду представили, в частности, Архангельская, Вологодская, Петербургская, Новгородская и Московская губернии. Прислали наряды с северных городов страны и с Кавказа. Кроме того, во время проведения выставки состоялся самый знаменитый костюмированный бал, посвященный 290-летию царствования Дома Романовых. После 11 февраля некоторые костюмы, в которых аристократы и венценосные особы блистали на торжестве, тоже оказались на выставке.

Теперь, собственно, о калмыках. До революции почти все территории их проживания на Юге России относились к Астраханской губернии. Большинство из них жили в Долбанском улусе. Это ныне Лиманский район нашего региона. В одном из микрорайонов современного Трусовского района Астрахани находился поселок Калмыцкий Базар, основанный там в 1802 году. Добавим, что в конце 19-го века было создано Управление калмыцким народом Астраханского управления государственных имуществ. В 1903 году эта структура перешла в ведение местной губернской администрации. А астраханский губернатор стал главным попечителем представителей этой национальности.

 

Вот это-то управление и озаботилось тем, чтобы привезти в столицу экспонаты. Собрать их помогли сами астраханские калмыки. История, кстати, сохранила их имена. Вот они (так, как это указывается в каталоге):

  • Биров Сенгаджи Менко из Харахусовского улуса;
    Балданов Чимид, бакша Багацохуровских хурулов;
    Добджиев Мууша из Харахусовского улуса;
    Дчибзенов Санджи, бакша Харахусовского улуса;
    Манкедженов Биза, бакша 1-го Большого хурула Малодербетевского улуса;
    Ользетиев Макс, зайсанг Яндыковского улуса;
    Тундутов Давид, нойон Малодербетовского улуса;
    Тюмен Сераб-джап, найон Александровского улуса;
    Уланов Дорджи, старшина поселка Червленного Малодербетевского улуса;
    Хурулы Багацахуровского улуса;
    Шанхоров Бадма Араев, зайсунг Александровского улуса.

Итак, что же представили наши земляки. Это известно вплоть до каждой мелочи. Благо, в фондах областной библиотеки сохранился каталог костюмов для выставки, изданный Управлением калмыцким народом в конце 1902 года. Но прежде, чем перечислять экспонаты, авторы брошюры довольно подробно рассказали о том, как одевались эти астраханцы.

«На вопрос, обращенный к калмыцким старожилами калмыкам, интересующимися историей своего народа, как одевались их предки в разные периоды своей истории, он отвечают: «Также как и теперь». Конечно, это не верно … калмык-воин одевался совсем не так, как калмык-скотовод, пастух, а затем рыболов, солеломщик и ремесленник … гораздо меньшему изменению подвергся женский костюм», — говорится в каталоге.

 

Теперь к экспонатам. Их было довольно много. Во-первых, оружие. К примеру, забрало из мелких стальных колец, кольчуга, колчан со стрелами и наконечниками, обложенная серебром деревянная пороховница, лук с тетивой из бараньей кишки. Были 25 вариантов мужской одежды и 24 – женской. Несколько экземпляров детской, например, шуба «из шкурок жеребят в виде бешмета». Или вот украшения. Серебряный калмыцкий пояс из 31-й бляхи с медными пластинками на концах, серьги старинные треугольной формы с бирюзой, сердцевидные подвески с самоцветами. А также довольно внушительная коллекция шапок, вышивок и поясов. Плюс, рисунки и фотографи, на которых изображены образцы тесьмы, вышивки, инструментов для ткачества и много другого. И это далеко не полный список.

Главный экспонат – инсталляция кибитки с ее обитателями. Последние, понятно, не настоящие, а в виде манекенов.

«Манекены богатого калмыка, хозяина кибитки, одетого в праздничный наряд, бешмет и жилет шелковый, обшитый позументом. Брюки шведской материи (чертовой кожи). Сапоги козловые калмыцкой работы. Пояс серебряный с калмыцким ножом. Шапка с куньей опушкой и красной кистью на верху. В руках держит кувшин деревянный для чая, украшенный серебром», — описывается в каталоге Управления калмыцким народом.

 

Кроме манекена хозяина жилища в инсталляции присутствовали и другие персонажи. Слева – манекен хозяйки кибитки в праздничном наряде. В розовом платье, украшенном вышивкой, в шапке, украшениях и красных сапогах. Позади хозяйки стоит девочка лет 7-8-и в шелковом халате. А также здесь присутствовали и гость с дьяконом. Плюс, в самой кибитке – множество предметов быта. В том числе и для приготовления арьки (кумысная водка). Указывался и подробный рецепт этого напитка с градусом:

«Молоко предварительно заквашивают в особом сосуде и получают арьян. Его выливают в большой котел, поставленный на таган», — разъясняется в каталоге.

Впрочем, перечислять все этапы варева не станем. Кому интересно – welcome в архивы областной библиотеки.

То есть, экспозиция была внушительная. И она пользовалась успехом. Так ее нашли интересной Великая княгиня Ольга Александровна с супругом Петром Александровичем, принцем Ольденбургским. А 11 марта 1903 года калмыцкими экспонатами впечатлялся император Николай II. Понравились они и Великому князю Георгию Михайловичу, который в то время управлял музеем покойного императора Александра III (ныне Государственный Русский музей). Что было дальше, предоставим рассказать нашему коллеге из прошлого.

«К астраханском у губернатора Газенкампфу обратился от имени Великого князя Георгия Михайловича, управляющего русским музеем Императора Александра III, граф Д.И. Толстой с просьбой пожертвовать калмыцкую выставку музею. Пока его превосходительство сделал только распоряжение о передаче музею экспонатов, принадлежащих управлению калмыцким народом: манекенов, масок, образцов калмыцкой материи, фотографий, карт и рисунков к статье «Ремесла калмыков». Относительно же остальных экспонатов обратился с запросом к их владельцам – калмыкам», («Астраханский листок» от 27.03.1903).

 

Некоторые экспонаты многие из посетителей хотели приобрести себе в собственность. Организаторам даже пришлось установить табличку: «Вещи не распродаются». И это хорошо видно на фотографии с калмыцкой экспозиции, сделанной фотографом Карлом Булла, и сейчас выставленной в этнографическом отделе Русского музея в Санкт-Петербурге. Осталось добавить про награды. Да, они были. Как Управление калмыцким народом, так и каждый из тех, кто поделился для экспозиции своей одеждой и вещами, получили дипломы. Выставка закрылась 30 марта по старому стилю.

А что-же шапка? Калмыцкая шапка, украшенная золотыми монетами. Это чудо попытались на выставке украсть. Вот как об этом рассказывает журналист того периода.

«На одном из манекенов была одета старинная калмыцкая соболья шапка с красным верхом. Посетивший выставку богатый калмык, проживающий в Петербурге, доставил к этой шапке в день открытия выставки и старинное украшение – ряд золотых старинных монет, оцениваемых в 700 руб. На днях шапка, по словам «Биржевых ведомостей», найдена валявшейся на полу. Очевидно вор, воспользовавшись моментом, когда смотритель этого отдела отвернулся, хотел сорвать все монеты, но не успел», («АЛ» от 10.12.1902).

Но все же вор немного обогатился. Если верить прессе, то преступнику удалось сорвать четыре монеты. Догнать его не получилось. Вернуть украденное тоже. На сегодня это все.

Ирина Чернухина

Для подготовки статьи использовались материалы газеты «Астраханский листок» (№ 252 от 26.11.1902 г., № 263 от 10.12.1902 г., № 55 от 11.03.1903 г., № 68 от 27.03.1903 г., № 73 от 2.04.1903 г.) и «Каталога костюмов астраханских калмыков на состоящей под Августейшим покровительством Ее Императорского Высочества Великой княгини Ксении Александровны, первой международной выставке исторических и современных костюмов и их принадлежностей в С.-Петербурге, с приложением статьи «Одежда и ремесла астраханских калмыков» (Издание Управления калмыцким народом. Астрахань. Типография П.С. Цейхенштейна, 1902 г.).

Другие истории из рубрики «Пресса из прошлого» можно посмотреть по ссылке.

Читайте также

Лукойл наградил победителей пятнадцатого конкурса социальных и культурных проектов Иностранные журналисты восхищены познаниями астраханского губернатора Премии секретарю-краеведу или как в Астрахани деньги на лечение больных искали
Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА