Реставраторы музея обнаружили на иконах XVIII века авторскую живопись под поздними записями

Музейщики планируют отправить авторский пигмент от икон на физико-химический анализ в один из реставрационных институтов Москвы, чтобы установить более точную дату написания икон.

Информационный штаб (ШИ) 13 августа 2019 10:05

Сделать открытие помогло рентгенографирование икон. Процедуру провели в одной из поликлиник Астрахани. Рентгенограмма показала, что под 4 – 5 слоями поздних записей сохранилась первоначальная авторская живопись. Музейщики предполагают, что иконы гораздо древнее, и планируют проверить датировку.

У реставратора Астраханского музея-заповедника Юлии Азизовой уже около полугода в работе три иконы – Образы Богоматери и двух архангелов – Михаила и Гавриила. Когда-то иконы входили в так называемый деисусный чин — неотъемлемую часть иконостаса церкви. Однако из какого храма иконы попали в фонды музея-заповедника неизвестно. Они неоднократно подвергались поновлению, полностью записываясь плотным слоем краски, различной по цвету и тону.

В работу сотрудник музея приняла иконы в аварийном состоянии. «На них были многочисленные вздутия, фрагменты осыпались, — вспоминает Юлия Азизова. — Мы укрепили красочный слой, все вздутия уложили, фрагменты собирали как пазлы, причём некоторые из них были размером до 2 мм».

После консервации было проведено пробное раскрытие, которое показало, что сюжеты икон не менялись, но авторская живопись отличалась от поздних записей более тонким письмом, а также цветом и тоном, что подтвердила и рентгенография.

«Оказалось, например, что все нимбы были золотыми. Интересно то, что у иконы Богоматери промежуточный слой – синий, а у Образа Михаила – красный. Рентгенограмма показала, что почерк автора — чуть тоньше, при поздних записях изображение фигур по размерам было несколько увеличено. Лики тоже были изменены, но первоначальный слой сохранен».


Сейчас реставратор продолжает процедуру раскрытия слоев, которую проводит поэтапно с помощью микроскопа при увеличении в 4 – 7 раз и с обязательной фотофиксацией работы. На сегодняшний день уже удалось открыть на иконе архангела Михаила авторскую надпись «святой архангел».

Музейщики планируют отправить авторский пигмент от икон на физико-химический анализ в один из реставрационных институтов Москвы, чтобы установить более точную дату написания икон.

Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА