Религия и вера – понятия очень личные и даже, можно сказать, интимные. Поэтому в нашем сегодняшнем материале мы не будем затрагивать эту тему напрямую, но расскажем об одном из главных православных символов – иконах. У большинства не обязательно воцерковленных, но верующих христиан дома есть эти священные изображения, кто-то носит небольшие иконы в портмоне и хранит в машине. Но знаете ли вы как создаются эти образы? Можно ли придумать свою икону и, если да, то как воплотить идею в реальность? Зачем для этого понадобятся яйцо, вино и осетровый клей и почему, чтобы подарить именную икону младенцу, нужно знать его рост при рождении? На все эти и другие вопросы «Инфоштаб» готов ответить в новом материале из рубрики «Как это работает».
Нашим путеводителем в мир иконописи согласилась стать доцент кафедры дизайна и реставрации АГАСУ Наталья Шапошникова. В свободное время от обучения студентов Наталья Александровна пишет иконы и отвечает на докучливые вопросы журналистов «Инфоштаба». Первое, думается, нравится ей намного больше, но за то, что согласилась на второе, мы ей безмерно благодарны.
«Впервые что-то написать меня попросили, когда училась в астраханском художественном училище им. П.А. Власова, нужно было скопировать «Троицу» Андрея Рублёва. Преподаватели иногда показывали старые иконы, объясняли, что с ними можно сделать, как отреставрировать, подправить что-то. В итоге при поступлении в Санкт-Петербургскую академию художеств им. Ильи Репина я выбрала отделение реставрации живописи. У меня была живопись, курс иконописи и реставрации икон. Сначала робко, а после все смелее и смелее я начала писать и реставрировать иконы», — вспоминает наша собеседница.
Теперь за плечами нашей героини годы работы и тысячи икон. В Астрахани совсем немного специалистов, занимающихся этой работой. Да и по стране, подозреваем, тоже, поскольку нередко к Наталье Александровне обращаются люди из других регионов.
Как это пишется?
Как создается икона? После того, как вы выберете образ, нужно обратиться за благословением к священнику. Это, конечно, не обязательное условие и вы можете обойтись и без одобрения священнослужителя, если, конечно, вы не планируете принести икону в дар церкви, однако этот этап правильнее все же соблюсти.
Определившись с образом, нужно выбрать, какую иконографию вы возьмете за основу. На выбор — византийский или академический стили.
«Это два разных стиля общего направления. Разница между ними огромная — небо и земля», — поясняет Шапошникова.
Далее выбирается доска из липы или сосны. Важный нюанс – она обязательно должна быть спилена зимой. И это должна быть середина этой доски — малейшее пренебрежение этим требованием чревато тем, что уже готовая икона со временем начнет изгибаться.
«Чаще всего пишем на сосне, она прочнее, покрепче, чем липа, хоть в ней и сучки, но зато она меньше изгибается», — отмечает иконописица.
Готовая доска проклеивается – к ней приклеивается паволока. Это специальная ткань, защищающая красочный слой от изгибов древесины. Потом всё это грунтуется, если икона выполняется в старинном стиле, то грунт делается на осетровом клее. Варится меловой грунт – левкас — и происходит его многослойное нанесение. Затем из пигментов изготавливаются краски, иконописец регулирует толщину структуры каждой из них. Пигментами в основном выступают земли и минералы. Земли и глины, сравнительно легко растираются, а вот с минералами совсем непросто, ведь это по сути маленький камушек, который нужно раздолбить и растереть до нужной текстуры на притирочном стекле курантом, смешав с яйцом и вином.
Есть вариант попроще. Если заказчик выбирает современный вариант иконописи, то используется обычный грунт. Эта альтернатива намного дешевле и с ней чаще всего работают нынешние живописцы. Краски при современном варианте используются темперные, которые нынче уже не на яйце, а просто на клее ПВА, все одинакового помола.
У этих двух способов отличается по итогу и время изготовления, и долговечность, и, конечно, стоимость.
«Написанные в конце XX века на современных материалах иконы уже сыпятся, потому что новые смолы были не проверены временем. Например, поливинилацетатная смола ведёт себя очень капризно. Во влаге она может разбухнуть и растрескаться, а в сухом помещении – пересохнуть и тоже растрескаться. А вот левкас на основе осетрового клея будет на века», — говорит Наталья Александровна.
Приблизительную среднестатистическую стоимость иконы наша собеседница назвать не смогла, поскольку цена зависит от слишком многих критериев: размера, используемых материалов, дерева, красок, наличия киота и прочих.
«Сейчас цены выросли. Рыбий клей стоит от 30 тысяч и выше. На пигменты цены и вовсе заоблачные, один может стоить, а это манюсенький кусочек, камушек, и по 100 долларов», — вносит ясность в вопрос ценообразования наша героиня.
Образно говоря
Зачем люди заказывают иконы? Кто-то просит сделать для себя, кто-то — в подарок родным и близким или церкви.
Вариантов, что это будет за икона, – тысячи. Например, для именной иконы выбирается образ святого по имени крещения заказчика. Это также может быть мерная икона в подарок новорожденному, тогда икона с именем святого будет по размеру, как рост младенца.
Можно сделать просто точную копию конкретной иконы или икону, приуроченную к конкретному церковному празднику.
«Можно, например, святого написать и свою фигурку маленькую там сделать. То есть вы поклоняетесь этому святому. Таких икон было с древности очень много. Семья заказывала своих святых и потом маленькой фигуркой самого человека где-нибудь: или внизу на поле, или сбоку на поле. Конечно, сходства с человеком не будет, сходства никогда не было в иконах – это двухмерные изображения», — продолжает ликбез эксперт «Инфоштаба».
Икона – это не конкретное каноническое изображение, взятое с какого-то существующего уже оригинала, от которого нельзя отступить ни на шаг.
«У каждой иконы разрабатывается дизайн, туда вкладывается свой смысл и каждый элемент будет иметь значение. Например, для церкви в Сасыколи я писала современных астраханских мучеников и святых и тех, кто издревле. Там был изображен игумен Кирилл, который строил монастырь в Кремле, митрополиты Филип и Иосиф, архиепископы Феодосий и Фаддей, Митрофан и Мефодий, несколько других святых с давних времен. И современные, жившие в послереволюционные, революционные времена: Григорий Хлебунов, Михаил Ражкин, Николай и Василий Залесские. Это большая икона, метра два на метр. Рядом со святыми изображён Астраханский Кремль. Батюшка мне все объяснял, кто, где должен стоять, у кого крест в руке, тот мученик, а у кого в руках храм, тот строитель. Там было множество мелких деталей и каждый друг с другом связан», — вспоминает Наталья Александровна.
Не стереть, не застирать и не расстрелять
Конечно, мы не могли не спросить о самых запоминающихся работах, но собеседница «Инфоштаба» призналась, что выделить что-то из такого огромного количества отреставрированных и написанных икон – сложно.
«Я как-то посчитала: за один год у меня было 100 заказов. И это был не самый насыщенный год. Сегодня я их просто не считаю, потому что прямо сейчас у меня дома в мастерской маленьких толпа и штук пять или шесть больших стоят. Дома склад. Но были интересные, конечно. Например, икона Богородицы «Всех скорбящих радости» — большая икона с Красных Баррикад. В неё коммунисты стреляли, выбоины от пуль на ликах такие мощные были, как печать времени. А другая икона была — её как стиральную доску использовали. И вот она вся вымытая была. Едва-едва что-то от рисунка осталось, а человек прям очень просил восстановить. Восстановила, реконструкцию сделала практически.
Но, пожалуй, самая интересная икона, которую мне заказывали, была старообрядческой, где Спас с тремя лицами и четырьмя руками — он смотрит в прошлое, будущее и настоящее. В XVII или в начале XVIII эта икона была запрещена. Я её показывала батюшкам и они в один голос говорили, что на такую икону не дают благословения, но человек заказал и он явно не получал одобрения у наших священнослужителей. Я не знаю, куда он потом её дел, он из другого города приезжал», — поделилась наша собеседница.
А еще однажды Наталья Александровна рисовала Белую Тару, буддистское божество. Буддистская икона представляет собой планшет — бумагу наклеивают на грунтованную ткань или пишут на шелке. Рисуют темперными красками. Богиня, сидящая на лотосе с фруктами, спустив одну ногу, хранится где-то в частной коллекции астраханки-заказчицы.
Храм Святого Князя Владимира заказывал Наталье Александровне икону Иоанна Кронштадтского, чтобы подарить дружественному питерскому Николо-Богоявленскому морскому собору, потому что Иоанн Кронштадтский служил в морском соборе и освещал его, а также приезжал в Астрахань освящать наш храм. И эти два собора между собой из-за Иоанна Кронштадтского дружат до сих пор. На иконе был изображен святой и два собора по бокам от него.
Был у астраханской иконописицы и несколько мистический случай.
«Женщина из Москвы заказала мне 12 икон. Она заболела раком и решила попрощаться со всеми: с дочкой, родителями и всеми родственникам, подарив по иконе. Я писала их с паволокой, с левкасом осетровым, пигментами, то есть все по старинной технологии. Вся работа заняла около года. А еще через год она мне звонит и говорит: «А у меня все нормально!». Она выздоровела и сейчас замечательно живет с дочкой, с внуком играет», — рассказала «Инфоштабу» героиня.
Занимательно, но дома у Шапошниковой всего одна собственная икона Матроны, которую она написала сама для себя. А у нас теперь есть замечательный материал про то, как создаются иконы, который мы написали исключительно благодаря ей.