АБВГДейка: словарик «Платформы»

Изучаем по буквам

Информационный штаб 05 июля 2022 09:31

Несколько недель назад мы побывали вместе с «Инфоштабом» в уникальном в своем роде институте «Платформа» — единственном в Астраханской области учреждении, которое занимается консультативной и методической работой по внедрению обновлённых федеральных государственных образовательных стандартов. То, что мы там увидели и услышали, не могло уместиться в одну публикацию: экскурсия была слишком увлекательной, а в некоторых аудиториях хотелось остаться жить. Поверьте, и у вас появится такое желание, поэтому рекомендуем почитать наш предыдущий материал, если еще не сделали этого.

Как мы не старались, но не объяли необъятное, об этом нас предупреждал еще Козьма Прутков. Но и не рассказать всё, что знаем сами теперь о «Платформе», мы тоже не можем. Поэтому предлагаем вашему вниманию словарик «Платформы». Кажется, это очень символично: рассказать про место, где развивают отечественную образовательную систему при помощи алфавита – платформы, на которой держится эта самая система.

А – аудитории

На трёх этажах «Платформы» размещено 20 аудиторий. Одна из самых универсальных – «Атриум». Что только не повидали эти каменные и стеклянные стены: проектные сессии, форумы, лекции, мастер-классы, выставки. Недавно даже проходил смотр-конкурс казачьего мастерства.

Аудитория «Гамма» — одна из самых творческих: записи телевизионных передач, встречи с писателями, бардами, фотографами и всевозможными лекторами и спикерами. Аудитория «Гармониум» и её товарищ «Экспириум» — самые неформальные. Можно подумать, что это зона отдыха в обеденный перерыв. Но в таком чил-формате обучаются дети и взрослые.


Б – билет в будущее

Билет в будущее – это проект ранней профессиональной ориентации для детей с 6 по 11 класс. С сентября по ноябрь во всех регионах, в том числе в Астраханской области, в четвертый раз будут проводиться профпробы. В этом году рамках проекта институтом «Платформа» планируется профориентировать порядка 4 тысяч учеников.

«Наша задача, в том числе, самостоятельно сделать эти профпробы и донести мысль, о необходимости профориентационной работы с учащимися 7, 8 и 10 классов, до руководителей профессиональных организаций среднего и высшего образования. Что нужно думать на несколько лет вперёд. Мы должны готовить кадры не под запрос рынка, мы должны готовить кадры, которые будут этот рынок труда создавать», — сообщила руководитель проектного офиса «Платформа Каспия» Лилия Резакова. Интересная деталь: главный руководитель проекта «Билет в будущее» – астраханец, уехавший несколько лет назад в столицу.

В – видео 360

Одно из направлений, которое планирует внедрить институт с сентября в общую программу – обучение съемкам видео 360. Что такое видео 360? Как сказал бы Шерлок, всё элементарно, Ватсон. Это формат видео, которое имеет угол обзора 360 градусов. То есть, например, при записи лекции, преподавателю не нужно будет перманентно смотреть в камеру или оператору следить за ним. Эффект 360 освобождает лектора от постоянного внимания со стороны оператора и даёт возможность вести лекцию в привычном формате, не думая о том, попадает он в камеру или нет.

Программа стартует с сентября 2022 года и будет доступна и педагогам, и ученикам 10-11 классов.

Г – гордость

В команде института «Платформа» работают бывшие министры, экс-руководители государственных структур, директора школ и центров дополнительного образования, доктора и кандидаты различных наук, почетные работники всевозможных сфер: от молодежной политики и образования до рыбного хозяйства. Ведущие эксперты тайм-менеджмента и игровых технологий, специалисты различных федеральных экспертных советов.

В разное время лекции и семинары в Платформе читали представители почти всех ведущих вузов нашей страны: ВШЭ, МГУ, МГПУ и многие другие.

Д – диплом «гособразца»  

«Платформа» — это институт, включающий в себя несколько обучающих центров:

центр повышения профессионального мастерства педагогических работников, центр оценки квалификации и компетенций, центр опережающей профессиональной подготовки, региональный модельный центр дополнительного образования.

Все выпускники курсов не только проходят обучение, но и в конце обучения получают официальный документ установленного образца о повышении квалификации или о профессиональной переподготовке.

Е – Еда

Можете даже не спорить: то, как пройдет ваш рабочий день во многом зависит от того, вплетены ли в его ткань утренний кофе, перерыв на обед и полдник. Важно и то, в каких условиях происходят эти процессы и насколько они вкусны. Поэтому при реконструкции здания создано несколько зон отдыха и кафе на первом этаже.

Фейс-контроля на входе нет и любой желающий может попробовать свежезаваренный кофе и хоть немного позавидовать тем, кто делает это ежедневно.

Ж – желание

Пять лет назад, на месте Платформы было стандартным госучреждение. Оно могло бы остаться таким: множество  кабинетов шкафы с обвязанными папками, потёртые стулья, доставшиеся от предыдущего владельца, лестницы из типовой плитки который покрыты полы всех провинциальных торговых центров, детские парты, за которыми сидели совсем не дети, и другие атрибуты интерьера, которые можно увидеть в стандартном госучреждении.

Но руководство института поставило себе цель создать образовательный центр с атмосферой обучения, отличающуюся по всем параметрам: начиная от формата лекции и заканчивая аудиториями, в которых проходят эти лекции. В итоге образовалась институция, которая стала помогать повышать качество образования, как основного, так и дополнительного. Последнее, кстати, зачастую может быть лучше основного.

Институт постоянно развивается, выигрывая гранты и под каждый проект создаёт новые центры. Но нестандартных аудиторий, кинозала, современного оборудования и многого другого, чем отличает институт от своих государственных собратьев, могло и не быть, если бы у руководства «Платформы» не было желания. Желания менять и показывать на своём примере, что система образования может затянуть сильнее, чем популярная компьютерная игра. Стоит только создать условия, подходящие каждому учащемуся.

З – золотая середина

Институт «Платформа» вывел идеальную формулу обучающего процесса, найдя баланс между советским образованием и современным подходом.

Кто сказал, что обучение – это правильно расставленные парты и мел на доске? «Платформа» на своём примере доказала обратное. В 20-ти аудиториях, не похожих на привычные школьные кабинеты, находится целая цифровая система, современности и технологичности которой позавидуют даже некоторых ИТ-компании.

На лекциях используются ноутбуки, планшеты, интерактивные и ЖК-панели, графические станции для 3Д-моделирования, мультиборды, планшеты, электронные системы совместной работы и даже шлемы виртуальной реальности.

Качество образования, которое подарило нам немало ученых, рождённых в СССР, перешло нашему поколению. Коллаборация знаний старейшин и современный подход привели к тому, что «Платформа» создаёт уникальные продукты, не похожие на другие. Например, в планах запустить проект «Платформа Каспия». В нём будут готовить специалистов под нужды прикаспийского макрорегиона. У Азербайджана, например, есть потребность в обучение русскоговорящих учителей, а у Узбекистана — запрос на подготовку детей в IT-сфере.

И — интернет

Институт является провайдером доступа к сети интернет почти для 250 юридических лиц. «Платформа» ежедневно и круглосуточно обеспечивает работу десятков электронных систем, в том числе почтовых сервисов, государственных услуг и систем видеоконференцсвязи. На ежедневном мониторинге в Платформе больше трех тысяч точек подключения.

К – кинозал

Нет, в Астрахани не открылся ещё один кинотеатр для просмотра блокбастеров и поедания попкорна. В Астрахани открылся кинозал для организации и проведения просветительских мероприятий, связанных с кинотворчеством. Это и развитие на территории нашего региона такого направления как кинопедагогика, и площадка для онлайн трансляций просветительских мероприятий и место встреч киноклуба «Восхождение», и просто еще один формат для лекционных занятий, и многое другое, что придумает и запустит «Платформа» в будущем.

И еще кинозал, который соорудил институт «Платформа» — маленький вклад в большое культурное будущее нашего региона.

Л – «Лекториум»

Можно подумать из названия, что это какой-то серьёзный лекционный зал, где профессор математических наук вместе со своими студентами пытаются решить уравнение Навье-Стокса. Но нет, это помещение создано для особый случаев – здесь проходят просветительские и неформальные встречи.

Часто в стенах этого помещения обсуждаются походы. Если отголосками до вас долетают слова рюкзак, туризм и мох на дереве – знайте, там сидят члены туристического клуба «Ирбис». А если вы слышите, что кто-то рассуждает, чем ямб отличается от хорея, то там российский поэт и писатель Андрей Белянин помогает раскрыть литературные таланты.

Собиралась там и астраханская молодёжь, участники Национального этапа ХХХ Всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна», проводились и отборочные этапы разных конкурсов, встречались там и участники книжного клуба «Читай науку».

Здесь же когда-то располагался и общественный штаб, тогда еще кандидата в губернаторы Астраханской области Игоря Бабушкина.

М – мастерская видео и фото

На втором этаже, около аудитории «Атриум», расположилась видео- и фотомастерская для образовательных активностей.

После реконструкции здесь вновь будет проходить обучение видео- и фотосъемке, а также записи видеоконтента для программ повышения квалификации и переподготовки. Как уверяют её создатели, в этих стенах дети будут обучаться тому, как правильно настроить свет, расположить лампы по схеме так, чтобы модель на кадре имела идеально ровное лицо в непрофессиональных условиях и другим полезным профессиональным навыкам. Здесь же планируют снимать объекты для дополненной реальности, как ее строить тоже планируют обучать в стенах Платформы.

В студии находятся 99 единиц оборудования: фотокамеры, объективы, лампы и так далее.

Н – Наставники

Один из последних проектов «Платформы» — новое пространство для организации коллективной работы над образовательными проектами, в первую очередь для программ профессиональной переподготовки, использующих техники и модели наставничества. Для данного формата очень важна возможность организации совместной работы и данное пространство позволяет реализовать данный формат на все 100%, там же в пространстве проектного офиса «Платформа Каспия» специалисты различных профилей совместно с сотрудниками Платформы теперь могут активно работать над созданием исследовательских технологий и проектов.

О –Обратная связь

«Платформа» — единственная на территории Астраханской области организация, которая занимается консультативной и методической работой по внедрению обновлённых государственных образовательных стандартов общего образования. И самые частые вопросы, которые поступают от обучающихся преподавателей: рекомендация по учебным пособиям, запросы на экспертизу той или иной программы, а также вопросы по обновленным федеральным образовательным стандартам

Всего за месяц поступает в среднем 1000 обращений.

П – Платформа (данные в цифрах)

Да, очень предсказуемо, какое слово разместилось на букву «п». Что такое «Платформа»? Мы пытаемся рассказать уже второй материал, но мы гуманитарии, а сейчас мы отдадим дань почета технарям и попробуем лаконично показать в цифрах.

  • Современное образовательное пространство – более 2500 кв/м
  • Постдипломное образование – более 3000 обучающихся
  • Дополнительное образование – более 800 детей ежегодно
  • Пространств для работы – более 100 рабочих мест
  • Просветительская деятельность – более 100 событий в год
  • Техническая поддержка – более 250 объектов обслуживания
  • Образовательный центр – более 10 000 посетителей в год
  • Средства обучения – более 100 единиц техники
  • Образовательное пространство – до 500 участников одновременно
  • Обработка данных – более 300 точек доступа

Р- Ракета

Образовательный клуб «Ракета» один из первых проектов института «Платформа» в сфере дополнительного образования и просветительской деятельности. Именно там был придуман и запущен проект «Студия 13», театр-студия на английском языке, успешно показывающий свои итоговые проекты на малой сцене Астраханского ТЮЗа. Именно в рамках этого проекта в наш город приезжал с лекциями бард-композитор Григорий Гладков – автор той самой  «Пластилиновой вороны», проводил мастер-класс для руководителей образовательных организаций автор уникальной театральной общеобразовательной школы «Класс-центр» Сергей Казарновский, а Тута Ларсен вела программу про здоровье. Да многие замечательные люди делились своими знаниями с астраханцами благодаря работе образовательного клуба. В рамках этого проекта были сделаны первые шаги «Платформы» в дополнительном образовании детей, организованы первые летние смены. Уже позже были создан Центр цифрового творчества, проводились курсы по фотоискусству и журналистике. Именно «Ракета» была первой запущена в этот необычный и интересный мир детского образования.

С — СПО

Этим летом институт открыл у себя новую структуру – центр опережающей профессиональной переподготовки.

Задача данного центра  — стать площадкой-агрегатором и оператором ресурсов региона для профессионального обучения, переподготовки и повышению квалификации всех граждан по новым и перспективным профессиям и компетенциям на уровне, соответствующим стандартам Ворлдскиллс.

На базе этого центра планируется запуск сетевых образовательных программ профессионального образования для нужд региональной экономики, некий «городской университет». Кто может стать его участником?

  1. Молодежь в возрасте до 35 лет, в том числе:
  • не занятые в течение 4 месяцев и более после окончания военной службы по призыву,
  • не занятые в течение 4 месяцев и более после окончания обучения,
  • находящиеся под риском увольнения,
  • не имеющие среднего профессионального или высшего образования и не обучающиеся в настоящее время.
  1. Студенты, завершающие обучение в текущем году и не имеющие подходящей работы.
  2. Граждане в возрасте 50 лети старше и предпенсионеры.
  3. Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет.
  4. Неработающие женщины с детьми дошкольного возраста (от 0 до 7 лет).
  5. Безработные астраханцы, зарегистрированные в органах службы занятости.

Программа действует до 2024 года. Пройти обучение можно только один раз.

Т-Таланты

Платформа — это место, где школьники и преподаватели не только могут прокачать свои скиллы, но и место, где открываются таланты.

На базе Платформы будут проходить занятия по литературному и цифровому творчеству, фотоискусству для детей, участников проекта по выявлению и поддержки одаренных детей по модели образовательного центра «Сириус».

У – уникальный опыт

«Платформа» пытается найти педагогов, которые со своим уникальным опытом смогут открыть новые способы подготовки кадров. Иногда не нужно изобретать велосипед – есть проверенная временем модель.

Пример – образовательный центр «Сириус». Он создаёт модели своего развития по следующей логике: педагог, например, выдающийся физик строит схему работы, по которой он привык обучать. «Сириус» не пытается сформировать новую методику процесса. Он считает, что нужно вкладывать деньги в того самого педагога, который свой опыт сможет спроектировать на детей или взрослого. И эта модель работает.

Институт «Платформа» в поиске похожей модели. И планируют ее анонсировать в ближайшее время

Ф – фасад

Фасад исторического здания во время ремонта был словно младенец в руках матери. С памятником архитектуры обращались очень нежно, чтобы не испортить исторический облик здания, поэтому, например, все сплит-системы убрали с фасада.

Х –  художественная ценность

Любое произведение архитектуры имеет двойное назначение: оно удовлетворяет конкретные потребности людей и выступает как художественное произведение. После реконструкции «Платформа» стала настоящей художественной ценностью нашего города. И тысячи фотографий астраханцев в ее интерьерах тому подтверждение.

Шесть лет назад, когда произошла реорганизация и решено было объединить институт повышения квалификации и переподготовки, институт развития образовательных технологий и центр повышения квалификации, основная задача, которая стояла перед новой структурой, – повысить качество обучения учителей.

Начиная с 2017 года, новая организация, институт «Платформа», сумела создать из рядового госучреждения систему, состоящую из нескольких автономных процессов, но в рамках единой автоматизированной системы. Так, обучать начали не только преподавателей, повышая их квалификацию, но и появился модельный центр дополнительного образования детей, на котором стали отрабатываться практические модели повышения квалификации, а также активно использоваться ресурсы федерального центра и ведущих университетов для повышения квалификации педагогических работников.

Параллельно с обучающим процессом развивались учебные пространства: появлялись новые аудитории, закупалась техника для занятий, автоматизировался сам процесс записи на курс. Придя один раз в «Платформу», понимаешь – это эталон того, как должны выглядеть современные образовательные пространства. И, как говорил Базз Лайтер, бесконечность – не предел.

Ц – центры

Структура института представляет собой комьюнити центров, создаваемых под конкретную задачу в определенный период времени.

«Платформа» — это постоянно изменяющаяся система, как в части организационной структуры, так и в части организации самих процессов. Не реже, чем раз в год, структура полностью меняется. Несмотря на кажущийся бесконечным процесс реорганизации, схема организационной структуры всегда соответствует миссии «Платформы» и направлена на формирование системы ответственности, чтобы сотрудникам было легко отвечать за свою часть работы, не находясь под чрезмерным контролем руководства.

Ч – челлендж

В 2016 году началась великая реорганизация, благодаря которой появилась «Платформа». Тогда, шесть лет назад, в трёхэтажном доме, кроме жильцов, соседей по дому не было. Да и на дверях соседних строений висели замки, а в «барном квартале» стоял только «Культовый бар». Спустя время построился ресторан «Белуга», на втором этаже появилась фотостудия, улица Фиолетова и Ульяновых начали преображаться, новые поселенцы, беря пример с «Платформы», показали, насколько стильно может выглядеть памятник архитектуры, если не закрывать кирпич облицовочным материалом, и постоянно за ним ухаживать.

Недавно, например, новоселье отметил центр «Мой бизнес», приятно удививший гостей своим стильным дизайном. А ведь у истоков этого стоит институт «Платформа», подавший нужный сигнал в космос.

Ш – школа под контролем

«Платформа» курирует несколько элементов цифровой образовательной среды. Один из них – «Моя школа». Это система, в которой будут выгружаться данные об учителях, свободных и занятых вакансиях, уровне образования, данные о заработной плате и другое. На данный момент более 100 школ уже находятся в системе. До конца 2022 года планируется внедрить «Мою школу» во все общеобразовательных организациях.

Задача Платформы – контролировать процесс внедрения системы и консультировать непосредственных участников процесса.

Э –Эксперимент

Работа института – это череда экспериментов. Эксперименты не только в интерьере, стулья которого отличаются от привычных глазу чиновничьих кресел, но и в обучении. Так, несколько лет назад институт делал совместные проекты с GlobalLab. Один из них — «Экспедиция». Проект направлен на летнее оздоровление детей. Институт участвовал в создании модельных образовательных программ, которые в дальнейшем тиражировались другими организациями, не только и не столько нашего региона.

В части допобразования детей пробовали создавать и другие экспериментальные проекты. Например, школьный театр на английском языке, который преследовал цель не обучения иностранному языку или театральному искусству, а способ получения новых коммуникативных навыков. Человек, который даже не владел английским языком, в рамках трехмесячной подготовки получал опыт социализации с разными возрастными группами. Изучали театральное мастерство и «инглиш», а потом на малой сцене ТЮЗа ставили спектакль.

Ю – юный

«Платформа» обучает и переобучает не только взрослых, но и уделяет большое внимание юным дарованиям. Школьники уже участвовали в экспериментах, которые проводил институт.

Как показала практика, уже реализованных в стенах Платформы проектов Яндекс Лицей и IT школа Samsung, ученик 10–11 классов, ещё не познавший все сложности офисной работы и работы на производствах, может спокойно получить базовые навыки программирования и уже готовым специалистом прийти в среднее или высшее учебное заведение. При этом успешно совмещать работу и свое дальнейшее профессиональное развитие в стенах университета.

Институт за то, чтобы процесс обучения был по-настоящему непрерывным. И цифровое творчество, в том числе программирование — неотъемлемая часть этого.

Я – ясно, как божий день, институт «Платформа» — яркое доказательство, что и в небольшом городе, и в государственном секторе можно и нужно создавать креативные пространства для развития той самой креативной экономики.

Читайте также

Главы сел Икрянинского района объединились, чтобы защитить Савельева В Астраханской области впервые перевезли пациента вертолетом санитарной авиации В Астрахани на 9 мая будет изменена схема движения общественного транспорта
Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА