Минус один арт-объект в Астрахани. Город, к сожалению, потерял в пожаре макет легендарного фрегата «Орел», который принято называть копией первого российского парусника, хотя на самом деле это не так. Вспомним, как рождалось это деревянное чудо, где нашло свою бухту и чем, как говорится, дело закончилось.
Астраханцы привыкли, что с наступлением теплого периода в акватории одного из городских водоемов устанавливался макет фрегата «Орел». Семилетку этот арт-объект радовал и местных жителей, и гостей города. Но в этом году парусник в родную гавань не вернулся. Да и вообще, он, как и его исторический собрат, отправился в прошлое. Еще несколько месяцев назад. Правда, о печальной участи местной достопримечательности стало известно лишь недавно, когда горожане стали задаваться вопросом – а где же уменьшенный корабль?
А начиналось все в 2018 году. Астрахань отмечала свое 460-летие. Центральная часть города украшалась с особенной тщательностью. Были установлены несколько новых арт-объектов. Один из них – деревянный макет легендарного фрегата в масштабе 1:4, длиной в 6 м. и шириной в 4,5 м. Новая достопримечательность выглядела как настоящее судно. И она стала интересной фишкой общественного пространства.
Многим астраханцам наверняка известно, что исторический фрегат «Орел» был первым русским парусным кораблем, который построили для охраны торговых судов на Каспии. Строительство стартовало в ноябре 1667 г. в селе Дединово Коломенского уезда по указу царя Алексея Михайловича. Корабелам понадобилось для этого 2 года. На воду парусник спустили в 1668 г. Еще год велись отделочные работы.
В свое первое плавание первенец российского кораблестроения вышел 7 мая 1669 г. Оно же, как показала практика, стало и последним. В Астрахань фрегат прибыл спустя три с половиной месяца. То есть, 24 августа 1669 г. К сожалению, до наших дней это чудо не сохранилось. Да и в целом жизнь фрегата была короткой. По одной из версии, он был сожжен после захвата Астрахани восставшими казаками Степана Разина. По другой – пришел в негодность, простояв несколько лет без использования в реке Кутум.
Макет создавался в рамках муниципального заказа в астраханской исправительной колонии № 2. Заказчиком выступило МБУ «Зеленый город». Над воплощением идеи трудилась команда из десяти осужденных. В основном плотники. Копию выполнили в масштабе 1:4, с точным соблюдением пропорций прототипа.
Работа велась в сжатые сроки, чтобы успеть завершить деревянное изделие ко Дню города. Но при этом особое внимание уделялось деталям и оснащению. Обводы корпуса, реи, мачты, палубы, каюты, и даже выкатные пушки. То есть все атрибуты, которые должны быть у парусного военного судна 17-го века. На всю эту красоту мастерам понадобилось около двух месяцев.
Первоначально для нового объекта было выбрано Лебединое озеро. Мини-судно установили посередине водоема на специальную платформу. Чтобы и от берега было подальше, и от рук вандалов. Но на следующий год макет сменил дислокацию. Местом для его постоянной прописки стал Варвациевский канал напротив Триумфальной арки.
Летом 2023 г. мини-судно было капитально отремонтировано. Впервые с момента своего создания. На макете заменили некоторые детали, обновили покраску рей, мачт, палубы. Также «Орел» обрел и новые паруса. Впрочем, текущий ремонт проводился ежегодно, в период холодов, когда изделие переезжало на зимнюю «квартиру». А именно на производственную базу МУП «Зеленый город».
В официальных релизах макет частенько называют точной копией легендарного «Орла». На самом деле это не копия. И уж тем более не точная. Чертежей исторического парусника не сохранилось. Да и были ли они вообще – большой вопрос. В те времена судостроители с проектом на бумаге не заморачивались. Имеется лишь описание судна. Мол, трехмачтовое, длиной в 24,5 метров и шириной в 6,4 метра, вооруженный 22-мя пушками. А также гравюра с изображением этого парусника.
Для строительства корабля пригласили мастеров из Голландии, своих-то специалистов тогда в России не было. Сначала работами руководил Ламберт Гельт. А затем полковник Корнелиус фан Буковен. И скорее всего при создании «Орла» иностранцы пользовались проектами голландских фрегатов.
Без чертежей и планов обошлись и создатели астраханского макета. Собственно, именно фотография фрегата, скаченная из интернета, и послужила прототипом для создания их шедевра. Не «Орла», а одного из его возможных «ровесников». Об этом в 2018-м рассказывал один из осужденных, трудившихся над изготовлением арт-объекта. Сюжет был показан в эфире местного телеканала.
Но так ли уж это важно, копия – не копия? Деревянное мини-судно получилось красивым и стало украшением города. Жаль, что так недолго. Как стало известно нашему изданию, макет сгорел во время крупного пожара, произошедшего на производственной базе «Зеленого города» еще зимой 2025 года. Изделие, к сожалению, не подлежит восстановлению. Так что уменьшенный «Орел» повторил, по сути, судьбу своего возможного прототипа.
Ирина Чернухина