Как единственная в Астраханской области Народная учительница влюбила детей в химию

Если бы у меня была такая учительница…

Информационный штаб 05 октября 2022 15:39

Каждое пятое октября школы всей страны становятся особенно прекрасными от обилия цветов. Для преподавателей, пожалуй, этот день важнее, чем Восьмое марта и 23 февраля. Это их день — День учителя.

Мы часто ходим в гости. Благодаря своей любознательности мы узнали, что общего у мусора и буддисткой теории перерождения; что появляется раньше: курица или яйцо; почему не надо все ясные дни отдавать Газманову; есть ли у журналистов «Инфоштаба» лепрофобия; как выглядит дом для бездомных; как астраханские арбузы Петра I вылечили; что должен любить больше своей профессии детский врач; зависит ли уровень знаний от расстановки школьных парт и как пахнет имитатор кокаина

А теперь хотим вас познакомить с единственным в Астраханской области «Народным учителем РФ», которая посвятила более 40 лет своей жизни великому труду — учить детей химии — Ниной Анатольевной Гневиной. Учитель-методист, Заслуженный учитель, семикратный победитель международных конкурсов, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года», дважды победитель областного конкурса «Учитель года». Все это она — Нина Анатольевна. Уйдя на заслуженный отдых, она продолжает прививать ученикам любовь к химии. И у неё отлично это получается. Только в этом году 15 школьников, которых курировала Народный учитель, стали студентами самых востребованных вузов страны.

Первый и вполне логичный вопрос, который мы решили задать нашей собеседнице — почему она решили стать учителем?

«Я окончила новоруссовскую среднюю школу Красноярского района. До сих пор помню свой первый день в школе. Папа — инвалид войны, пятеро детей. Я даже не умела читать. И первое, что я увидела — учительницу. Мне кажется, что когда она вошла в класс, я как будто встретилась с иконой Божией Матери. Она была светловолосой, лицо было такое красивое. И я на всю жизнь запомнила имя и фамилию своей первой учительницы — Ольга Николаевна Дурнова.


Мне всегда нравилось учиться. После десятого класса я готовилась поступать в МГУ, писала работы и меня пригласили на экзамен. Мои преподаватели всегда говорили: «Ниночка, ты далеко пойдёшь». Особенно преподавательница русского языка Зинаида Кравченко.

Когда я оканчивала школу, изменился образец аттестата. Получилось так, что всем аттестаты выдали канонические, а мне — особого образца, медальный аттестат, но его задержали, и я просто не успела в июне поехать в Москву.

Это был 1963 год. В нашем педагогическом институте открывается отделение химии и биологии. И так как в семье было пятеро детей, папа говорит, мол, мы всё равно, Нина, тебя не потянем в Москве, устраивайся где-то здесь. Я пошла, отдала документы и меня тут же взяли», — поделилась воспоминаниями Нина Анатольевна.

Все пять лет она училась на одни пятёрки, была ленинским стипендиатом. Когда окончила, то сразу же получила много предложений от разных учебных заведений. Выбор пал на 39-ую школу, которой, к слову, исполнилось в этом году 55 лет. Но в 1968 году со стен еще не исчез запах краски, а в качестве бонуса молодому учителю предложили квартиру. Такому подарку Нина Анатольевна была рада.

Не могли мы пропустить тот факт, что астраханка училась далеко от центра города. И судя по оценкам и результатам, уровень образования в сельских школах тогда не уступал уровню образования школ городских.

«Он был не просто хорошим. В моём классе учились 27 человек. Причем дети были из трёх сел: Бузанский совхоз, Верхнебузанский колхоз и наша Новоруссовка, как базовое село. Дети жили в интернатах, но из моего класса 21 ученик получил высшее образование. Причем есть заслуженный учитель, есть народная учительница одного класса, есть заслуженный врач, полковник, один майор и множество хороших врачей», — резюмировала собеседница.

Тогда напрашивается следующий вопрос: неужели уровень образования раньше был намного выше и почему сейчас такой культ лицеев и гимназий?

«Когда я поступала в институт, мне достаточно было уровня, который я получила в школе. Я брала учебник для поступающих в вузы и проработала по билетам. Этого хватило, чтобы я получила пять пятерок на экзаменах в институте.

Я считаю, что сейчас произошел очень большой разрыв между базовым образованием и образованием абитуриентским. Базовое образование сейчас ни одному школьнику не дает возможности самостоятельно подготовиться и поступить в институт. Нужны репетиторы. У нас в своё время не было репетиторов. Я давала бесплатно консультации в школе, я учила детей, учителей, врачей 10 лет. А сейчас все услуги платные.

Капитализация образования привела к тому, что школы стали бедно снабжаться. Сейчас приходят ко мне ребята и просят подготовить в вуз. Ребята, которые на уроках химии никогда не делали опыты. А у меня почти на каждом уроке делали. Я сама проводила обязательно демонстрационный эксперимент. Сейчас говорят, что работать с веществами очень опасно. Но есть техника безопасности, которой мы учили детей», — говорит Нина Анатольевна.

По её словам, из образования ушла патриотическая нота. Дети не знают про закон сохранения массы веществ, потому что в учебниках о нём прописано пару строк. Не знают ученики и кто создал всемирную химическую шпаргалку. С трудом вспоминают, что это Дмитрий Иванович Менделеев. Формулировки законов не знают. А всё-таки профильное образование и образование углубленное требуют очень хорошей платформы.

Ещё одна причина, по которой дети не хотят учиться, — отсутствие мотивации. Выпускники выходят из школы с мыслями, что даже если они будут учиться на одни пятёрки, они не найдут себе достойное место работы.

«Многие медики, мои бывшие ученики, которые окончили с красным дипломом, не могут трудоустроиться. Хотя, вроде бы, на рынке не хватает врачей, не хватает среднего медицинского персонала.

Ну вот в школу приходят учителя, которые оканчивают институт. Если у преподавателя хорошие знания, они ищут себе места в коммерческих структурах, где их труд достойно будет оплачен. Учительский труд — до сих пор низкооплачиваемый труд. И туда приходят только те, кто любит детей, кто не мыслит себя без педагогической профессии. Вот что обидно точно», — считает Нина Анатольевна. Что тут добавишь?

Не прошли мы мимо темы и единого государственного экзамена. И по мнению астраханки, такой формат проверки знаний ничуть не снизил качество. Однако, по её словам, есть в нём всё-таки недочеты.

«Я была восемь лет председателем комиссии Астраханской области. Наши детки показывали очень приличные знания по химии. Раньше так: билет, три вопроса и дети, подготовившись, идут отвечать. Знают — хорошо ответили, не знают — получают неудовлетворительные оценки. Может, они и вовсе ничего не знают.

ЕГЭ по химии, по математике, по физике, точным наукам прекрасно проверяют фундаментальные знания по всему курсу. А раньше, если попал на хороший билет, значит, хороший ответ. Так что я никак не хочу обесценивать ЕГЭ.

А вот для истории, литературы, естествознания, английского языка, я считаю, ЕГЭ не подходит. Там надо уметь рассуждать, соглашаться с автором произведения или высказывать свои мысли. Там я считаю, нужно вернуться к обычному устному экзамену», — резюмировала Народный учитель.

Однако есть перегибы. Последние годы приходят задания по химии профильного углубленного порядка, выходящие за рамки даже профильной углубленной школы. Есть задачи, в которых нужно выполнить 15 или 16 алгоритмических предписаний, чтобы ребёнка привести к ответу. Нина Анатольевна считает такие задачи на обычных школьных экзаменах недопустимы. Они подходят для олимпиады, в школе эти задачи не решают.

Но если усложняются задания, значит и становится больше информации в учебниках, подумали мы. Ан нет, этот миф сразу же развеяла наша собеседница.

«Учебные методические материалы изменились в сторону упрощения. Это плохо. Вот курс химии. Помимо того, что ушла нотка патриотического воспитания в учебниках, ушли знания о производствах серной кислоты. Мы досконально изучали с детьми: приборы, аппараты, реакции, технологические процессы. Далее производство чугуна, производство стали. Минеральные удобрения не изучают. А в советской школе учились распознавать. Была связь с биологией. Сейчас этого в химии вообще нет. Удобрения мы не изучаем. А это те вещества, без которых невозможно сельское хозяйство.

Прекрасные учителя работают во всех уголках нашей Родины. Почему проекты, которые дает Минпросвещение, не отдать на рассмотрение учителям, методическим объединениям. И я уверена, был бы хороший проект, стало бы хорошее химическое образование. Система упрощенная, а задания повышенной сложности. И с каждым годом все сложнее и сложнее.

Преподаватель и учитель должны объединять класс — это однозначно. Какие были красивые классы у меня. Вот после каждого класса, который я выпускала, был семейный классный альбом. Я им показывала замечательные опыты, которые подтверждают отличие химических явлений от физических. Там и вулкан, там и изменение окраски раствора после слияния. И это всё дети видели. А сейчас дети учат учебник и не видят. И, конечно, детей надо учить работать с пробирками. Химию сейчас прокатывают, просто как теоретическую науку. Ну какая же тут глубина знаний будет?

За то время, что пока я преподавала химию, я не потеряла ни одного ученика. У меня очень много докторов наук, докторантов, заслуженных врачей. Работают в МГУ в Академии Губкина, в РУДН. Все мои дети, которые работают в центральном институте», — горделиво сказала Нина Анатольевна и после этого достала красивые старые альбомы, где каждая страница была пропитана любовью учеников.

Вот приклеены несколько объяснительных, почему ученики пропустили занятия в школе. Честно во всём признавались: «Я, Конищев Александр Владимирович, ученик 6 Б, отсутствовал в школе два дня. Всё это время я был в прокате видеоприставок. Я там прогуливал уроки».

Самыми ценными экспонатами оказались вырезки из тетради по физике с оценками. Двойки и тройки получил почти весь класс, а выговор сделали Махмудовой за то, что учитель поставил ей пятёрку.

Перелистнули страницу и тут мечты девятиклассников о том, каким они видят свое будущее после окончания школы: взять хороший билет по химии, хорошо провести лето, много счастья, поступить в вуз, сдать экзамены, оторваться на каникулах, купить мотоцикл и встретить девушку своей мечты и деда-миллиардера.

Спросили, а как поживает тот, кто мечтал встретить девушку мечты, получилось?

«Да, встретил, — ответила Нина Анатольевна, — Живут хорошо».

Каждый праздник, по словам нашей собеседницы, они отмечали всем классом. Нина Анатольевна готовила сценарий, ставили постановки. Например, за импровизированную сценку на песню «Алёша» один из её классов получил первое место. А по выходным ходили на рыбалку, в походы, варили уху.

Вот уже в руках третий альбом. Тут, говорит Нина Анатольевна, мой первый химический класс. Гордо показывает фотографии шествия на Первое Мая. Отмечает, что всегда ходили с учениками со своими транспарантами. Обязательно выезжали в колхоз. А в конце уже фотографии выпускников и под каждой из них подпись, кем стал тот или иной ученик.

Третий альбом. А почти 80% всех птенчиков выросли и стали либо врачами, либо инженерами-химиками. Процент любви учеников к химии удивил. Всё-таки предмет не лёгкий. Увидев наши удивлённые глаза, Нина Анатольевна улыбнулась и сказала: «Вы знаете, мои ученики могли писать с ошибками и получать по русскому языку двойки, но по моему предмету всегда были пятёрки. Химия у меня была самым лёгким предметом».

И, открыв четвёртый альбом, мы поняли почему. Вот один из школьных уроков. Ученики в костюмах, на них шляпки с элементами из периодической системы Менделеева. А вот путешествие в страну углеводородов. И такие занятия Нина Анатольевна проводила раз в месяц. На них, порой, собирались порядка 70 человек, включая учителей из других школ. Приходилось переходить в актовый зал, чтобы у каждого была возможность посмотреть на мастер-класс.

Досмотрев альбомы, мы вернулись к беседе и заключительный вопрос, и, пожалуй, самый важный, который нам хотелось задать человеку с таким опытом, багажом знаний и учениками, жизненный путь которых стал показателем профессионализма Нины Анатольевны, — что нужно нашему образованию, чтобы повысить его уровень?

«Сейчас есть возможность выбирать педагогов. Отбирать людей, которые, во-первых, любят детей, которые действительно свяжут свою жизнь с учениками, с детьми. Учителям достойную зарплату надо платить и учителей сделать героями, а не людьми второго сорта. Вы понимаете, мы сейчас, как обслуга. Вот это претит всем. Потому что учителя — служащие. Да, мы служим детям, служим народу. Но почему-то служащие, которые сидят в кабинетах, получают намного больше. А служащие, которые служат народу, получают копейки, на которые собственных детей в школе одеть не могут. Повернуться к учительству. Не выставлять учителей обслугой. Я, например, считаю, что учитель и врач — это самые важные люди на земле.

Когда я поступила в школу, это был 1953 год. Нас кормили пирожками, печи топились дровами. Но было уютно и тепло. И не было расслоения детей. Все были послевоенные, все были одеты одинаково просто. И был культ учебы. А сейчас не во всех классах, не у всех учителей увидишь тягу детей к знаниям.

Отбирайте лучше, пропагандируйте профессию учителей и выбирайте для школы самых талантливых. И дети будут пытаться узнать новое, стремиться к собственным успехам и тогда у нас всё получится», — говорит Нина Анатольевна.

Когда началась пандемия, артисты в Москве попросили прибавку к пенсии . В этом им не отказали. Народный учитель России, единственный человек, который имеет такое звание в Астраханской области, которая отдала больше 40 лет своей жизни детям, получает обычную пенсию по старости.

Нине Анатольевне до сих пор звонят, консультируются, просят провести её уроки, которые она проводила будучи ещё учителем. Астраханка не отказывает. И параллельно готовит к ЕГЭ будущих профессоров и докторов наук. В этом году 15 школьников сдали ЕГЭ не ниже 75 баллов. Двое на 100 баллов… И все уехали поступать в вузы за пределами Астраханской области.

Много лет назад, когда я ещё была студенткой вуза, моя учительница по высшей математике говорила, что логарифмы не всем даются. И тогда, хватаясь за голову, я, приложив немало усилий, сдала экзамен на тройку. Встреча с Ниной Анатольевной перевернуло мои взгляды на обучение. Теперь я понимаю, что причина была не только во мне. Ведь у нашей собеседницы всегда получалось сделать так, чтобы её ученики, даже троечники, знали один из самых сложных предметов на пять.

А закончить бы хотелось на позитивной ноте: поздравление от Нины Анатольевны всем астраханским учителям.

Читайте также

Ни «рогатых», ни синеньких: как в Астрахани создается муниципальное транспортное предприятие В Ахтубинском ковидном госпитале игнорировали протокол лечения пациентов в тяжелом состоянии Парк «Планета» может снова превратиться в пустырь
Реклама

Комментарии
Всего комментариев: 0
Оставить комментарий

РЕКЛАМА
РЕКЛАМА