На днях в редакции «Инфоштаба» раздался звонок. Фотографы, редакторы, а также учредители, в пресс-тур с таможенниками поехать не хотите ли? Конечно, хотим, ни секунды не сомневаясь, ответили мы. Так, под палящим солнцем, когда температура воздуха равнялась градусам водки, мы оказались на трассе Р-22 и вместе с сотрудниками мобильной группы и лабрадором Карри осмотрели с десяток большегрузов на предмет контрафакта. Да, эти машины, скорей всего, уже прошли таможенный контроль, но как говорил Козьма Прутков – лучше перебдеть, чем недобдеть.
А что это за зверь такой – мобильная группа? Именно об этом мы сегодня и расскажем в своей рубрике под неофициальным названием «Как это работает».
Наш репортаж мы слегка попридержали, чтобы выпустить именно сегодня. Ведь 20 июля Астраханская таможня отмечает 465 лет со дня исторической даты начала службы на земле астраханской. В чат врывается Максим и вопрошает: знаешь ли ты, что Астраханская таможня считается старейшей на Юге России и берет своё начало в 1557 году со взимания таможенных пошлин с торговых людей в царскую казну? Согласно Никоновской летописи первые торговые пошлины начали собирать стрелецкий голова, воевода Иван Семенович Черемисинов-Караулов и казачий голова Михаил Колупаев.
Современная же история таможенного дела в нашем регионе началась с открытия Астраханского таможенного поста Нижневолжской таможни, преобразованного 28 сентября 1992 года в Астраханскую таможню. Тогда там работали 25 человек.
26 декабря 2012 года таможня, что называется, приросла регионами: Волгоградскую присоединили к Астраханской. В итоге наша таможня курирует территорию в 236 тысяч квадратных километров, а это, на минуточку, более 50% Южного федерального округа, отвечая за Астраханскую и Волгоградскую области и Республику Калмыкию. Штатный состав за 30 лет вырос в 18 раз – сегодня дают добро 450 человек.
Еще немного ликбеза. В нынешней структуре 9 таможенных постов. В нашем регионе — Астраханский, Ахтубинский, Аэропорт Астрахань, Морской порт Оля, в соседнем — Аэропорт Волгоград, Волжский, Дзержинский, Красноармейский, Михайловский. Четыре из них осуществляют свои функции в пунктах пропуска через государственную границу на протяженности порядка 750 километров.
В мае 2018 года в составе таможни были созданы мобильные группы. Сотрудники, входящие в их состав, могут самостоятельно останавливать транспортные средства массой более 3,5 тонн. Всего мобильных групп две, на территории Астраханской области и Республики Калмыкия трудятся 16 человек, еще 13 – в Волгоградской области. Работают братья, имея в своем арсенале два передвижных мобильных комплекса, созданных на базе автомобилей FORD TRANSIT с цветографическими схемами и спецсигналами, которые оснащены современной досмотровой и компьютерной техникой с программными средствами таможенных органов и средствами связи, набором программных и технических средств — средств контроля, радиостанции, портативных индивидуальных видеорегистраторов.
«Мобильные группы – это второй контур в борьбе с контрафактными и незаконно ввезенными на территорию ЕАЭС товарами. Как показывает практика, данный инструмент эффективен. Также с 8 марта 2022 года введены запреты и ограничения на вывоз отдельных категорий товаров. С этого момента астраханские таможенники выявили 70 фактов попыток вывоза таких товаров. Это и более 150 тонн оборудования, и запчастей, и 332 тонны сахара, и более 20 тонн зерна», — рассказал нам заместитель начальника Астраханской таможни, начальник службы таможенного контроля после выпуска товара Александр Гурин.
Александр Васильевич пояснил, что первый контур – это посты непосредственно на границах Таможенного союза. Но ведь не весь товар идет легально — через установленные пункты пропуска. Находятся и те, кто считают себя нормальными героями и потому идут в обход, в обход таможенного контроля. Подобные персонажи считают, что если им удалось пересечь границу, то жизнь удалась, вот тут-то и вступают в дело мобильные группы, имеющие законное право организовать место остановки в любом месте контролируемых регионов. Чаще всего в Астраханской области работа мобильной группы осуществляется на границе с Казахстаном в круглосуточном режиме вблизи пункта пропуска через государственную границу в Караозеке. Но не всегда, оттого они и мобильные.
Добравшись до точки Х на трассе Р-22, ставшей местом встречи большегрузов и таможенников в день, когда нас великодушно взяли с собой, мы стали смотреть во все глаза, которые приходилось щурить из-за палящего солнца. Тенёчка не было от слова совсем – дорога, слева и справа степь да степь, но, кажется, бравых сотрудников мобильной группы это ничуть не смущало, что им снег, что им зной, когда на рынках и полках магазинов может появиться контрафакт. Мы решили тоже расслабиться и получать удовольствием и натуральный витамин D.
«Будем останавливать всех подряд?», — радостно потирая свои журналистские ручонки, спросили мы. Оказалось, что нет — таможенный контроль осуществляется на принципах выборочности, сплошного контроля нет и это в принципе невозможно.
«Оформление каждого транспортного средства занимает определенное время. Если начать останавливать каждое транспортное средство, создастся автоматически огромная очередь. Поэтому основное внимание уделяется транспортным средствам с иностранными номерами. А при осмотре на особом контроле также товары, подлежащие маркировке», — объяснил «Инфоштабу» начальник отдела контроля за ввозом и оборотом товаров Астраханской таможни Арман Имашев.
Водители грузовиков, надо сказать, несколько удивлялись, когда помимо сотрудников мобильной группы сначала несколько любопытных журналистских пар глазах устремлялись в кабину транспортного средства, а после вдвое меньше, но не менее любопытных журналистских носов совались в кузов. Кто-то делал вид, что не обращает внимание, кто-то спрашивал, ху из ху, а кто-то и вовсе выражал недовольство обилием внимания и становиться звездой под прицелом фото- и видеокамер не горел желанием.
«Каждый водитель транспортного средства – это человек, в первую очередь, и он реагирует по-разному, — поделился Арман Васильевич, отвечая на наш вопрос, насколько его служба опасна и трудна, даже если под ногами не мешается медиабратия, — Задача инспектора, который останавливает транспортное средство и общается с проверяемым лицом, по возможности быть немного психологом и как-то правильно себя вести. Надо корректно и правильно объяснить человеку цель нашей проверки документов и товаров и создать более-менее спокойную обстановку. Мы все знаем, когда любой человек, например, подъезжает к посту ДПС, он внутри себя переживает, даже если не везет ничего запрещенного. Так же и здесь, водитель, который подъезжает, если его останавливает сотрудник контролирующего органа, он тоже все равно немного напрягается».
К осмотру транспортных средств при необходимости подключаются кинолог со служебной собакой. Четвероногий сотрудник, признаёмся, заставил зашкалить мимиметр редакции «Инфоштаба» на максимальной отметке. Лабрадор Карри не только тщательно выполняла свои должностные обязанности, обнюхивая содержимое огромных кузовов, но и облизала наши раскрасневшиеся от жары и прилива любви щеки.
Всего в составе Астраханской таможенной кинологической службы трудятся 13 лабрадоров, закрепленных за каждым кинологом. В основном они обучены поиску наркотических средств, одна из собак специализируется на взрывчатке. Живут собаки в питомнике службы.
Почему именно лабрадоры?
«С ними проще работать. Немецкие овчарки – они ближе к работе по задержанию. У лабрадоров же хорошо развит нюх, они постоянно в поиске. А еще у этой породы очень покладистый характер», — ответил главный государственный таможенный инспектор Астраханской таможни Сергей Викарев.
С 9 месяцев собака уже может обучаться и до 8 лет может служить. Если собака не утратила рабочее качество, то можно продлевать ей срок службы. Но в итоге пенсия неизбежна.
«У меня Карри — третья собака. Первая была немецкая овчарка Изи, по родословной – Хилари из дома Алисы. Вторая служебная собака была Виола, по родословной – Виола Новембер. И вот третья Карри. Изи и Виола уехали ко мне в деревню, жили у моей мамы», — поделился Сергей Гаврилович.
Не могли мы не спросить о главном мифе из мира кинологии. Говорят, что в Москве кур доят, а собачки, обученные поиску наркотиков, имеют зависимость и сами, по сути, становятся наркоманами. К счастью, наш собеседник прямо и без обиняков заявил, что глупости говорим. И это он не о курином молоке.
«Мы собак наркотиками не кормим, у нас для этого есть имитатор наркотических средств», — развеял легенду кинолог, уточнив, что здоровье животных стоит в приоритете, они систематически проходят полный чекап организма и на задания выезжают в машинах, кузов которых даже оборудован кондиционером, в чем мы смогли убедиться лично.
А еще мы лично не удержались и тоже понюхали имитатор, который выглядит как образец дизайнерского украшения дома. Докладываем: наркоманами не стали. Но и запах не узнали, возможно, потому что не с чем сравнить, ибо ни гашиш, ни героин, ничего прочего подобного в натуральном исполнении никогда не вдыхали. И это, определенно, хорошо. А благодаря работе Карри и сотрудников мобильных групп таможни и всей таможни в целом, людей, способных сравнить, тоже будет намного меньше. А это, определенно, еще лучше!
С праздником, таможня! Растите большими и сильными. И спасибо за ваш труд.
Ранее по теме:
«КОВИД НИЧЕМУ НЕ НАУЧИЛ?»: КАК ЖИВЕТ ЕДИНСТВЕННЫЙ В РОССИИ НИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛЕПРЫ
НЕ НА ДНЕ: КАК ЖИВЁТ АСТРАХАНСКАЯ НОЧЛЕЖКА
ЛУЧ СОЛНЦА ЗОЛОТОГО: ВОЗМОЖЕН ЛИ ПЕРЕХОД АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ
КУРИНЫЕ ИСТОРИИ: КАК «ИНФОШТАБ» ПОБЫВАЛ НА «ХАРАБАЛИНСКОЙ» ПТИЦЕФАБРИКЕ И ОСТАЛСЯ В ВОСТОРГЕ
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ: ЧТО ТАКОЕ ИНСТИТУТ «ПЛАТФОРМА» И ПОЧЕМУ «ИНФОШТАБ» ВЛЮБИЛСЯ В НЕГО